decor
Следите за нашими новостями

Институт культурного наследия подготовил экспертов культурных ценностей

26.06.2023

22 июня в Доме приемов ASG состоялась защита магистерских диссертаций будущих культурологов, профессионализация которых проходила с активным участием Института культурного наследия. Директор ИКН Алина Булгакова выступала в качестве лектора и научного руководителя, а старший научный сотрудник Светлана Бородина – в качестве рецензента

Совместные проекты Института культурного наследия с высшей школой реализуются с 2012 года. В качестве основной формы сотрудничества ИКН с казанскими (и не только) выступают академические работы – курсовые, дипломные проекты и магистерские диссертации.

Учебные занятия, проводимые на базе ИКН ASG, ориентированы на воплощение принципов педагогики искусства. Это соответствует лучшим тенденциям модернизации образования, активизируя мотивационно-потребностную сферу личности; обеспечивая средовую организацию учебно-воспитательного процесса.

Создание, чтение и понимание текстов культуры, в частности музейных, экспозиционных текстов, формируется на основе духовного и интеллектуального опыта. Обращение к музейному предмету как тексту культуры предполагает всестороннее и по возможности исчерпывающее его изучение на основе междисциплинарного подхода.

На базе ИКН ASG проводятся лекционные и семинарские занятия по дисциплинам, для творческого освоения которых необходим соответствующий предметный контекст в виде произведений живописи и декоративно-прикладного искусства: «История искусств», «История изобразительного искусства» и «История мирового изобразительного искусства», «Культура быта Западной Европы», «Профессиональная этика музейных специалистов», «Компьютерная графика и дизайн в ДПИ», «Интеграция изоискусства как фактор профессиональной компетентности дизайнера»

Амбициозные проекты ИКН ASG культурообразующего и социоформирующего характера требуют высококвалифицированных специалистов, для подготовки которых институт намерен все активнее проводить политику интеграции с высшей школой.

В 2023 году состоялся первый выпуск магистров направления подготовки «Культурология» профиль «Экспертиза культурных ценностей», из шести обучаемых по программе четверо выбрали для исследования тему, связанную с ИКН: «Экспертиза произведений искусства с непрофессиональными реставрационными вмешательствами», «Эволюция образов Иисуса Христа и Мадонны в испанской культуре XVII-XVIII веков», «Мифологема смерти в визуальной культуре XVII-ХIХ веков», «Частное коллекционирование как фактор формирования социально-культурной среды региона (на примере частных музеев РТ)», 22 июня успешно защитивших диссертации. Как показывает совокупность избранных тем, универсальный характер и глубина изученности Большого собрания изящных искусств ASG (далее БСИИ), дают простор в выборе направлений собственных исследовательских проектов.

Тема непрофессиональных реставрационных вмешательств, исследованная Дарьей Молотниковой (научный руководитель доцент Т. Титова), относится к числу малоизученных, а оригинальность подхода диссертантки, проявившаяся в изучении непрофессиональных реставрационных вмешательств как культурологических феноменов, влияющих на проведение культурологической экспертизы, открывает большие научные перспективы. Это касается в первую очередь дифференциации направлений научного поиска (способов компенсации непрофессиональных вмешательств, их классификации, трактовка художественной ценности предмета и т.д.). Полнота, глубина, научная зрелость диссертации достигнуты не только прилежанием диссертантки, но и ее интересом к теме, методологической культурой, что находит подтверждение в ее деятельности в ИКН в должности искусствоведа с октября прошлого года.



Анастасия Голубева (научный руководитель доцент А.В. Булгакова) атрибутировала пять картин из БСИИ, выявила закономерности эволюции образов Христа и Девы Марии в контексте социального и культурного развития Испании XVII-XVIII веков. Практическим выходом диссертации А. Голубевой служит типология образов Иисуса Христа в испанском искусстве избранного периода. они отличались реалистичностью изображения, влиянием на образы мавританского искусства и использованием сложных религиозных деталей и символов, которые были направлены на то, чтобы вызвать чувство благочестия и сильную эмоциональную реакцию у зрителей. Основной вывод работы состоит в том, что данные образы – символы христианства – в испанской школе отличались реалистичностью изображения, влиянием на образы мавританского искусства, использованием сложных религиозных деталей и символов, которые были направлены на то, чтобы вызвать чувство благочестия и сильную эмоциональную реакцию у зрителей.

Необычен выбор темы исследования у Дарьи Герасимовой (научный руководитель доцент А.В. Булгакова), интерес к изучению феномена смерти демонстрируют представители самых разных oбластей гуманитарнoго знания - философии, культурoлогии, искусства и др. Однакo еще в древнoсти люди стали осoзнавать всю важность этого неизбежного для любoго челoвека мoмента. Причем, если прежде система представлений о смерти складывалась в oбрядовых действиях, то впoследствии эти знания закреплялись в прoстранстве изобразительного искусства, мифoв, сказoк и т.д. Сегoдня oбраз смерти во многoм фoрмируется через разные источники инфoрмации, в том числе музей, телевидение и интернет.

Решая проблемы атрибуции и прослеживая историческое развитие образов Иисуса Христа и Девы Марии, мы получаем ценное представление о культурных, религиозных и художественных практиках Испании XVII – XVIII веков.

Обзор частного коллекционирования в РТ в наступившем веке выполнен в диссертации Марины Аладинской (научный руководитель А.Н. Яныкина). Выбор темы обусловлен значимостью частного коллекционирования XXI века как способа сохранения культурного наследия, что в стенах Музея частных коллекций в доме Александрова наполняется особым содержанием. Эмпирический материал, отраженный в диссертации, позволяет представить частные музеи Казани - ИКН, музей Казанской иконы и «Мишкин дом» (музей авторской игрушки) в их типо-видовом разнообразии.



Апробация результатов исследований проходила в корпоративном журнале «Мир искусств», к моменту защиты у самых активных магистрантов было уже от 4 до 7 опубликованных работ. Педагогическая деятельность Института культурного наследия направлена на поиск и формирование будущих сотрудников, не просто квалифицированных, но одаренных и увлеченных своим делом искусствоведов и культурологов. К их числу можно отнести Дарью Молотникову – нынешнего сотрудника Института культурного наследия.






Светлана БОРОДИНА

Поделиться: