decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Ван Мейтенс стал сенсацией весенних торгов главного аукционного дома Австрии

31.05.2019

30 апреля в старейшем аукционном доме Европы Доротеум (Вена) был продан портрет императрицы Марии Терезии, эрцгерцогини Австрии, королевы Венгрии и Богемии, кисти Мартина ван Мейтенса. В ходе торгов эстимейт был превышена почти в десять раз, и окончательная цена лота составила 217 тысяч евро. И сам Мейтенс, и его мастерская неднократно писали портреты этой самой влиятельной в истории Австрии императрицы и ее супруга Франца I в качестве подарков монаршествующим особам Европы. Впоследствии они попадали в музейные собрания, чаще в разрозненном виде. Парным портретом Марии Терезии и ее супруга мастерской ван Мейтенса располагает Большое собрание изящных искусств ASG.

Доротеум446
Мейтенс, Мартин ван
Портрет императрицы Марии Терезии, королевы Венгрии и Богемии
Холст, масло, 150х126 см
30 апреля 2019 г., аукцион Доротеум (лот 418)
217 000 € (эстимейт 25 000 – 30 000€)

Мейтенс неоднократно воспроизводил эту работу, один вариант хранится в Государственном Эрмитаже (инв. №ГЭ-5283), а другой – в галерее Маурицхейс в Гааге. Причем искусствоведы работу из Эрмитажа считают более высокого качества, она несомненно принадлежит кисти ван Мейтенса, тогда как другая выполнена его мастерской. Мейтенса отличает мягкая моделировка лица и царственное положение рук, более детальная проработка фона, мастерство в передаче тончайших кружев и вышивки, богатства короны и т.д. Все вместе позволяет отнести картину к шедеврам портретного жанра.

Эрмитаж447
Мейтенс, Мартин ван Младший
Портрет Марии Терезии, императрицы Австрийской
Холст, масло, 166,5×132 см
Государственный Эрмитаж

На портрете из Эрмитажа императрица изображена с богемской короной Святого Вацлава, венгерской короной Святого Стефана и императорской короной Австрии на заднем плане. Число и расположение корон, вероятно, определялись политическими предпочтениями получателя.

Хампель448
Мейтенс, Мартин ван, мастерская
Портрет императора Франца Стефана Лотарингского
Холст, масло, 145×110 см
28 марта 2019 г., аукцион Хампель (лот 1169)
Эстимейт 10 000 – 30 000 €

Месяцем ранее на аукционе Хампель (Мюнхен) был выставлен портрет супруга Марии Терезии работы мастерской ван Мейтенса. Видный представитель Габсбургско-Лотарингского дома император Франц I изображен на портрете в три четверти, он стоит за инкрустированной консолью в расшитом золотом костюме монарха с мантией. Поверх богатого воротника из тончайшего кружева император носит одну из самых древних и почетных наград Европы – орден Золотого руна на красной ленте. Правая рука императора держит скипетр, касающийся красной бархатной подушки, на которую возложена восьмигранная корона Священной Римской империи, которой короновались все германские правители. Красные драпировки в верхних углах портрета и каннелированная колонна подчеркивают монарший статус портретируемого.

Мейтенс449
Мейтенс, Мартин ван
Автопортрет

Мартин ван Мейтенс (1695-1770) – шведский художник голландского происхождения, множество раз писавший членов императорской семьи Австрии и цвет местной аристократии. Созданный им стиль парадного портрета, где в гармоничное целое объединены характер, внушительная внешность персонажа, материальное воплощение власти и богатства – мебель, костюм, ювелирные украшения и т.д., вызвал множество поклонников и подражателей.

Художник родился и был крещен в Стокгольме в семье живописца Мартина Мейтенса Старшего, задолго до рождения сына переехавшего в Швецию из Гааги – 1677 год. Вероятно, первоначальное образование Мейтенс Младший получил у отца, а затем отправился в длительную поездку по Европе с учебными целями. Известно, что он долго жил в Риме и Турине, побывал в Лондоне, Париже и Вене.

На короткое время он посетил свою семью, жившую в Швеции, а затем в 1730 году вернулся в Австрию и поселился в столице империи. Здесь ван Мейтенс и начал впервые писать маслом, хотя до этого в основном создавал миниатюрные портреты на эмали. С одним из таких он запечатлел себя на автопортрете.

В Вене ван Мейтенс быстро стал очень популярным портретистом при дворе и у высшей аристократии, в 1732 году он становится придворным художником, а четверть века спустя – ректором Венской академии художеств. В числе его учеников был знаменитый австрийский скульптор Франц Мессершмидт.

Мейтенс входит в число наиболее значительных австрийских художников периода барокко и благодаря ученикам и мастерской его влияние в жанре парадного портрета долгое время было определяющим во всей империи. Художник был высоко ценим современниками не только за свой дар, но и разнообразные интересы, эрудицию и приятные манеры.

Статус придворного художника требовал от него запечатления на холсте всех исторически-значимых событий и церемоний императорского дома, например, коронации императора Иосифа II.

Ужин450
Мейтенс, Мартин ван
Свадебный ужин (1763)

Фрагмент451
Мейтенс, Мартин ван
Свадебный ужин (фрагмент)

На картине «Свадебный ужин» изображено торжество по случаю бракосочетания принцессы Изабеллы Пармской и Иосифа II, состоявшееся 5 октября 1760 года. Оно проходило в Редутном зале императорского дворца. В этой картине имеется примечательный фрагмент. В левом нижнем углу среди придворных музыкантов изображен ребенок с треуголкой – это Вольфганг Амадей Моцарт! Картина воссоздает кульминационный момент, когда гостям подают десерт – сад, сделанный из сахарной глазури. В создании этой и подобных ей монументальных многофигурных картин ван Мейтенсу помогали ученики и многочисленные помощники.

Основное творческое наследие ван Мейтенса составляют парадные портреты во французском стиле членов императорской семьи и аристократических династий.

Картины из собрания ASG происходят из замка Мальзерб, нахождение в частной коллекции позволило сохраниться парному портрету супругов, совмещавших управление громадными территориями и воспитание 16 детей.

2121_1
Мейтенс, Мартин ван Младший, мастерская
Потрет императора Священной Римской империи Франца I
Австрия, после 1745 г.
Холст, масло, 156×132 см
БСИИ ASG, инв. №04-2121 (1)

2121_2
Мейтенс, Мартин ван Младший, мастерская
Потрет императрицы Священной Римской империи
Марии Терезии Вальбурга Амалии Кристины
Австрия, после 1745 г.
Холст, масло, 156×132 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2121 (2)

Как отмечают искусствоведы Международного института антиквариата, портреты самого ван Мейтенса и его мастерской, хотя и разнятся в деталях, выполнены практически на одном уровне живописного мастерства. Основатель лотарингской ветви немецких Габсбургов, царствовавших в Австрии в 1745-1918 годы, изображен одетым в парадный костюм из золотой парчи, украшенный белым кружевом на груди и манжетах, а также синими вставками. На шее – Орден Золотого руна на красной ленте. В руке он держит скипетр, которым опирается на стол, где на синей подушке лежит корона Священной Римской империи.

Его верная супруга облачена в синее декольтированное платье, украшенное белым кружевом и золотистым шитьем. Поверх платья – горностаевая мантия. На золоченом столе перед ней размещены те же короны, что и на парадном портрете из Эрмитажа, и императорский скипетр.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
hampel-auctions.com
dorotheum.com
wikipedia.org

Поделиться: