decor
Следите за нашими новостями

Точность Веры, долготерпение Надежды и широта Милосердия

08.12.2016

В декабре 2016 года в мастерских Международного института антиквариата начнется реставрация полиптиха последователя выдающегося швейцарского живописца XVI века Никлауса Мануэля Дойча (1484 – 1530). Полиптих состоит из семи частей, посвященных аллегорическим изображениям благодетелей: Вера, Надежда, Милосердие, Осторожность, Умеренность, Сила и Справедливость. Работы были приобретены на французском аукционе Pescheteau-Badin летом 2013 года с сильными загрязнениями красочного слоя и деформацией холстов. По утверждению экспертов аукционного дома, именно плохое состояние произведений затрудняло их атрибуцию, возможно, что после проведения реставрации полиптих будет атрибутирован кругом Дойча.

3702
Никлаус Мануэль Дойч, последователь
Три теологические благодетели, связанные с четырьмя кардинальными благодетелями:
Вера, Надежда, Милосердие, Осторожность, Умеренность, Сила, Справедливость (полиптих)
Швейцария, XVI в. Холст, масло. 106×38 см
БСИИ ASG, инв. №04-3702 (1-7)

Никлаус Мануэль Дойч – яркий деятель германской культуры эпохи Возрождения. Уроженец и житель германоязычных кантонов Швейцарии, он вошел в историю как представитель замечательной плеяды немецких мастеров, таких, как Альтдорфер, Дюрер, Кранах, Ганс Бальдунг Грин, Матиас Грюневальд, Урс Граф и др. Мастерству художника, скульптора и гравера он учился у Ганса Фриса (1460-1523), а возможно, и у Тициана (1488/1490-1576) в Венеции. Как живописец он выполнял самые ответственные заказы, например, алтарь Святой Анны для гильдии ювелиров и художников в Берне. Делал множество рисунков, которые служили позднее материалом для изготовления гравюр. Композицией «Пирам и Фисба» он внес свой вклад в прочтение античных сюжетов в северном Возрождении. Уникальна его картина – «Святая Анна с Мадонной и младенцем». Работа «Суд Париса» считалась одной из самых характерных для чувственного прочтения этого сюжета в эпоху Возрождения.

Никлаус Мануэль вошел в историю как поэт, драматург и яркий полемист, принявший идеи Реформации. Широко было известно его литературное произведение «Vom Papst und seiner Priesterschaft» («От папы и его священства»). Он был и наемным воином – ландскнехтом, дважды участвовавшим в походах в Италию в составе войска Альбрехта фон Штайна в 1516 и 1520-х годах. Ему пришлось сражаться в битве при Ла Бикоке (Северная Италия), где он был ранен. У себя в городе Дойч пользовался большим авторитетом и даже был избран в Большой совет Берна. Он являлся членом гильдий ювелиров и художников, а также кожевенников. Имя этого деятеля культуры включено в реестры лучших художников и литераторов Германии и Швейцарии.

Дойч







Никлаус Мануэль Дойч
Девушка с пронзенным сердцем (Аллегория любви или покаяния)
Художественный музей, Базель

На полотнах Большого собрания изящных искусств ASG последователя Дойча изображены три теологические благодетели, связанные с четырьмя кардинальными. Сама тема изображения этих нравственных понятий восходит еще к античным временам, а точнее к Сократу. Платон считал добродетели необходимым компонентом человеческого счастья. В гармоническом соединении нескольких добродетелей видел счастье и Аристотель. Средневековье относится к добродетелям как к необходимым компонентам чистоты души, только при соблюдении добродетели человек может попасть в рай. Общеизвестно стремление средневековых мыслителей структурировать все, что являлось предметом их внимания, а также желание отделить основное от второстепенного. По этой причине число добродетелей варьируется у многих авторов по-разному. В живописи принято изображение семи добродетелей, противостоящих семи грехам. Три из них считались общепонятными, не требующими дополнительного истолкования. Их называли «тремя теологическими» добродетелями («trois vertus théologales»). Это «Вера», «Надежда» и «Милосердие». Четыре же остальные – «Осторожность», «Умеренность», «Сила» и «Справедливость» – получили название «кардинальные», т.е. являющиеся стержневыми для праведной личности.

Добродетели собрания ASG изображены в виде фигур молодых женщин в длинных одеждах со своими атрибутами: «Вера» держит в руках свечу, а на ее голове – храм, «Надежду» персонифицирует парусник, как залог благополучного путешествия, «Милосердие» олицетворяет сердце и пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы накормить птенцов, перед «Осторожностью» мы видим зеркало, «Умеренность» изображена с часами и весами, «Сила» облачена в военные доспехи, рядом с ней карп, а «Справедливость» держит меч. Фигуры изображены на фоне фантазийных пейзажей, а в нижних частях и картушах над их головами – надписи, прочитать которые станет возможно после удаления загрязнений с них.

Фрагмент_1

Фрагмент_2

Фрагменты надписей в нижних частях холстов и в картушах над фигурами добродетелей


Реставрация работ будет проводиться в несколько этапов, отчеты о которых будут публиковаться на нашем портале. Предполагается провести тщательное укрепление и выпрямление холста, расчистку, удаление поздних записей и грубых вставок на местах утрат грунта. Особое внимание будет уделено аккуратному подведению грунта с восстановлением на нем авторской фактуры, а также восполнению утрат и нарушенных лессировочных слоев.

Фрагмент_3

Фрагмент_4

Вздутие и утраты красочного слоя и оригинального холста вплоть до дублировочного холста


В настоящее время все работы находятся на поздних подрамниках (XIX-XX вв.), сделанных непрофессионально – в их конструкции отсутствуют колки. Сами подрамники сделаны из тонкой мягкой древесины, подверженной деформации при натяжении. В данный момент они имеют вогнутость в форме спирали, восстановить их не представляется возможным, а при их размерах они не способны выдерживать необходимые нагрузки при растяжении. В ходе реставрационных работ старые подрамники будут заменены на раздвижные с колками, сделанными из более твердого материала (формат сторон будет не квадратным в сечении, как сейчас, а прямоугольным).

Фрагмент_5

Фрагмент_6

Фрагмент_7

Деформированные подрамники XIX-XX вв.


Кроме того, все работы дублированы на крупнозернистую низкокачественную мешковину (джут) с очень крупными включениями, которые деформируют не только тонкий авторский холст, но и сильно искажают красочный слой, придавая ему абсолютно не авторскую рельефность. Состояние самой дублировки XIX века также очевидно ветхое, она не сможет надежно защищать авторский холст, который в данный момент сильно ею искажен. Все работы будут передублированы на тонкозернистый, близкий по фактуре авторскому холст с дальнейшим устранением приобретенных деформаций.

Фрагмент_8
Старая дублировочная основа (джут)
с крупными включениями

Фрагмент_9
Искажение поверхности красочного слоя
крупнозернистой дублировочной основой

Полиптих, безусловно, имеет высокую художественно-историческую значимость. Более подробный искусствоведческий анализ и аргументированная атрибуция возможны лишь после полной расчистки картин и удаления поздних записей. Однако уже сейчас очевидно, что автор данных работ – последователь Никлауса Мануэля Дойча, – глубоко воспринял характерную манеру художника, наполненную изысканной ритмикой, умением выделить харáктерность деталей, а порой и ввести элементы мрачного юмора (в данном случае это касается атрибутов благодетелей).

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: