decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

АНАЛОГИ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG СТАЛИ ТОП-ЛОТАМИ СТАРЕЙШЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО АУКЦИОННОГО ДОМА

20.01.2016

В конце 2015 года в старейшем аукционном доме Европы Доротеум (Вена) состоялся аукцион старых мастеров, сенсацией которого можно назвать лоты, аналоги которых имеются в Большом собрании изящных искусств ASG.

Традиционно высоко на аукционах ценятся композиции западноевропейских мастеров, пользовавшиеся популярностью в XVII веке. Композиции эти совмещали в себе живописные и декоративные традиции изобразительного искусства того времени. Речь идет о картинах, в которых изображение, выполненное, как правило, масляными красками, заключалось в овальную цветочную гирлянду. Подобные работы характерны, в первую очередь, для Италии и Фландрии. Тем уникальнее полотно, проходившее на аукционе, поскольку создано оно было во Франции в конце XVII столетия. Его эстимейт составил 4,000 – 6,000 €. В результате торгов цена поднялась до 10,634 €.

1231


Французская школа, конец XVII века
Аллегорическая сцена
Холст, масло. 145,5×112 см
10,634 € (эстимейт 4,000 – 6,000 €)

В центре композиции изображена некая аллегория в технике гризайль. Однако сцена эта, выполненная однотонной цветовой градацией, теряет свою выразительность и все внимание приковывают к себе яркие, сочные цветы. Их алые, нежно-розовые, белые и горчично-золотистые бутоны написаны с тончайшими прожилками за счет мастерских нюансировок. Автор пишет их с явным ботаническим интересом к особенностям сортов этих цветов.

Подобная любовь старых мастеров к обрамлениям из цветочных гирлянд связана со всеевропейским культом цветов. Немало способствовали подогреванию этой страсти и голландские живописцы с их превосходными флоральными натюрмортами. В Европе в XVII веке в больших количествах разбиваются сады и парки, куда привозятся цветы из стран Востока. Постепенно цветочными гирляндами художники начинают обрамлять портретные изображения. Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранится женский портрет фламандской школы XVII в., окантованный подобным венком.

1231


Фламандская школа XVII в.
Женский портрет в цветочной гирлянде
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 155×124,5 см
БСИИ ASG, инв. № 01-1867

Но еще удивительнее, когда живописцы применяют гирлянды в изображениях трагических религиозных событий. Например, в картине итальянского мастера XVII века Джованни Станчи (1608 – 1675) из собрания ASG одно из самых драматических библейских событий – «Несения креста» неожиданно окольцовывается цветами по воле мастера.

1231


Джованни Стончи
Несение креста
Италия, XVII в.
Холст, масло, 106×91 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1758

В данном случае зрители сначала воспринимают яркое, даже, радостное цветочное обрамление, а уже затем сюжетную фабулу, в результате чего снижается ее мрачный и тягостный посыл, заложенный в основе крестного хода Христа на Голгофу. Таким образом, в данном случае казалось бы совершенно несовместимые по характеру изображения гармонично сочетаются и, более того, уравновешивают общее эмоциональное звучание произведения.

Примечательно и произведение все той же итальянской школы XVII столетия, на котором изображена молящаяся Богоматерь.

1231


Итальянская школа XVII века. Дева Мария (Madre Pia)
Италия, ок. 1700 г.
Холст, масло. 71,5×58,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3805

В центре холста изображена Дева Мария в позе поклонения со сложенными в молитве руками. Подобные изображения Мадонны именуется «Madre Pia» («Богоматерь Молящаяся»). И здесь мы видим еще более пышную и богатую гирлянду, словно преподнесенную живописцем в дар Деве Марии и призванную прославлять ее чистоту и непорочность.

Не прошло без внимания на данном аукционе и еще одно полотно XVII века, написанное немецким мастером анималистического жанра Филиппом Петером Роосом (1657 – 1706). Оценено полотно было в 8,000 €, тогда как продано за 10,625 €.

1231


Филипп Петер Роос
Пейзаж со стадом и пастухом
Холст, масло, 118,5×169 см
10,625 € (эстимейт 8,000 €)

Художник этот специализировался на изображении идиллических сельских пейзажей со стадами, состоящими, преимущественно, из коз, овец и коров, пасущихся среди лесистой местности с античными развалинами или современными мастеру постройками. Неизменными стражами стад выступают пастухи и собаки. Всех этих персонажей мы можем видеть на аукционной картине, а также на работе из Большого собрания изящных искусств ASG с аналогичным названием «Стадо с пастухом и собакой».

1231


Филипп Петер Роос
Стадо с пастухом и собакой
Германия, XVII в.
Холст, масло, 117×166 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2098

Картины роднит размер композиций, преобладание в колористике охристых тонов и манера изображения серого неба с кучевыми облаками, подернутыми золотистым цветом. Близки друг другу пейзажи и позы животных, написанных, вероятно, с одних и тех же «моделей» и в одной и той же местности. Данное предположение подкрепляется и тем фактом, что Роос работал долгое время в Тиволи и, даже, получил прозвище по названию этого города (Tivoli). Здесь он покупал домашних животных, с тем, чтобы писать их на пленере.

Филипп Петер Роос, работавший в Италии, был немцем по происхождению. Соответственно его картины были близки итальянской школе. И подобный случай далеко не единичен. В частности, в собрании ASG находится большое полотно с морским пейзажеv, написанное французом Жаном-Анри Д’Арлем (1734 – 1784) явно в италинизирующей манере.

1231


Жан-Анри Д’Арль
Руина в порту
Франция, 1768 г.
Холст, масло, 212×126 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2050

Слева на полотне мы видим развалины античной ротонды, а справа на заднем плане – порт с маяком. На берегу водоема – руины с фигурами людей и груженой лодкой на фоне голубого неба с розовыми облаками. Подобные сцены, скорее, можно встретить в шумном неаполитанском порту, а потому аналоги данной композиции необходимо искать у учителя Д’Арля – Клода Жозефа Верне (1714 – 1789), обучавшегося в Италии у Бернардино Ферджони, или же напрямую в итальянском искусстве.

Если говорить о работах с данного аукциона, то подобным аналогом картине Д’Арля может выступить произведение неаполитанской школы XVIII века с изображением руин и корабля. Полотно было оценено в 3,000 €, а продано за 6,250 €.

1231


Неаполитанская школа XVIII века
Пейзаж с руинами и кораблем
Холст, масло, 107,5×144,5 см
6,250 € (эстимейт 3,000 €)

Обе работы наполнены изображениями небольших фигур людей в порту, занятыми разнообразными делами. Если на аукционной работе идет погрузка корабля, то в картине из собрания ASG портовые грузчики заполняют лодку бочками. Большое пространство художники отводят изображению ясно-голубого, лучезарного неба, которым так славится Южная Италия.

Алина БУЛГАКОВА
Светлана БОРОДИНА
Источники:
int-ant.ru
dorotheum


Поделиться: