Ван Мейтенс стал сенсацией весенних торгов главного аукционного дома Австрии
30 апреля в старейшем аукционном доме Европы Доротеум (Вена) был продан портрет императрицы Марии Терезии, эрцгерцогини Австрии, королевы Венгрии и Богемии, кисти Мартина ван Мейтенса. В ходе торгов эстимейт был превышена почти в десять раз, и окончательная цена лота составила 217 тысяч евро. И сам Мейтенс, и его мастерская неднократно писали портреты этой самой влиятельной в истории Австрии императрицы и ее супруга Франца I в качестве подарков монаршествующим особам Европы. Впоследствии они попадали в музейные собрания, чаще в разрозненном виде. Парным портретом Марии Терезии и ее супруга мастерской ван Мейтенса располагает Большое собрание изящных искусств ASG.
Мейтенс, Мартин ван
Портрет императрицы Марии Терезии, королевы Венгрии и Богемии
Холст, масло, 150х126 см
30 апреля 2019 г., аукцион Доротеум (лот 418)
217 000 € (эстимейт 25 000 – 30 000€)
Мейтенс неоднократно воспроизводил эту работу, один вариант хранится в Государственном Эрмитаже (инв. №ГЭ-5283), а другой – в галерее Маурицхейс в Гааге. Причем искусствоведы работу из Эрмитажа считают более высокого качества, она несомненно принадлежит кисти ван Мейтенса, тогда как другая выполнена его мастерской. Мейтенса отличает мягкая моделировка лица и царственное положение рук, более детальная проработка фона, мастерство в передаче тончайших кружев и вышивки, богатства короны и т.д. Все вместе позволяет отнести картину к шедеврам портретного жанра.
Мейтенс, Мартин ван Младший
Портрет Марии Терезии, императрицы Австрийской
Холст, масло, 166,5×132 см
Государственный Эрмитаж
На портрете из Эрмитажа императрица изображена с богемской короной Святого Вацлава, венгерской короной Святого Стефана и императорской короной Австрии на заднем плане. Число и расположение корон, вероятно, определялись политическими предпочтениями получателя.
Мейтенс, Мартин ван, мастерская
Портрет императора Франца Стефана Лотарингского
Холст, масло, 145×110 см
28 марта 2019 г., аукцион Хампель (лот 1169)
Эстимейт 10 000 – 30 000 €
Месяцем ранее на аукционе Хампель (Мюнхен) был выставлен портрет супруга Марии Терезии работы мастерской ван Мейтенса. Видный представитель Габсбургско-Лотарингского дома император Франц I изображен на портрете в три четверти, он стоит за инкрустированной консолью в расшитом золотом костюме монарха с мантией. Поверх богатого воротника из тончайшего кружева император носит одну из самых древних и почетных наград Европы – орден Золотого руна на красной ленте. Правая рука императора держит скипетр, касающийся красной бархатной подушки, на которую возложена восьмигранная корона Священной Римской империи, которой короновались все германские правители. Красные драпировки в верхних углах портрета и каннелированная колонна подчеркивают монарший статус портретируемого.
Мейтенс, Мартин ван
Автопортрет
Мартин ван Мейтенс (1695-1770) – шведский художник голландского происхождения, множество раз писавший членов императорской семьи Австрии и цвет местной аристократии. Созданный им стиль парадного портрета, где в гармоничное целое объединены характер, внушительная внешность персонажа, материальное воплощение власти и богатства – мебель, костюм, ювелирные украшения и т.д., вызвал множество поклонников и подражателей.
Художник родился и был крещен в Стокгольме в семье живописца Мартина Мейтенса Старшего, задолго до рождения сына переехавшего в Швецию из Гааги – 1677 год. Вероятно, первоначальное образование Мейтенс Младший получил у отца, а затем отправился в длительную поездку по Европе с учебными целями. Известно, что он долго жил в Риме и Турине, побывал в Лондоне, Париже и Вене.
На короткое время он посетил свою семью, жившую в Швеции, а затем в 1730 году вернулся в Австрию и поселился в столице империи. Здесь ван Мейтенс и начал впервые писать маслом, хотя до этого в основном создавал миниатюрные портреты на эмали. С одним из таких он запечатлел себя на автопортрете.
В Вене ван Мейтенс быстро стал очень популярным портретистом при дворе и у высшей аристократии, в 1732 году он становится придворным художником, а четверть века спустя – ректором Венской академии художеств. В числе его учеников был знаменитый австрийский скульптор Франц Мессершмидт.
Мейтенс входит в число наиболее значительных австрийских художников периода барокко и благодаря ученикам и мастерской его влияние в жанре парадного портрета долгое время было определяющим во всей империи. Художник был высоко ценим современниками не только за свой дар, но и разнообразные интересы, эрудицию и приятные манеры.
Статус придворного художника требовал от него запечатления на холсте всех исторически-значимых событий и церемоний императорского дома, например, коронации императора Иосифа II.
|
|
На картине «Свадебный ужин» изображено торжество по случаю бракосочетания принцессы Изабеллы Пармской и Иосифа II, состоявшееся 5 октября 1760 года. Оно проходило в Редутном зале императорского дворца. В этой картине имеется примечательный фрагмент. В левом нижнем углу среди придворных музыкантов изображен ребенок с треуголкой – это Вольфганг Амадей Моцарт! Картина воссоздает кульминационный момент, когда гостям подают десерт – сад, сделанный из сахарной глазури. В создании этой и подобных ей монументальных многофигурных картин ван Мейтенсу помогали ученики и многочисленные помощники.
Основное творческое наследие ван Мейтенса составляют парадные портреты во французском стиле членов императорской семьи и аристократических династий.
Картины из собрания ASG происходят из замка Мальзерб, нахождение в частной коллекции позволило сохраниться парному портрету супругов, совмещавших управление громадными территориями и воспитание 16 детей.
|
|
Как отмечают искусствоведы Международного института антиквариата, портреты самого ван Мейтенса и его мастерской, хотя и разнятся в деталях, выполнены практически на одном уровне живописного мастерства. Основатель лотарингской ветви немецких Габсбургов, царствовавших в Австрии в 1745-1918 годы, изображен одетым в парадный костюм из золотой парчи, украшенный белым кружевом на груди и манжетах, а также синими вставками. На шее – Орден Золотого руна на красной ленте. В руке он держит скипетр, которым опирается на стол, где на синей подушке лежит корона Священной Римской империи.
Его верная супруга облачена в синее декольтированное платье, украшенное белым кружевом и золотистым шитьем. Поверх платья – горностаевая мантия. На золоченом столе перед ней размещены те же короны, что и на парадном портрете из Эрмитажа, и императорский скипетр.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
hampel-auctions.com
dorotheum.com
wikipedia.org