Левитана вдохновляли окрестности усадьбы Зенино
Почти сто лет от широкой публики была скрыта картина Исаака Левитана «Сумерки над водой», которую представят на аукционе «Старые мастера и полотна XIX века» («Alte Meister und Gemaelde des 19. Jahrhunderts») 2 декабря 2014 года в аукционном доме Auctionata в Берлине.
Из сумерек прошлого
История происхождения картины поразительна. После смерти Левитана это произведение, как и все его работы, перешло по наследству его родному брату Адольфу Левитану, который организовал вместе с Сергеем Дягилевым несколько посмертных выставок Левитана в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве. Участие этой картины в выставках также документировано до 1913-го года, в том числе и в одной из первых монографий о творчестве И.И.Левитана, написанной в 1913 году художником и историком искусства С. Глаголем. Позже картина Левитана пополнила Берлинскую частную коллекцию, где ее хранили десятилетиями несколько поколений.
Формат полотна — 76 на 108 сантиметров, в нижнем правом углу находится автограф художника. Это произведение написано маслом и является поистине знаковым примером позднего периода творчества художника, когда типичный для него реалистический характер передачи природы стал меняться в сторону более свободного и раскованного стиля. Левитан поистине мастер эффектного контраста света и цвета - с помощью немногих размашистых мазков он очаровывает нас поэтической атмосферой предрассветного полумрака над водой. По мнению русского эксперта Левитана Л.И. Захаренковой, эта картина "имеет высокое художественное и музейное значение, а также представляет значительный интерес для специалистов и любителей искусства".
Стартовая аукционная стоимость картины — 140 тысяч евро, эксперты, однако, считают, что ее реальная стоимость — около 280 тысяч евро.
В числе других лотов аукциона "Старые мастера и полотна 19 века" будет картина Айвазовского 1895 года, женский портрет работы Маковского, зимние пейзажи Клевера и другие произведения русского и зарубежного искусства.
И. Левитан "Сумерки над водой"
Подмосковные дачи для интеллигенции
Любопытно, что имя Левитана связано и с Международным институтом антиквариата, если говорить точнее, то с одной из усадеб, которую реставрирует компания ASG.
Пантелеймон Дурилин в 1918 году в своей книге «Московские пригороды и дачные поселки в связи с развитием городской жизни» пишет про имение «Зенино» князя Шаховского. Автор живописует картины природы усадьбы – «с веселыми березовыми рощицами и ярко зелеными лугами, с чудным пестрым ковром из цветов. Это имение представляет скромный, но изящный уголок барской жизни средней руки». Также Пантелеймон Дурилин упоминает о том, что «в этой же местности находится имение графа Салтыкова (Салтыковка) с вековым прекрасным липовым парком. В нем находятся «серебряный» и «золотой» пруды». Оказывается, эта великолепная природа вдохновляла Исаака Левитана, который жил там.
Салтыковка в конце XIX – начале XX веков была популярным местом для отдыха московской интеллигенции. Красивые пейзажи, пруды, плюс доступные цены привлекали многих. В частности, там любили отдыхать поэт Андрей Белый и режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой актрисой Зинаидой Райх (которая, кстати, была супругой Сергея Есенина и родила дочь и сына, которых, после ее развода с поэтом, усыновил Мейерхольд).
Дача, где разместилось семейство Левитанов, предположительно находилась в конце нынешней Пионерской улицы, на границе с Никольским, где раньше был переезд через железную дорогу.
Художник и летний зной
2 апреля 1879 года вышел царский указ, запрещающий евреям жить в Москве. Появление указа связано с мерами царского правительства, последовавшими вслед за покушением народовольца А.К. Соловьева на Александра II. Восемнадцатилетнему Исааку Левитану с сестрой и братом Авелем пришлось уехать из Москвы в подмосковную Салтыковку.
Лето выдалось тогда сухое и знойное. Левитан вспоминал потом это время как самое трудное в жизни. Каждое утро Исаак Левитан брал этюдник. Он рисовал на природе до позднего вечера.
Исследователи творчества художника полагают, что картина «Березовая роща» написана в Салтыковке. На полотне много солнца, тепла, да и само место походе на природу в окрестностях Салтыковки.
И. Левитан "Березовая роща"
Поезда из прошлого
В Салтыковке Левитан жил недалеко от Никольской платформы. Здесь было шумно и весело. Сюда по вечерам собиралась на прогулку вся дачная публика. В девять вечера проходил последний поезд из Москвы, дачники дожидались и его. Художник наблюдал за происходящим из кустов, выйти к роскошной публике он боялся. Как-то в августе увидел вечернюю платформу после ливня, и родилась первая большая картина Левитана «Вечер после дождя».
И. Левитан "Вечер после дождя"
Эта картина «Вечер после дождя» (другое название «Салтыковская платформа») сейчас вроде бы считается пропавшей (единственное ее известное воспроизведение было опубликовано в журнале «Радуга» в 1980-х годах). В Третьяковке обнаружен рисунок пером «Платформа. Приближающийся поезд», который можно считать эскизом несохранившейся картины.
И. Левитан. Эскиз.
Алина ЕРШОВА
Источники:
glasnarod.ru
ria.ru
livejournal.com
lesreflets.burtai.ru