decor
Следите за нашими новостями

Прогулки по реставрационным мастерским

07.04.2014
Прогулки по реставрационным мастерским

Наш колумнист Алина ЕРШОВА осуществила свою давнюю мечту, заглянув за кулисы сцены, на которой стоят гордые предметы старины. Вместе с проводником - реставратором Русланом ШАЙДУЛИНЫМ она прошлась по реставрационным мастерским Международного института антиквариата, который входит в состав инвестиционной группы компаний ASG.

Антикварная «операционная»

Внутри здания, на первый взгляд производящего впечатление производственного цеха, скрывается целый мир предметов, живших когда-то своей полноценной жизнью, но со временем превратившихся в «инвалидов». В мастерских мебель возвращают к жизни. Реставраторы как хирурги делают сложнейшие операции предметам и не всегда это только «подтяжка лица», иногда это и «полостные» операции, и «протезирование».

В первой же мастерской, встретившейся на пути, мы увидели мастера-реставратора Артура ГАЛИМУЛЛИНА за работой. Бросилась в глаза обстановка помещения: красивая старинная мебель, разные инструменты для работы: баночки-скляночки, скребки, ножички. Все в беспорядке, который на самом деле только видимость для постороннего. Для мастера в таком расположении инструментов существует определенная логика. Главное, чтобы работать было удобно.
Не каждый человек сможет заниматься таким делом. Здесь нужны определенные качества характера, склад ума. Работа реставратора требует кропотливости, терпения, усидчивости. Ну, и конечно, нужны золотые руки. Ведь задача реставратора не просто вернуть предмет к жизни, но и восстановить его в том виде, в каком его задумал мастер. И сделать свою работу так хорошо, чтобы предмет мебели прослужил еще лет сто пятьдесят.
По дороге в следующую мастерскую мы разговорились с Русланом. Оказывается, у него художественное образование, он учился на художника-оформителя. Но в какой-то момент у него появился интерес к реставрированию.
- Каждый предмет по-своему уникален, - рассказывает Руслан. – Возможность прикоснуться к прошлому увлекает. Очень интересно работать, да и сами реставраторы считаются отдельной кастой. Я не могу сказать, что я большой мастер, мне еще надо учиться. Бывает, что когда берешь какой-то новый предмет и работаешь с ним, возникают вопросы, и тогда спрашиваешь у других специалистов. И получается, что ты начинаешь учиться заново.

Стулья с сюрпризами

Реставрация антикварных кресел

Как только заглянули в мастерскую по реставрации мягкой мебели, сразу вспомнился знаменитый роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». А предметом, который навеял такие мысли, явилось возвышавшееся в центре комнаты кресло.

- Каждый раз, разбирая мебель, мы надеемся найти что-нибудь интересное, - говорит реставратор Дмитрий ПАВЛОВ. – Но, кроме иголок, ниток, катушек ничего ценного не находили.
- Как-то раз я нашел большую английскую иглу, - делится реставратор Сергей ОРЛОВ. – На ней было выбито England. Видно, что она очень старая. Может быть век XIX. Иногда и современные реставраторы забывают что-нибудь в мебели и так и зашивают. Пусть будущим мастерам тоже будет интересно найти какие-нибудь мелочишки при разборе мебели.
В этой мастерской обычно работают с мебелью эпохи Людовика XVI, но бывает и мебель XVIII и XIX веков. Например, канапе, над которым мастера работали, когда мы зашли в мастерскую, - начала XIX века, эпохи Наполеона. Вся мебель из Франции.

В среднем на восстановление одного стула уходит несколько недель. Но все, конечно, зависит от изначального состояния предмета. Реставраторы рассказали о том, как обычно проходит операция по восстановлению мебели. Во-первых, все разбирают, во-вторых, склеивают элементы и обтягивают, в-третьих, ставят все на место. Ничего нового мастера не придумывают, их задача – вернуть первоначальный облик предмета. Например, они даже сохраняют наполнитель - конский волос. Единственное, что может быть воссоздано – это какие-то съеденные временем элементы, которые необходимо вернуть на место. Такие детали мастера делают вручную.
Часто ткань превращается в абсолютную труху и приходится ее обновлять. Например, канапе, над которым сейчас работают реставраторы, было обито зеленой тканью, но она износилась совершенно, поэтому мастера для обивки будут использовать так называемую «черновую» ткань белого цвета. А уже после их работ, канапе попадет к мастеру, который будет подбирать качество и цвет ткани, в зависимости от того, в каком интерьере это канапе будет стоять.

Реставрация корпусной мебели

Комод Петра Великого

- Эта мебель потом будет стоять в музее, огороженная красной ленточкой, мол, смотрите, но руками не трогайте, - такими словами нас приветствовал в мастерской, занимающейся восстановлением старинной корпусной мебели, реставратор Валерий ИЛЬИН. – Ну, и нужно, чтобы все было не только внешне красиво, но и функционировало: ящички, дверки открывались.
Очень хрупкая вещь шпон, который приклеивается к основанию дерева. Из-за перепадов температуры со временем шпон вздувается, а старый клей рассыхается. Реставратору приходится все это размачивать, заново приклеивать, потом надо снять старый лак, нанести новый современный прочный, светлый, чтобы была видна текстура набора. Дерево применяется разное: красное дерево, орех, палисандр и другие породы.

Валерий уже третий год работает над реставрацией великолепного комода в форме арбалета, красивые дверные панели которого инкрустированы оловом, сразу видно, что создавали эти рисунки птиц на ветках в геометрическом сетчатом узоре замечательные мастера того времени. Сзади на дверке вензель Российской империи и личный вензель Петра Великого. На комоде есть подпаленные свечами места - возможно, сам Петр I использовал этот комод, что-то писал, облокотившись на него. Представьте только, этот предмет мог стоять в его кабинете! А сейчас у комода есть возможность переродиться заново, благодаря умелому мастеру.
- Моя «маленькая мастерская» здесь, - показывает уютный уголок в помещении мастер. – Беру отсюда то, чего мне не хватает. Тут такой специальный беспорядок. Вот, кстати, старинный гвоздь. Очень даже ценный. А вообще, чем сложнее набор, тем труднее с ним работать.

Назад в будущее

В мастерской много разных предметов. Вот, например, старинное зеркало. Может быть, оно стояло в ателье. И дамы, вертясь перед ним, примеряли сшитые портнихами платья. Возможно, оно стояло в прихожей или в фойе, и дамы прихорашивались, глядя в него, перед тем, как идти в зал на танцы. Сейчас задача реставраторов восстановить его, очистить от следов жука-древоточца, который есть самый злостный враг мебели. Он очень любит сырость и разводится только в таких условиях, пожирая все на своем пути, проедая маленькие дырочки на поверхности предмета мебели и превращая внутренности в пудру, но совсем не в ту, которой пудрят носики дамы, которые, возможно, любовались на себя в это зеркало.
Еще один предмет, привлекающий внимание, это старинный секретер, запирающийся на ригельный замок. «Это и секретер, и шкафчик, и сейф в одном лице, - рассказывает реставратор Мударис МУТЫГУЛИН. – Видимо, здесь кто-то хранил что-то очень важное, какие-то документы».

Реставрация мебели в технике маркетри с оловянными вставками

Мы видим не только красивый предмет, но и вещь, которой пользовались. Внутри секретера есть следы присутствия человека. Здесь и пролитые чернила, и шкафчики, которые как видно по их состоянию, открывали не одну тысячу раз. И снова возникает чувство прикосновения к прошлому. Вспоминается рассказ А.П. Чехова «Студент», где есть замечательные слова о том, что «настоящее связано с прошлым непрерывною цепью событий», что луна и звезды, ветер и воздух во все времена были одни и те же. И, глядя на предметы мебели в реставрационных мастерских, как бы оказываешься в эпохе Петра I и даже видишь его образ, или вдруг переносишься во Францию XVIII века и ощущаешь дух того времени, представляешь людей, пользовавшихся этой мебелью. В мастерских происходит как бы пересечение прошлого, настоящего и будущего. Ведь этой мебели прошлого в настоящем дается будущая жизнь.

Дверь в прошлое

Напоследок реставратор - «проводник» Руслан привел меня в мастерскую, где занимаются в основном реставрацией корпусной антикварной мебели. Входя в мастерскую, в первую очередь в глаза бросается дверь, лежащая как бы на операционном столе. Хирургом, проводившим операцию, оказался реставратор Сергей ВЕРШНЯК. Дверь, которую он оперировал, была изготовлена из массива дуба. При этом она была покрашена современным лаком, поэтому при проведении реставрационных работ возникли некоторые трудности с его удалением.

Реставрация двери из дуба

- Все реставраторы немного сумасшедшие люди, - говорит Сергей. – Видимо, это из-за особой специфики работы. Потому что приходится долго кропотливо делать свое дело, а в голове в это время крутятся разные мысли. А если говорить серьезно, то очень хорошо вырабатывается терпение.

Сам Сергей уже шесть лет он занимается этим делом и говорит, что заниматься чем-то другим уже не сможет. Его путь к мастерству начался в Москве, где он решил идти учеником к реставратору.
- Чувствуется, что все это история, - философствует Сергей. - Где бы ни был предмет, к нему прикасалось много людей. Ты как бы чувствуешь рукой изделие. Когда оно разбитое, сначала надо настроиться на работу с ним, понять, прочувствовать, потому что иногда не понимаешь: то ли ты его реставрируешь, то ли оно свой характер демонстрирует, и ты с ним как бы договариваешься. Как на производстве штамповать здесь не получится, к каждому изделию нужен свой подход.

Алина ЕРШОВА
Фото автора

Поделиться: