Свет старинной усадьбы
Инвестиционная группа компаний ASG завершила восстановление усадьбы Гусева Полоса, находящейся на территории Инновационного центра « Сколково». За шесть лет специалисты реставрационных мастерских Международного института антиквариата спасли от неминуемого разрушения усадебный дом – шедевр неоклассицизма, расчистили парк, воссоздали исторические интерьеры на основе коллекций Большого собрания изящных искусств ASG. Буквально на днях реставрационный совет МИА принял от мастера Анатолия Степанова люстру старинной работы, которая будет освещать жизнь обновленной усадьбы
Портал «Мир искусств» неоднократно писал о восстановлении усадьбы Гусева Полоса, ее владельцах , перспективах использования .
"Закончилась реставрация еще одной московской усадьбы. С 2015 года реставраторы бережно возрождали былое великолепие главного дома и парка усадьбы Гусева Полоса. До начала работ около двух десятилетий она не использовалась и пришла в аварийное состояние. Во время реставрации специалисты вернули исторический облик и фасадам, и интерьеру особняка. Это были действительно масштабные работы…», — прокомментировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Интерьеры особняка отличались богатством декоративного убранства. Отделка парадных помещений основана на имитации приёмов русской классики – лепнина, ковка, мраморная лестница.
Торжественность и праздничность усадебным интерьерам всегда придавали люстры сначала свечного, а в начале прошлого века уже и электрического освещения.
Для дома в Гусевой Полосе, который специалисты называют «Архангельским в миниатюре», шедевром неоклассицизма, специалисты Международного института антиквариата отобрали люстру предположительно шведской работы XIX века. Люстра приобретена на французском аукционе Millon & Associes 6 марта 2013 года, она выполнена в форме «корзины» в три ряда, украшена хрустальными подвесками каплевидной формы.
Особое распространение этот тип люстр получил в период классицизма, конструкция его представляла собой обруч, к нижнему краю которого крепились подвески, а к верхнему – рожки со свечными стаканчиками. Люстра, как правило, подвешивалась на цепях. Ее композиционным центром был цельный или разорванный шток, декорированный муфтами или вазиками, чаще всего цветными.
Люстры-корзины освещали Гатчинский дворец, Голубой зал Останкинского дворца, этот вид светильников использован реставраторами интерьеров Константиновского дворца в Стрельне.
|
|
В Большое собрание изящных искусств ASG люстра поступила с нарушением конфигурации каркаса, сильным загрязнением, глубокими царапинами и потёртостями, утратой многих декоративных украшений – стеклянных подвесок. На нескольких рожках, в области изгиба, имелись глубокие трещины, угрожающие целостности этого декоративного элемента.
Исходное состояние предмета
|
|
|
|
Экспозиционное состояние
|
|
Теперь, восстановленная в том виде, каком ее задумал мастер, люстра будет освещать бальную залу усадебного дома Гусевой Полосы.
Светлана БОРОДИНА
Римма САБИРЗЯНОВА
Фотографии Вадима РАЗУМОВА