Королевский рояль из Большого собрания изящных искусств ASG
В Большом собрании изящных искусств ASG формируется коллекция музыкальных инструментов, которые через какое-то время окажутся в восстановленных компанией усадьбах в Подмосковье. Реставрации французского рояля фирмы Gaveau мастером-реставратором и настройщиком Виталием Киселёвым посвящен наш материал.
В прошлые эпохи наличие в доме рояля или пианино свидетельствовало об образованности хозяев. Они стояли в интерьерах дворянских усадеб, купеческих домов, квартирах разночинцев. Обычно для них создавались специальные помещения – музыкальные гостиные, в которых устраивались домашние концерты, обсуждались театральные премьеры и выставки.
Название «рояль» пришло к нам из французского языка и означает «королевский». У Виталия Киселёва есть своя версия, как к нам попало это слово. Он предполагает, что когда-то давно рояль привезли в Россию из-за границы для какой-то высокопоставленной особы. На нем было написано что-то связанное со словом «royal», то есть для «королевской особы». И отсюда, возможно, пошло это название.
Рояль Gaveau отличается от других роялей своим внешним видом. Вообще, мастер отметил, что во Франции уделяют значительное внимание именно дизайну музыкальных инструментов, а техническая часть – слабее, чем, допустим, у роялей немецкого производства. Но, тем не менее, звучание у рояля из Большого собрания изящных искусств ASG красивое.
Виталий Киселёв сказал, что за свой многолетний опыт работы с музыкальными инструментами французский рояль встречает всего второй раз в жизни. Видимо, в нашей стране они были не так популярны.
Интересно, что рояль эксплуатировался. Это было видно по клавишам, которые были заметно стерты посередине рояля. Кстати, если бы на нем исполняли классическую музыку, то клавиши были бы стерты равномерно. Значит, можно предположить, что рояль стоял в каком-нибудь французском ресторане, и на нем играли какую-нибудь веселую музыку.
Рояль сохранился достаточно хорошо внешне. Но потребовался ремонт внутренней механической части инструмента. Виталий Киселёв рассказал, что основная трудность заключалась в том, что деталь, в которую обычно запрессовываются колки, вирбельбанк, традиционно приклеивается к корпусу, после чего монтируется рама, которая к этой деревянной детали пригоняется шурупами. В этом же рояле не было ни одного шурупа! Это интересно, ведь по технологии шурупы сдерживают вирбельбанк от перемещения. Даже после реставрации заметно, что колки как бы уходят вперед. А до реставрации, старые, были так сильно натянуты, что упирались в раму. Это, конечно, плохо, так как металл, соприкасаясь с металлом, скользит. А должен быть эффект тормозных колодок. Но на рояле колки не держали струны. У реставратора сначала была мысль просверлить отверстия и вставить туда шурупы, но потом от этой идеи отказались. Что же было сделано? В первую очередь, все демонтировали. Затем сняли раму и просверлили отверстия таким образом, чтобы они стали шире. В результате, удалось избежать опасного скольжения.
Механика рояля до реставрации
Виталий Киселёв отметил, что рояль до реставрации в его мастерской пытались ремонтировать прежние владельцы. Где-то стоял белого цвета гаммерштиль из какой-то другой серии, где-то была использована смола… Задача же мастера, по мнению Виталия Киселёва, сделать свою работу так, чтобы не было видно следов ремонта.
Специально для этого рояля заказывали в Германии колки, флейки, шайбы, материалы для гарнировки. Конечно, некоторые материалы есть и в Казани. Например, штифты, штифтовальная проволока.
Мастер снимал и заменял все молоточки. Те молоточки, которые сохранились хорошо, отремонтировали. Мастер перебрал всю механику. Заменили дискантовые струны и целый шпрейц. Струны были старые, вытянувшиеся, они издавали фальшивый звук. Заменили также несколько басовых, две или три, там к тому же недоставало нескольких струн.
На реставрацию этого рояля было потрачено примерно два месяца. Процесс длительный: надо все разобрать, собрать, каждую струну натянуть и т.д. Если реставрировать не только механику, но и корпус, то в среднем надо от четырех месяцев до полугода.
Обычно над реставрацией одного инструмента работают три-четыре человека. Можно, конечно, работать и одному, но ведь инструмент тяжелый и его даже элементарно необходимо переворачивать. Плюс ко всему, когда инструментом занимаются несколько человек, то у каждого есть хорошая возможность сосредоточиться на конкретной части работы, да и реставрация проходит быстрее. Например, рояль Gaveau реставрировали три мастера. Виталий Киселёв занимался механикой, а один из его партнеров делал колки и клавиатуру.
Механика рояля после реставрации
По прогнозам Виталия Киселёва рояль из Большого собрания изящных искусств ASG может прослужить еще очень долго, если с ним бережно обращаться. Но если на нем играть в день хотя бы часа два-три, например, в ресторане, то в таком виде как сейчас механика прослужит лет пять – шесть. Потом надо будет заменить молоточки и отремонтировать гаммерштили. У специалистов существует даже специальная таблица о необходимости ремонта в зависимости от часов эксплуатации в день.
Нельзя забывать и о правильном хранении рояля. Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим. Фортепиано было изобретено в Европе в XVIII веке. А там не было отопления домов, впрочем, нет его и в наши дни. В прохладном помещении европейцы просто стараются тепло одеваться. В России ситуация иная. У нас, чем жарче натоплено, тем лучше. Есть, конечно, государства, где тоже существует отопление в зданиях. Это Норвегия, Канада, Швеция. Поэтому для таких стран и для России надо создавать особые условия для хранения рояля. Температура воздуха в помещении должна быть не более +21, а влажность не менее 50 %. Даже был создан специальный прибор, который регулирует этот режим. Он монтируется под рояль или пианино, или закрепляется прямо внутрь инструмента и, если, например, воды недостаточно, датчик начинает сигнализировать о том, что надо долить жидкость.
Виталий Киселёв отметил, что в последнее время появились люди, которым интересно коллекционирование музыкальных инструментов. Но их очень мало. Мастер с сожалением сказал, что интерес к музыке, в частности, к классической, пропал. Есть один парень в Москве, который собирает старинные рояли, у него есть своя страничка в сети Интернет, да еще в Казани инструменты из частной коллекции Алексея Сёмина, из которых и складывается Большое собрание изящных искусств ASG.
- Я считаю, что люди, которые коллекционируют предметы искусства – выдающиеся, - уверен Виталий Киселёв. – Они сохраняют для потомков часть нашей культуры. Я не музыкальный критик, не искусствовед, я просто обыватель, но я считаю, что Выставочный зал Международного института антиквариата вполне можно сравнить с одним из залов Эрмитажа. Было бы великолепно в будущем создать музей, который будет расположен в здании с высокими потолками, с лепниной… Это будет красота! Еще здорово, что все предметы из Большого собрания изящных искусств ASG функционируют: на рояле можно исполнять музыкальные композиции, в шкафу можно хранить пышные платья и костюмы, а в секретере прятать от всех тайные письма…
Историческая справка
Фирма Gaveau была основана в 1847 году в Париже Жозефом Габриэлем Гаво. Эта французская фирма занимала третье место по популярности (после Érard и Pleyel), благодаря превосходному качеству музыкальных инструментов.
С 1907 года Гаво начал работать со своим сыном Этьеном. Фирма производила по 1000 пианино в год. Этьен Гаво расширяет производство, и строит на улице ля Бети в Париже концертный зал на 1020 мест. Архитектором проекта был Жак-Рене Эрман.
С 1910 по 1940 годы сложилась трудная экономическая обстановка. К Габо присоединились его сыновья Марсель и Андре. Фирма была вынуждена разнообразить производство, начав выпускать клавикорды и спинеты. Модели инструментов разрабатывал с 1911 по 1914 английский инструментальный мастер Арнольд Долмеч, но, когда он уехал обратно в Англию, Гаво снова перешли на выпуск пианино.
В 1960 году Гаво присоединился к фирме Érard, а год спустя – к своему злейшему конкуренту Pleyel.
Алина ЕРШОВА