decor
Следите за нашими новостями

Альтернатива настенной живописи

30.03.2018

История шпалер – это эволюция продуктов ковроткачества, создаваемых для утилитарных целей, в предмет символического потребления, а затем – объект коллекционирования элиты. На протяжении нескольких столетий шпалеры подчеркивали богатство и особый общественный вес их обладателей. Дошедшие до сегодняшнего дня шпалеры требуют неустанной заботы и больших средств не только для реставрации, но и простого поддержания сохранности, поэтому появление их на аукционах случается значительно реже, нежели других предметов прикладного искусства.

История производства безворсовых ковров – шпалер (гобеленов, тапестри) в Европе насчитывает около 800 лет. Первые шпалеры появились в XIII веке, они защищали обитателей замков от холода и сырости. Довольно скоро шпалеры утратили свое утилитарное назначение и стали использоваться исключительно для украшения. Уже в XVI-XVIII веках произведения шпалерного ткачества достигли своего расцвета, в этот период были созданы самые сложные и богатые экземпляры. Шпалера стала признаком богатства и статуса, по количеству и качеству этих изделий в доме можно было судить о положении хозяина. На фотографиях богатых интерьеров XIX-XX веков шпалера всегда присутствовала как примета вкуса, просвещенности и платежеспособности хозяина. Главную роль играли размер и сюжет, самыми ценными считались готические шпалеры, изображавшие аллегории или сложные эпические сюжеты.

Сегодня шпалеры также редки и дороги, хотя и уступают в цене периоду их расцвета. Стоимость шпалеры прямо пропорциональна возрасту изделия и тому, насколько хорошо оно сохранилось. Созданные из непрочных материалов – шелка, шерсти, льна, подверженных выгоранию, гниению, ослаблению прочности нитей и т.д., старинные шпалеры практически всегда требуют восстановления. Реставрация шпалер столь дорогая и трудоемкая процедура, что их стоимость после нее может возрасти в полтора раза. Но, даже учитывая это, сегодня шпалеры оцениваются на порядок дешевле, чем в старину, когда их активно производили. В те времена только церковь и титулованные особы могли себе позволить такое приобретение.

Самая дорогая на сегодняшний день шпалера создана в период готики, это «Тысяча цветов» (начало XVI века), на ней изображено 38 видов растений, некоторые из них на планете уже не произрастают. Владелец шпалеры Дидье Морьян (Париж) считает, что на самом деле это только часть оригинального полотна: в какой-то момент он был обрезан. Но, несмотря на небольшие размеры, его цена очень высока, поскольку памятников того периода почти не осталось. Такие шпалеры стоят теперь от $500 тыс. до $1 млн.

Сегодня в Европе осталось считанное количество мануфактур, которые по специальным заказам королевских семей или правительств производят небольшие гобелены, но не больше одного в год. Для сравнения: в XVIII веке в Брюсселе на мануфактуре постоянно работало 3 тыс. человек; еще в начале XX века во Франции ежегодно производилось около 200 шпалер. Так что можно считать, что сегодня их производство сошло на нет. Не в лучшую сторону изменились и технологии шпалерного ткачества, они кардинально упростились, в частности, сегодня в шпалерах уже не используются металлические нити из драгоценных металлов – золота и серебра. Это послужило еще одной причиной незначительного числа шпалер, дошедших до нашего времени, - во время французской революции их уничтожали не столько как атрибут аристократической жизни, сколько ради корысти. Из каждой шпалеры среднего размера можно было выплавить несколько килограммов золота или серебра, а власти, пусть и революционные, всегда испытывают потребность в деньгах.

Все сказанное объясняет и редкое участие шпалер как лотов аукционных домов, и отсутствие для неспециалиста логики в определении их стоимости. Так, 28 февраля 2018 года аукционный дом Доротеум выставил на торги шпалеру на сюжет истории победы Давида над Голиафом.

Давид211
Эстимейт лота составил $ 7,4 тыс., цена реализации $ 18,0 тыс.

Шпалера выткана в Брюсселе во второй половине XVI века, имеет размеры 304 на 330 см. На ней изображена сцена, когда Давид после убийства Голиафа отмечается знаками воинской доблести – мечом и шлемом – и назначается царем Саулом предводителем войска евреев. Теперь бедному пастуху Давиду разрешено жить в царском дворце. Сидя на царском троне под пышным балдахином, Саул приказывает своему приближенному военачальнику Абнеру назначить Давида главнокомандующим. Два главных героя узнаваемы благодаря вытканным именам «Давид» и «Саул». Шпалера украшена богатым бордюром из плодов и цветов в соответствии со вкусами XVI века.

Устроители аукциона подчеркивают, что несмотря на солидный возраст – около 500 лет – шпалера находится в отличном состоянии, небольшое повреждение края шпалеры поддерживается дублировочной тканью с изнанки.

Шпалера впечатляющего размера (280х445 см) была выставлена на торги аукционным домом Хампель (Мюнхен) в конце 2017 года. Предположительное время создания шпалеры – 1700 год, место создания – Брюссель, материал – шерсть.

Парис212
Эстимейт лота составил € 7.000-9.000, окончательная цена устроителями не раскрывается,
учитывая хорошую сохранность шпалеры, она могла значительно возрасти

Шпалера повествует об одном эпизоде мифологизированной истории «Суд Париса». Парис – сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить. Когда через пять дней исполнитель приказания, главный пастух царя пошел проверить, что осталось от младенца, он нашел его живым и здоровым, поскольку о нем заботилась медведица. Пастух забрал Париса домой, а через несколько лет именно ему выпало по поручению Зевса рассудить ссору трех богинь – Геры, Афины и Афродиты, кто же из них является прекраснейшей.

На шпалере воспроизведена сцена, где Афродита убеждает Париса присудить ей этот титул, а Гера и Афина в своих доспехах посматривают на них с явным недоброжелательством.

Парис_2213
Шпалера «Суд Париса» (фрагмент)
Брюссель, 1700 г.

В Большом собрании изящных искусств имеется фрагмент шпалеры на сюжет «Суд Париса» с утраченной левой частью, где располагались Парис и Афродита. Таким образом, композиция шпалеры из БСИИ является зеркальной по отношению к той, что выставил аукционный дом Хампель.

1650
Шпалера «Суд Париса» (фрагмент)
Франция, Обюссон (вторая половина XVII века)
Шерсть, шелк.
194х184 см
БСИИ ASG, инв. №05-1650

Полностью композиция сохранилась на шпалере, проходившей на аукционе Sotheby’s в Лондоне (24 сентября 2013 г., лот 288).

Сотбис214
Шпалера «Суд Париса» (?)
Франция или Фландрия, конец XVII в.
223×179 см
24 сентября 2013 г., Лондон, аукцион Sotheby’s, лот 288

История Париса особенно волновала художников периода барокко. Известно, как минимум, четыре картины на этот сюжет Питера Пауля Рубенса, которые он писал в 28, 48, 59 и 62 года. Четыре полотна, одно совершеннее другого, а в них – вся жизнь великого художника, но ни одно из них не стало основой для шпалеры. Хотя в истории известны случаи, когда великие художники создавали картоны для шпалер и в их число входят такие гиганты, как Рафаэль и да Винчи, но гораздо чаще эскизы для шпалер создавали не живописцы, а специальные мастера, поскольку живопись и шпалеры – совершенно разные виды искусства, каждый со своими изобразительными и выразительными свойствами.


Светлана БОРОДИНА

Источники:
kommersant.ru
dorotheum.com
hampel-auctions.com

Поделиться:
Яндекс.Метрика