decor
Следите за нашими новостями

На Christie’s и Sotheby’s прошла неделя старых мастеров

14.02.2018

С 30 января по 2 февраля в двух главных аукционных домах, занимающих около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, были выставлены работы старых мастеров. За несколько дней до торгов эксперты назвали самые интересные лоты, за которыми стоило последить. В их число вошли натюрморт Гаспара Вербрюггена Старшего и совместная работа Карло Маратти и Карела ван Вогелера, творчество этих художников представлено и в Большом собрании изящных искусств ASG.

Лот 186 дневного аукциона 2 февраля представлен работой Гаспара Петера Вербрюггена Старшего (1635-1681) – фламандского живописца, специализировавшегося на цветочных натюрмортах. Антверпен дал целую плеяду выдающихся мастеров этого жанра, столь любимого во Фландрии. Весь XVII век этот город являлся центром цветочного натюрморта Южных Нидерландов.

Тюльпаны195
Вербрюгген-ст. Г.-П.
Тюльпаны, пионы, нарциссы, другие цветы и
бабочка в стеклянной вазе внутри каменной ниши (1664)
Холст, масло, 40,3х53,8 см
Оценочная стоимость работы составила $60,000-80,000

Произведений Вербрюггена Старшего, к сожалению, до наших дней дошло очень мало, некоторые из них приписываются его сыну, который также избрал для себя этот жанр, и наоборот.

Полный тезка отца Гаспар-Петер Младший (1664-1730) у него же обучился живописи. При крещении художник получил имя Гаспар, второе имя – Петер – было добавлено во время конфирмации – таинства католической церкви, подтверждающего сознательное исповедание веры. Его испанизированный вариант «Педро», которым стал подписываться художник, впервые встречается в гильдийском списке 1691 года.

Способности Вербрюггена Младшего проявились необычайно рано. В двенадцать лет(!) он уже был мастером антверпенской гильдии, а в шестнадцать имел своего ученика. В 1691-1692 году Вербрюгген, несмотря на молодость, избирается деканом корпорации (должность, которую он впоследствии занимал неоднократно).

Кисти Вербрюггена Младшего принадлежат различные вариации цветочных натюрмортов: цветочные гирлянды, вазы с букетами, сложные композиции из цветов, оплетающих аллегорические или мифологические женские фигуры.

Букет196
Вербрюгген-мл. Г.-П.
Букет из цветов (1693)

Талант художника помог нажить ему большое состояние, но, судя по воспоминаниям современников, Гаспар-Петер младший отличался страстью к мотовству. Спасаясь от кредиторов, Вербрюгген уезжает в Голландию и почти два десятилетия (1706-1723) проживает в Гааге. Несмотря на обилие заказов, которые были у художника в этот период, по возвращении в Антверпен он оказался настолько беден, что коллеги были вынуждены прийти ему на помощь. В сентябре 1723 года Вербрюгген получает должность «Knabe», мальчика-посыльного при корпорации (в действительности, обязанности посыльного выполнял специально нанятый с этой целью слуга).

За годы работы Вербрюгген создал большое количество произведений, многие из них выполняли роль декора: служили десюдепортами, «надкаминными картинами», заполняли простенки аристократических гостиных. Такие полотна, достигавшие весьма значительных размеров, требовали незаурядного композиционного мастерства.

Именно такое произведение художника хранится в Большом собрании изящных искусств ASG. Парная работа – композиции из садовых цветов – выполнена с большим искусством, создающим впечатление единства, но при внимательном рассмотрении видны существенные различия. Одни и те же бутоны запечатлены в разный период их цветения: слева белые розы еще только обещают буйство торжествующей красоты, которую мы видим на правом полотне, а вот лилия и полосатый тюльпан, такие гордо-красивые слева, на правом полотне переживают период увядания, за которым неизбежны гибель и тлен. Но пока их роскошь в стиле позднего барокко и приятное освещение дают им привлекательный внешний вид.

1765_1

1765_2

Вербрюгген, Гаспар Петер II, младший (1664-1730). Цветочные натюрморты (парная композиция)
Фландрия, XVII в. Холст, масло, 59×40 см. БСИИ ASG, инв. №04-1765


Считается, что Вербрюгген не любил писать нежные, едва проклюнувшиеся бутоны. Цветы, образующие в его картинах грандиозные гирлянды или картуши, всегда изображены в полную силу цветения, в его кульминационной фазе, следующим этапом которой является неизбежное увядание. Их пышность как нельзя лучше отвечает специфике дарования художника, его склонности ко всему чрезмерному, избыточному, нашедшей воплощение во множестве крупноформатных полотен.

Подобные композиции, соединявшие цветы, распускающиеся в разное время года, писались не с натуры, а на основе предварительных студий. Гигантские пестрые тюльпаны, огромные розы, махровые пионы, часто встречающиеся в натюрмортах Вербрюггена, и на этот раз соответствуют задаче художника, стремившегося превратить свои полотна в триумф изобилия.

Сохранились сведения, что помимо работ, выполненных на заказ, Вербрюгген писал картины на продажу и торговал ими на антверпеновском рынке. При жизни художника его произведения пользовались широким спросом и в настоящее время живопись Вербрюггена представлена во многих собраниях Западной Европы. В российских коллекциях работы Вербрюггена встречаются редко.

Художник дожил до шестидесяти шести лет и был похоронен 14 марта 1730 года в кафедральном соборе Антверпена.

Лот 282 представлен коллаборацией двух художников – Карло Маратти написал Флору, а Карел ван Вогелер украсил портрет цветами.

Флора197
Маратти К., Вогелер К. ван
Портрет юной девушки - Флоры
Холст, масло, 110,7х 128,2 см
Оценочная стоимость: $80,000-120,000.

Карло Маратти или Маратта (1625-1713) – итальянский живописец и гравер, ученик классициста Андреа Сакки, развивший собственный стиль посредством произведений Рафаэля, братьев Карраччи и Гвидо Рени. Его многочисленные произведения на библейские и мифологические темы, украшающие собрания многих европейских музеев, сочинены со вкусом, фигуры в них красивы, исполнение виртуозно, но, вместе с тем, отмечают критики, они страдают недостатком настоящей жизни и условностью колорита. Современникам особенно нравились его миловидные Мадонны, доставившие ему прозвище Карло или Карлуччо делле-Мадонне. В БСИИ ASG есть произведение школы Маратти «Дева Мария», где вполне узнаваема манера мастера в изображении складок шелкового плаща, передаче теплого сияния нежной кожи…

1365
Маратти, Карло, школа
Дева Мария
Италия, XVIII в.
Холст, масло, овал 27,5×21 см
БСИИ ASG, инв. №01-1365

Несколько суров к наследию Маратти и Александр Бенуа, он считал, что его многочисленные произведения говорят лишь о тех пределах условности, до которых дошел академизм в своем преследовании изящного. Исключение составляет только его превосходный портрет папы Климента IX, заставляющий «особенно жалеть о том, что этот даровитый художник отдал всего себя на удовлетворение вкусов «претенциозных» любителей своего времени».

Вне Италии Маратти как живописец наиболее полно представлен в Государственном Эрмитаже, где, по оценке А. Бенуа, имелись одиннадцать его несомненных картин, в том числе и эта работа.

Папа198
Маратти К.
Портрет папы Климента IX (1669)
Холст, масло, 123х170 см
Государственный Эрмитаж

Соавтор Маратти, Карел ван Вогелер (1653-1695) родился в городе Маастрихте, нидерландской южной провинции Лимбурга, там же он обучался художественному мастерству. В Нидерландах он был прозван Distelbloem (цветок чертополоха). Такие прозвища, как правило, сочетали излюбленную тематику художника и качества его характера, из чего можно предположить, что Вогелер был довольно колкого нрава.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется его натюрморт «Цветочный букет в вазе».

4826
Вогелер, Карел де
Цветочный букет в вазе
Голландия, вторая половина XVII в.
Холст, масло, 90×62,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-4826

Как и в большинстве своих работ, Вогелер изображает здесь цветы, размещенными в вазе. Характерным для стиля Вогелера является свободный, волнистый мазок и использование некоторых излюбленных цветов: красного, голубого, желтого, а также оттенков багряного. В обеих картинах – портрете Флоры и натюрморте из БСИИ, присутствует «визитная карточка» художника: блестяще написанные отцветающие полосатые тюльпаны. Кроме того, ван Вогелер, как правило, писал цветы, помещенными в вазы, выполнявшими роль не только посуды, но самоценного декоративного предмета. На обеих картинах мы видим дорогие – из серебра и бронзы – вазы, украшенные искусной чеканкой.

Поза Флоры, отмечают эксперты, очень напоминает женскую фигуру Маратти из «Натюрморта с женщиной, собирающей виноград» в Государственном Эрмитаже, что также является совместной работой, но уже с Кристианом Беренцем (1658-1722).

О Кристиане Беренце известно немного, художник родился в Гамбурге, приехав в Италию, поступил в ученики к Карло Маратти. Недолгое время работал в Голландии, где испытал сильное влияние художников Северной Европы, следы которого можно видеть в натюрморте из БСИИ – темный фон и искусно сгруппированные богато украшенные предметы (бокал, кубок, кувшин) из отражающих свет материалов – стекла и полированного металла.

2454
Беренц, Кристиан
Натюрморт с арбузом
Германия, кон. XVII в.
Холст, масло, 64×75 см
БСИИ ASG, инв. №04-2454

В 1679 году вернулся в Италию, проживал в Венеции и Риме, работал во дворце маркиза Никколо Паллавичини, скончался в Риме.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
artswanted.com
liveinternet.ru
wikisource.org
books.google.ru

Поделиться:
Яндекс.Метрика