decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Осязание души музейных экспонатов

07.04.2015

Оформление музейного пространства играет важную роль в восприятии выставленных в экспозиции предметов искусства. Дизайн выставки способствует более глубокому понимаю увиденного. Конечно, эксподизайн с его теоретическими, практическими и даже психологическими нюансами важен и для Выставочного центра Международного института антиквариата.

Эксподизайн выставочного музейного пространства держится на трех китах – цвет, свет и динамика. Они дополняют отдельно взятый предмет искусства, создают особенную атмосферу и способствуют лучшему восприятию.

В проведении каждой выставки есть конкретные цели и задачи. Допустим, если целью является демонстрация отдельных шедевров живописи с акцентированием внимания только на самих картинах, то тогда дизайнер обычно стремится к использованию одного цвета стен, например, какого-нибудь нейтрального оттенка серого, рассеянного света, без каких-то дополнительных мультимедийных «опций». Если же на выставке необходимо создать атмосферу определенной исторической эпохи, или же привлечь детей, преследуя образовательные цели, тогда уже в ход идут разные дизайнерские «инструменты» - и игра с цветом, светом и звуком, и разные динамические эффекты, возможность прикоснуться к какому-нибудь экспонату, видеоинсталляции и т.п. Например, в музее науки в Барселоне можно проводить несложные научные опыты, прикоснуться к арктическому льду, побывать в воссозданном тропическом лесу. Безусловно, это рождает в детях интерес к науке, к тому же посещение такого музея необычайно познавательно.

1974452.JPG
В музее науки в Барселоне. Водоем с разными видами рыб в воссозданном тропическом лесу.

В музее Франца Кафки в Праге атмосфера царит мрачная, преобладают темные цвета и вызывающие мурашки звуки. Это, в общем-то, и неудивительно. Ведь для всего мира он стал писателем, произведения которого пронизаны страхом и безысходностью, где мистика смешивается с реальностью, а абсурдность с глубоким философским пониманием происходящего.

Экспозиция музея Кафки поделена на две части – экзистенциальное пространство, посвященное жизни писателя, и мнимая топография, повествующая о творчестве.

Музей оставляет у посетителя смешанные чувства, с одной стороны – восхищение и удивление, с другой стороны – страх и осознание бед жизни. Кстати, интересно, что этот музей рождался десять лет назад как передвижная выставка. Создатель музея Жоан Инсуа из барселонского Центра современной культуры. Именно он когда-то придумал цикл выставок, посвященных писателям и их городам. Экспозиция «Франц Кафка и город Прага» была впервые открыта в 1999 году в Барселоне, в 2002 году она обосновалась в Нью-Йорке и лишь в 2005 году приехала на родину Франца Кафки, в Прагу.

1974452.JPG
Музей Франца Кафки в Праге

Еще один интересный музей с точки зрения оформления экспозиции и – это театр-музей художника-сюрреалиста Сальвадора Дали на севере Испании в городе Фигерас. Интересно не только «содержание» музея, но и история его создания. Ведь и само здание театра является своего рода экспонатом, оно было построено на месте сгоревшего театра, в котором в 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем. Спустя много лет в мае 1961 года художник решает построить на этом месте театр-музей, но его мечта воплотилась в жизнь спустя целых десять лет. Причиной этому была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал Дали – он не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.

Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба.

1974452.JPG
Театр-музей Сальвадора Дали. Фигерас. Испания.

Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие.

12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города.

«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон», говорил Сальвадор Дали.

1974452.JPG
Экспонат музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе

В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция. Помимо картин в музее экспонируются скульптуры, трехмерные коллажи, знаменитая комната с лицом американской актрисы Мэй Уэст, диван в форме алых губ один из популярнейших образов, комната, в которую можно подглядывать, движущиеся фигурки и многое другое.

1974452.JPG
Комната с лицом американской актрисы Мэй Уэст. Театр-музей Сальвадора Дали. Фигерас. Испания

Музей, действительно, создает ощущение лабиринта, само здание – тоже искусство, а экспозиция – театральное действо.

Надо сказать, что и в России достаточно много интересных музеев и выставок. Например, музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге. Экспозиции музея размещены в Водонапорной башне и в помещении бывшего резервуара Главной водопроводной станции. В музее используются различные мультимедийные технологии: от звука до света.

Мультимедийная экспозиция «Подземный мир Петербурга» представляет собой путешествие под землей, повторяющее путь воды: от водозабора по трубам в квартиры - и обратно, на очистные сооружения. Так же здесь представлен один из самых больших макетов исторического центра города.

В здании водонапорной башни экспозиция посвящена истории водопроводов разных народов. Среди экспонатов – колодцы, деревянные трубы, различные умывальники, старинные чертежи и фотографии.

В Москве в «нехорошей квартире» на Большой Садовой в музее писателя Михаила Булгакова сотрудники постарались передать и дух времени, и мистику знаменитого романа «Мастер и Маргарита». В разных комнатах квартиры используется различное освещении, есть и мультимедийные вещи, например, просмотр на экранах старых фотографий. В целом, в квартире сохранен стиль начала XX века. Например, наличие примуса в коммунальных кухнях 1920-30-х годов было обычным делом. Прижившееся в СССР слово «примус» пошло от названия «Primus» («Первый») популярной шведской фирмы, производившей эти аппараты, хотя примусы в Швеции делали и «Оптимус», и «Фебус», а еще их делали в Германии и Америке, в Англии и Китае, и даже в самом СССР – в Туле и Кольчугине. Примус стал не только атрибутом кота Бегемота в «Мастере и Маргарите», но и непременным атрибутом в произведениях других писателей того времени, в частности, Зощенко, Заболоцкого, Цветаевой, Мандельштама и др.

Интересен секретер Булгаковых второй половины XIX века. В семье была легенда о том, что этот секретер когда-то принадлежал Николаю Гоголю. Этот секретер имеет множество потайных ящичков и отделений и когда-то стоял в «синем кабинете» Михаила Булгакова в квартире в Нащокинском переулке. Судя по сохранившимся фотографиям, именно за ним писатель работал во второй половине 1930-х годов. Если так, то именно на этой полинявшей поверхности, покрытой тонкой красноватой кожей, шла работа над романом «Мастер и Маргарита».

Кстати, в Большом собрании изящных искусств ASG хранятся несколько секретеров западноевропейских мастеров XVII-XIX веков. В них также присутствуют потайные ящички и отделения, которые неизменно привлекают внимание посетителей Выставочного центра Международного института антиквариата во время их демонстрации на экскурсиях.

Если говорить о дизайне Выставочного центра Международного института антиквариата, то зрителю в первую очередь бросается в глаза атмосфера прошлых веков, которая удачно воссоздана благодаря цвету, звуку и размещению предметов искусства постоянной и временной экспозиций.

1974452.JPG
В Выставочном центре Международного института антиквариата

- При выборе цвета стен Выставочного центра мы остановились на бордовом, - рассказывает директор Международного института антиквариата Алина БУЛГАКОВА, - так как бордовые стены создают ощущение торжественности, особенно в сочетании с золочёными рамами старинных картин XVII-XVIII веков. Во время экскурсий звучит классическая музыка западноевропейских композиторов XVII-XIX веков. Музыка помогает посетителю настроиться на возвышенный лад. Также у наших гостей есть уникальная возможность осторожно прикоснуться к произведениям искусства. Тактильные ощущения дополняют впечатления от посещения Выставочного центра, они помогают почувствовать сопричастность с гением их создавшим.

В Выставочном центре Международного института антиквариата свет мягкий, рассеянный, что создает атмосферу уюта. Особенно это актуально для интерьерных выставок института, помогает их одомашнить, чтобы ощущение выставочного пространство было сведено до минимума, а у посетителя было чувство, что он в самом настоящем доме.

Сейчас проходит выставка, посвященная стилю ампир. В выставочном зале воссоздан интерьер нескольких комнат: мужской кабинет, гостиная и будуар. Каждый предмет мебели созвучен эпохи и уникален.

1974452.JPG
Ломберный столик и лампа-"бульотка" в воссозданной гостиной в стиле апир на выставке Международного института антиквариата

Кстати, если говорить о здании как о музее, то нельзя не сказать об усадьбах в Подмосковье и Смоленской области, которые реставрирует компания ASG. Будет интересно увидеть макеты и историю той или иной усадьбы в одной из комнат главного дома. В одной из усадеб можно оставить незакрытым кусочек кирпичной кладки XVIII или XIX века и продемонстрировать гостям, как раньше строили. В любом случае, усадебные комплексы, интересны с точки зрения музейной. Планируется, что они будут наполнены подлинными историческими предметами искусства из Большого собрания изящных искусств ASG, что, несомненно, придаст им большей туристической привлекательности.

Алина ЕРШОВА

Поделиться: