decor
Следите за нашими новостями

Мадонны лик прекрасный, каприччио и ведута

07.05.2021

Состоявшийся 30 марта в Доротеум (Вена) аукцион старых мастеров не принес особых сенсаций, однако картины трех авторов, произведения которых есть и в Большом собрании изящных искусств ASG, ушли с превышением эстимейта в два-три раза, что бывает нечасто. Это картины художника круга Джованни Баттиста Сальви по прозвищу Сассоферрато, Дженнаро Греко и Джованни Баттиста Чимароли

eee!1.png
Сальви, Джованни Батиста, круг Мадонна. Холст, масло. 44х33,5 см.
Аукционный дом Доротеум. 30.03.2021. Эстимейт € 2 тыс., цена реализации €7,5 тыс.


Джованни Батиста Сальви (1609-1685) — итальянский живописец эпохи барокко. Родился на Адриатическом побережье Италии в городе Сассоферрато, за что и получил свое второе имя - Джованни Сассоферрато. Живописи Джованни начал учиться у своего отца, художника Тарквино Сальви. Не менее решающее значение для его обучения сыграли произведения Орацио Джентилески и Джованни Франческо Герриери, которых Сассоферрато мог видеть в своем родном городе и в соседнем Фабриано. Около 1629 года переехал в Рим, чтобы изучать творчество Рафаэля. Позже он отправился в Неаполь, чтобы, в частности, приобщиться к наследию Аннибале Карраччи и его окружения, особенно Гвидо Рени, затем ненадолго поступил в мастерскую Доменикино – ученика Аннибале Карраччи

800px-Self-portrait_by_Giovanni_Battista_Salvi_da_Sassoferrato.jpg
Сальви, Джованни Батиста Автопортрет (ок. 1650). Холст, масло. 38х32,5 см.
Уффици


В течение всей жизни он писал почти исключительно Мадонн, молящихся или покоящих спящего младенца.

Мадонна с Младенцем (Virgin and Child)_63.7 х 45.7_х.,м._Индианополис, Художественный музей.jpg
Сальви, Джованни Батиста Мадонна с Младенцем. Холст, масло. 63,7 х 45,7 см
Индианополис, Художественный музей


Его картины показывают интимную и правдивую, хотя и недостаточно эмоциональную передачу образа, отличаются тщательной техникой и ярким колоритом. Работы Сассоферрато представлены во многих церквях и галереях Италии и в большинстве зарубежных коллекций. Сальви был также прекрасным портретистом; он развивал этот талант как в рисовании, о чем свидетельствуют пятнадцать портретов черным карандашом и цветной пастелью Королевской библиотеки в Виндзорском замке, не предназначенные для графического перевода, так и в больших портретах священнослужителей. С той же верностью, с которой он копировал модели Перуджино, Рафаэля или Андреа дель Сарто, примерно в середине 1650-х годов Сальви подражал мадоннам Пьера Миньяра, французского художника-классициста, который жил в Риме с 1635 по 1656 год. Современные искусствоведы называют Сальви эклектиком: он широко копировал Бароччи, Рени, Альбани и т.д., но сформировался он прежде всего у Доменикино, хотя находился под сильным влиянием Рафаэля, Рени и венецианских колористов. Все его интерпретации облика мадонн имеют академический отпечаток - чистым цветом лица и приятным, хотя и не таким задушевным, как у мадонн Рафаэля, выражением.

800px-SASSOFERRATO_-_Virgen_rezando_(National_Gallery,_Londres,_1640-50).jpg
Сальви, Джованни Батиста Дева Мария (1640-1650). Лондонская Национальная
галерея

45.jpg
Сальви, Джованни Батиста, мастерская. Мадонна в молитве. Холст, масло. 66×51 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1913



Культ Мадонны, усилившийся на волне Контрреформации, обусловил частое обращение Сальви к этому образу во время молитвы. Известно около пятнадцати вариантов, различающихся выражением лица, наклоном головы и складками одежды. У Мадонны из Большого собрания изящных искусств ASG мастерской Сальви полностью видны руки, а волосы скрыты под платом, отчасти затеняющим ее прекрасный лик. Иконографически она близка работе автора, хранящейся в Лондонской национальной галерее.

Неаполитанец Дженнаро Греко, также известный как "Иль Маскакотта" (1663-1714) был мастером архитектурного каприччио, особенно популярным в период позднего барокко. Это связано как с большим количеством памятников античной архитектуры, вдохновляющих художников, так и с Гран-туром, просветительской поездкой, популярной среди европейских аристократов и буржуазии в XVIII веке и обеспечившей процветающий арт-рынок. Архитектурное каприччио, создаваемое художником из воображения, развивалось параллельно с ведутой, топографически точным изображением вида, и большинство мастеров были виртуозами в обеих разновидностях пейзажа. Из-за сильного ожога, деформировавшего лицо, художник получил прозвище "Иль Маскакотта" – «приготовленное лицо».

gyjg.png

mnkl.png
Греко, Дженнаро Архитектурное каприччио. Холст, масло. 28,5 x 26,5 см.
Аукционный дом Доротеум. 30.03.2021. Эстимейт € 8тыс., цена реализации € 17 тыс.


Обучаясь поначалу декоративной живописи, Дженнаро вскоре увлекся ведутой, познакомившись с творчеством Андреа Поццо, сочетавшим реалистичные пейзажи с условными архитектурными объектами. Греко не просто преуспел в этом жанре, но и начал процветать, его биографы неизменно подчеркивают тот факт, что он трижды женился на красивых молодых женщинах и имел много детей, один из которых – Винченцо – тоже стал мастером архитектурной живописи. Несчастливо начавшаяся жизнь закончилась трагически – Дженнаро Греко умер после падения с лесов, когда писал фреску для церкви в Ноле. По мнению искусствоведов XIX века, архитектурные композиции Греко являются связующим звеном между творчеством Вивиано Кодацци и неаполитанскими каприччио Леонардо Коккоранте. В период творческой зрелости Греко пишет воображаемые руины в очень реалистичной манере, часто как элемент морского пейзажа, излюбленный мотив художника – руины, «смотрящиеся» в бухту с тщательно выписанными кораблями и портовыми сооружениями.

800px-Gennaro_Greco_-_Capriccio_with_figures_among_classical_ruins_and_ships_beyond.jpg
Греко, Дженнаро Каприччио с фигурами среди античных руин и кораблей (между
1683 и 1714). Холст, масло. 50х76 см.


В этой композиции Греко создал иллюзию глубины, сделав руины светлее и менее контрастными по мере того, как они удаляются вдаль. Этот эффект усиливают виднеющиеся вдали строения форта и порта, окрашенные в бирюзовый цвет. Подобный прием художник использует в произведении из Большого собрания изящных искусств ASG. Расположенная в центре диагональной композиции архитектурная постройка с колоннами и скульптурой в нише, переход от тени к свету, от крупного масштаба – к мелкому обеспечивают реалистичное ощущение большой протяженности пейзажа.

гш.jpg
Греко, Дженнаро Архитектурное каприччио. Холст, масло. 44×59,5 см. БСИИ ASG,
инв. № 04-2419


В следующей работе Дженнаро Греко также можно видеть композиционное богатство полуразрушенных архитектурных объектов с искусно переданной перспективой. Современные искусствоведы отдают должное вкусу Греко: его палитра лишена насильственных и резких оттенков, в ней преобладают серо-голубые тона, иногда с переходом к желтому, с однородными эффектами светотени

20181026123734_dip.ant.191greco_1 copia.jpg
Греко, Дженнаро Архитектурное каприччио. Холст, масло. 52х102 см


Считается, что внимание Дженнаро Греко к деталям и контрастам светотени, использование руин как элемента, организующего перспективу изображения, тесно связано с экспериментами, проводившимися в те годы в области театральной сценографии.

rtrt.png
Чимароли, Джованни Баттиста Пунта-делла-Догана, Венеция. холст, масло, 57,3 x
83,8 см. Аукционный дом Доротеум. 30.03.2021. Эстимейт € 20, 0 тыс. Цена реализации €
38, 0 тыс.


Пунта-делла-Догана - художественный музей в одном из старых зданий таможни Венеции (Догана-да-Мар). Так же называется и район Венеции, где Гранд-канал встречается с каналом Джудекка, и где расположена церковь Санта-Мария-делла-Салюте. Джованни Баттиста Чимароли (1687–1771) был итальянским художником-пейзажистом, специализировавшимся на деревенских видах с фермами, виллами, изящными фигурами и причудливыми руинами в светлой, яркой палитре, напоминающей работы Франческо Дзуккарелли Именно такой вариант классицистического пейзажа круга художника хранится в БСИИ ASG.

чимароли.png
Чимароли, Джованни Баттиста, круг
Молодая крестьянка и рыбак перед водопадом
Холст, масло. 56×37 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1934


На переднем плане изображены фигуры босоногой молодой крестьянки, облаченной в народный итальянский костюм с ярко-красной юбкой, и рыбака, сидящего с удочкой в руках. В отдалении – архитектурная постройка и фигуры рыбаков на берегу. Намеренно статичная композиция полотна обеспечивается купой деревьев справа и архитектурной постройкой слева, словно напоминающей, что такая умиротворяющая сцена на фоне летнего утра разыгрывалась здесь и много веков назад. Чимароли родился недалеко от Брешии, учился у Антонио Ауреджио, а затем в Болонье у Антонио Кальцы, первого не известного, второго почти знаменитого пейзажиста и баталиста, шурином которого он стал. Вероятно, в 1710 годы он отправился в Венецию и женился там на Катерине Пахман, малоизвестной жанровой художнице. В 1722 году, возможно раньше, он стал сотрудничать с Каналетто, который несмотря на молодость (он был на десять лет моложе Чимароли), уже являлся известным художником. В 1726 году Чимароли был принят в гильдию и состоял в ней по крайней мере до 1732 года. Его виды Венеции долгое время приписывались Каналетто. Для них характерны плавная манера письма, воздушные, светящиеся композиции и живые группы фигур, отражающие сложность и живописность венецианского общества. Хотя его стиль уподобляют аркадскому, но влияние Марко Риччи в передаче красот итальянской природы не менее важно.

5276 133 8109.jpg
Чимароли, Джованни Баттиста Пейзаж. Холст, масло. 52х73 см


Представленная здесь картина уже отнесена к римской школе, ее история восходит к художнику Джанкарло Сестиери из-за элегантности живых фигур и столь же тщательного восстановления естественных элементов фона. Все это представлено на холсте в мягкой палитре, утонченной во внезапном освещении красного и белого и в тонком хроматизме, который отражается в голубых тонах неба, сделанных смешанными оттенками белого.





Светлана БОРОДИНА

Источники:
SALVI, Giovanni Battista, detto il Sassoferrato
SASSOFERRATO
Gennaro Greco
Capriccio architettonico con figure
Giovanni Battista Cimaroli
CIMAROLI, Giovan Battista

Поделиться:
Яндекс.Метрика