Чувственная грация «танца» Жана-Батиста Карпо

Сейчас в парижском музее Д’Орсе проходит выставка «Карпо (1827–1875), скульптор для Империи», организованная при сотрудничестве с
После окончания школы Карпо, сын бедного валансьенского каменщика и кружевницы, скульптор с судьбой, тесно связанной с царствованием Наполеона III,
Кстати, в коллекции Большого собрания изящных искусств ASG находится бронзовый женский бюст, изготовленный Лионом Брюйе, также являвшимся учеником Франсуа Рюда. Модель, хранящаяся в МИА, причесана по моде XIX века.
Затем Карпо возвращается во Францию. На выставке в Валансьене он выставляет работу «Смеющаяся девочка», затем вновь уезжает в Рим, где работает над «Группой окруженного своими детьми и внуками Уголино», по мотивам сочинения Данте. Эта композиция изображает свергнутого и заточенного в темницу правителя Пизы, готового обглодать от голода свои пальцы.
В 1862 году Карпо возвращается на родину и живет в Париже. Он открывает собственное ателье, получает хорошие заказы на работы, в том числе правительственный заказ украсить Павильон Флоры в Лувре.
Наиболее известным и скандальным оказалось его произведение «Танец» на фасаде Парижской оперы. В обществе возникли споры по поводу «приличности» скульптуры. В ночь с 27 на 28 августа 1869 года на нее было совершено покушение — неизвестный возмущенный господин швырнул в скульптуру чернильницу, но вскоре «Танец» был очищен и восстановлен.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится медальон с изображением Арну Мортазо, изготовленный
Эксперты отмечают, что скульптуры Карпо полны жизни, чувственности, искренности. Скульптуры относятся к реалистическому направлению в искусстве, но столько в них внутренней экспрессии! Мастер точно передавал движения и эмоции.
О бюсте танцовщицы Эжени Фиокр критик Ж.Кастаньяри писал, как «о парижской мордочке, такой восхитительно тонкой и дерзкой», о плечах и спине, глядя на которые, «вздрагиваешь, настолько правдиво и интимно передано тело».
Карпо был семейным скульптором Наполеона III. Скульптуры, изображавшие высшую знать и семью Наполеона III, несколько идеализированы в отличие от скульптур, для создания которых, позировали обычные люди.
Наиболее известной является статуя принца с собакой. Кстати, Карпо обучал Эжена Наполеона рисунку.
Выставка «Карпо (1827–1875), скульптор для Империи» продлится с 24 июня по 28 сентября 2014 года.
Алина ЕРШОВА