decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Окно в мир шедевров

31.03.2015

Через месяц завершается необычная выставка «Эрмитаж в зеркале витрин», посвященная истории музея и технологии экспозиции. Впервые в музейной практике в качестве главного и единственного выставочного экспоната представлены витрины. Более пятидесяти витрин из коллекции одного из старейших европейских музеев, а также фотографии и рисунки из собрания Эрмитажа демонстрируют эволюцию музейного пространства со времен Екатерины II до начала XXI века.

Витрины всегда были важной составляющей музейного пространства. В их формах, материале и декоре по-своему отразились ключевые тенденции социальной и культурной жизни России и Европы в целом. В отличие от современного выставочного оборудования, первые шкафы-кабинеты изготавливались краснодеревщиками и сами по себе являлись произведениями декоративно-прикладного искусства.

1974452.JPG
Витрина с корпусом из золоченого резного дерева. Санкт-Петербург, 1760–1770-е гг.По эскизам Ж.-Б. Валлен-Деламота (?)

Самые ранние и редкие витрины, представленные на выставке, относятся ко времени Екатерины II и Александра I. Они были созданы лучшими мастерами Санкт-Петербурга, основными исполнителями заказов императорского двора – Христианом Мейером и Генрихом Гамбсом. Изделия Мейера производили не менее сильное впечатление, чем сами коллекции просвещенной императрицы. Особенно выделялись его «кабинеты наподобие столов», выполненные в традиции музейной мебели кунсткамер XVII века. В мастерской Гамбса в 1811 году появилась необычная форма витрины в виде треугольной пирамиды, которая впоследствии несколько раз повторялась при создании эрмитажных витрин.

1974452.JPG

1974452.JPG
Витрина-обелиск и витрина-горка для зала Камей. В. Д. Штром, по проекту Л. Кленце. Санкт-Петербург, 1850–1852 гг.

В архитектурный проект Нового Эрмитажа, исполненного по заказу Николая I, архитектор Лео фон Кленце включил беспрецедентное количество музейного оборудования, отвечающего идее гармонии между экспонатами и окружающим пространством. Наиболее полного воплощения своего замысла Кленце достиг в интерьерах первого этажа, где размещалось собрание скульптуры и памятников античности. В проект «Зала греко-этрусских ваз» (ныне Двадцатиколонный) был включен гарнитур витрин, которые своими формами и декором напоминали древнегреческую мебель. В наши дни интерьер этого зала приобрел особенную ценность: он является редким и исключительным примером музейного пространства середины XIX века, где полностью сохранился весь ансамбль интерьера.

Скромный вид музея конца XIX–начала ХХ века свидетельствовал о возросшей роли экспоната. Обретая рациональные формы, музейные витрины становились более приспособленными для выполнения главной функции – служить максимально удобному осмотру коллекции. Эта тенденция сохранялась и в советский период, когда в музейном оборудовании господствовали декоративный минимализм и подчеркнутая функциональность.

Помимо специализированных музейных витрин, выставка демонстрирует витрины из частных собраний, которые поступили в Эрмитаж, в основном, после национализации 1920–1930-х годов. Они использовались для хранения личных коллекций минералов, драгоценностей, украшений и отличались более пышным декором и разнообразием техник и материалов. Большой интерес вызывают витрины, изготовленные Христианом Мейером: дорожная витрина Павла I и «минеральные ящики» для маленьких коллекций дочерей Павла Петровича.

Данная выставка, главной темой которой является история музейного пространства Эрмитажа, впервые обращает внимание зрителей на одну из важнейших сторон жизни музеев – сохранение уникальности их художественной среды.

Международный институт антиквариата отличается особым подходом к экспозиции. Посетитель Выставочного центра института имеет возможность рассмотреть подлинные предметы эпохи без привычных ограничений. За стеклом экспонируются только небольшие и хрупкие вещи, например, старинные книги или письма. Для их демонстрации используется соответствующая времени мебель – домашние витрины и застекленные шкафы XIX века, - это не нарушает ощущения пребывания в подлинном историческом интерьере. Подобный принцип экспонирования в полной мере воплощен во вновь открытой выставке «Зарисовки усадебного быта. Ампир».

1974452.JPG
Витрина Франция, первая треть XIX в. Каркас – массив дуба, шпон – карельская береза, стекло 79×47×43 см БСИИ ASG Инв. 13-0815

В подобных витринах хранили портреты с миниатюрными изображениями предков, образцы дамского рукоделия, ценные вещи и т.д.

1974452.JPG
Витрина. Голландия, нач. XIX в. Орех, маркетри, тонирование, золоченая бронза, стекло 189×53×62 см. БСИИ ASG Инв. 17-3866

Интересна форма карниза данной витрины под названием «шляпа жандарма» (фр. «chapeau de gendarme»). Подобные карнизы изогнутой формы стали популярны в период правления Людовика XVI и получили распространение не только во французской, но и в голландской мебели. Витрины данного типа использовались для хранения посуды и различной домашней утвари.

Марина ТОРШИНА
Источники
hermitagemuseum.org

Поделиться:
Яндекс.Метрика