decor
Следите за нашими новостями

Чувственная грация «танца» Жана-Батиста Карпо

26.08.2014
Чувственная грация «танца» Жана-Батиста Карпо

Сейчас в парижском музее Д’Орсе проходит выставка «Карпо (1827–1875), скульптор для Империи», организованная при сотрудничестве с Метрополитен-музеем. Она посвящена творчеству известного французского скульптора XIX века Жана-Батиста Карпо.

После окончания школы Карпо, сын бедного валансьенского каменщика и кружевницы, скульптор с судьбой, тесно связанной с царствованием Наполеона III, какое-то время занимается изготовлением моделей и клише, а затем поступает в Школу изящных искусств, где становится учеником Франциска Жозефа и Франсуа Рюда.
Кстати, в коллекции Большого собрания изящных искусств ASG находится бронзовый женский бюст, изготовленный Лионом Брюйе, также являвшимся учеником Франсуа Рюда. Модель, хранящаяся в МИА, причесана по моде XIX века.

Жан-Батист Карпо в 1854 году получил Римскую премию, по итогам выставки во Французской академии. Также он получил крупную учебную стипендию, что позволило ему поехать в Италию. Карпо интересуется не только античными образцами скульптур, но и современным ему искусством.

Затем Карпо возвращается во Францию. На выставке в Валансьене он выставляет работу «Смеющаяся девочка», затем вновь уезжает в Рим, где работает над «Группой окруженного своими детьми и внуками Уголино», по мотивам сочинения Данте. Эта композиция изображает свергнутого и заточенного в темницу правителя Пизы, готового обглодать от голода свои пальцы.

Ж.-Б.Карпо. Уголино и его сыновья..jpg

В 1862 году Карпо возвращается на родину и живет в Париже. Он открывает собственное ателье, получает хорошие заказы на работы, в том числе правительственный заказ украсить Павильон Флоры в Лувре.

Наиболее известным и скандальным оказалось его произведение «Танец» на фасаде Парижской оперы. В обществе возникли споры по поводу «приличности» скульптуры. В ночь с 27 на 28 августа 1869 года на нее было совершено покушение — неизвестный возмущенный господин швырнул в скульптуру чернильницу, но вскоре «Танец» был очищен и восстановлен.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится медальон с изображением Арну Мортазо, изготовленный Анри-Шарлем Маниглие. Одна из наиболее известных работ мастера — барельеф «Наука и искусство для фасада Оперы. Правда, не такой скандальный, как «Танец» Карпо.

Ж.-Б.Карпо. Танцовщицы. Парижская опера..jpg

Эксперты отмечают, что скульптуры Карпо полны жизни, чувственности, искренности. Скульптуры относятся к реалистическому направлению в искусстве, но столько в них внутренней экспрессии! Мастер точно передавал движения и эмоции.

О бюсте танцовщицы Эжени Фиокр критик Ж.Кастаньяри писал, как «о парижской мордочке, такой восхитительно тонкой и дерзкой», о плечах и спине, глядя на которые, «вздрагиваешь, настолько правдиво и интимно передано тело».

c7e5921f0d5b653a038d36a5c8cc82a8.jpg

Карпо был семейным скульптором Наполеона III. Скульптуры, изображавшие высшую знать и семью Наполеона III, несколько идеализированы в отличие от скульптур, для создания которых, позировали обычные люди. 

Ж.-Б. Карпо. Юный принц с собакой..jpg

Наиболее известной является статуя принца с собакой. Кстати, Карпо обучал Эжена Наполеона рисунку.
Выставка «Карпо (1827–1875), скульптор для Империи» продлится с 24 июня по 28 сентября 2014 года.

Алина ЕРШОВА
musee-orsay.fr


Поделиться:
Яндекс.Метрика