decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Из истории казанских доходных домов

02.12.2014

В числе исторических зданий Казани, которые реставрирует ИГК ASG в рамках программы государственно-частного партнерства с мэрией города, есть несколько доходных домов. Это были многоквартирные жилые дома, меблированные комнаты в которых сдавались в аренду.

Здание гостиницы «Амур» - доходный дом Юнусовых (ул. Московская, 70)

Здание было построено во второй половине XIX века. Первыми владельцами были братья Юнусовы – Ибрагим и Исхак - наследники купца первой гильдии, промышленника Губайдуллы Мухаметрахимовича Юнусова (1776-1842). В 1912 году дом был целиком сдан в аренду купцу Мубаракше Рамазанову под номера гостиницы «Амур» а над прежними корпусами был возведен третий этаж. С этого же года здесь разместилась гостиница «Амур».

Постояльцами гостиницы были многие известные люди Казани той эпохи.

С декабря 1912 года по февраль 1913 года здесь жил поэт Габдулла Тукай, останавливались основоположники национального театра, актеры первой татарской профессиональной труппы «Сайяр» Г. Кариев и С. Гизатуллина-Волжская. В 1912-1913 годах - писатель Фатих Амирхан, в этот период работавший секретарем газеты «Кояш». Редакция располагалась в том же здании.

1974452.JPG
Гостиница "Амур" в марте 2012 года

1974452.JPG
Гостиница "Амур" после реставрации фасада ИГК ASG

Доходный дом Иванова (ул. Баумана, 40)

Дом был построен в 1840 году для именитого казанского купца Иванова. Этот дом являлся одним из первых доходных домов Казани.

В XIX веке в этом доме находилась одна из старейших фотографий Казани – фотография Вяткина. Позже, по соседству с фотографией, размещалось товарищество Гутмана, которое занималось изготовлением посуды и осветительных приборов. И еще стоит сказать о кухмистерской Чистова: здесь в дни коронации Александра II в 1883 году выдавалось бесплатно по 500 обедов в день для неимущих, и каждый обед состоял из двух блюд с квасом. При ремонте в середине ХХ века была забетонирована чугунная доска с рельефной надписью «Буфет и столовая внизу» – вделанная в пол, это была последняя старинная казанская вывеска.

В советское время в данном здании располагались квартиры.

1974452.JPG
Дом Иванова после реставрации

Доходный дом Жарова (ул. Баумана, 42/9)

Здание построено в 1836-1838 годах по проекту архитектора Ф.И. Петонди для казанского купца первой гильдии Викула Ефимовича Жарова. Первоначально угловой дом проектировался всего лишь о двух этажах, зато на первом этаже должна была быть аркада. Но купцу Жарову это показалось непрактичным, и все тот же Ф. Петонди меняет проект: аркада упраздняется, но прибавляется третий этаж.

Низ дома отводился под торговые помещения, наверху располагались жилые комнаты. Известно, что в 1841 году в доме Жарова находилась гостиница для приезжающих, пряничное заведение Тябухова, кондитерская Аппельгрена, фруктовая лавка Подуруева, мыльная лавка Замановых.

С 1872 года в этом доме располагалась виноторговля известного казанского водочного заводчика Д.И. Вараксина. Здесь нет путаницы: водку в те времена все еще звали хлебным вином, отсюда и термин виноторговля, хотя торговали здесь все же водками. Причем водками тогда звали то, что сейчас мы назвали бы настойками, зачастую те водки были сладкими, недаром пелось: "сладку водочку да наливочку я пила, молода, из полуведра". Другой специальностью дома были гостиницы: "Торговые номера", "Одесса", а ближе к нашему времени - "Биржевые номера" К.Л. Урванцева, состоявшие из 45 покоев.

1974452.JPG
Дом Жарова до реставрации

1974452.JPG
Дом Жарова после реставрации

1974452.JPG
Детали фасада дома Жарова после реставрации

Казанское подворье (ул. Баумана, 9)

Это здание не входит в число реставрируемых ИГК ASG домов, но представляет несомненный интерес для истории нашего города. Находится оно напротив доходных домов Жарова и Иванова. Это бывшая гостиница «Казань».

История гостиницы ведется с 1835 года, когда чистопольский купец II гильдии дал Герасим Семенович Мельников дал поручение казанскому архитектору Фоме Петонди «отстроить дом не для семьи своей, а для гостиницы для приезжающих и для магазинов».

В начале XX века номера покупает купец Павел Щетинкин. По его распоряжению надстраивается четвертый этаж, подворье увеличивается в своем масштабе, благодаря присоединению к нему соседнего здания с улицы Проломной.

В здании всегда была гостиница. Номера были недорогие, потому что особых удобств постояльцам не предоставляли. Был в гостинице и неплохой ресторан и одна из лучших аптек в Казани.

В гостинице останавливались поэт Владимир Маяковский, писатели Максим Горький, Александр Фадеев, Демьян Бедный, Алексей Толстой.

1974452.JPG
Ул. Проломная, номера Щетинкина

1974452.JPG
Гостиница "Казань" до реставрации

1974452.JPG
Гостиница "Казань" после реставрации (Фото Любови Агеевой)

Доходный дом Смоленцева (ул. Баумана, 80/7)

Один из самых знаменитых доходных домов Казани принадлежал Е. С. Смоленцеву и Н. П. Шмелеву. Здание, в котором сейчас располагается гостиница «Шаляпин», было построено в начале XX века в стиле модерн.

Первым владельцем дома был купец Зиганши Усманов. В особняке располагались «Северные номера», состоявшие из 32 комнат. Потом купец разорился, и здание перешло к новым владельцам, которые его перестроили его и открыли чайный магазин. Сто лет назад здесь торговали лучшим в Казани чаем, который специально привозили из Китая.

Также здесь арендовали помещение страховое агентство и даже «Первая зубная лечебница». Затем здание превратилось в доходный дом Пчелина и Суслова, а после революции было переименовано в гостиницу «Совет».

В начале XXI века бывшую гостиницу выкупил «Красный Восток», который восстановил постройку и достроил в едином стиле с «Северными номерами» 4-этажный комплекс, превратив его в современный четырехзвездочный отель «Шаляпин». Во время гастролей в Казани здесь останавливалось немало звезд, в их числе – знаменитая певица Сезария Эвора, голливудский актер Армандо Ассанте и другие.

1974452.JPG
Доходный дом Смоленцева

Чернояровский пассаж (ул. Кремлевская, 21)

Здание Чернояровского пассажа построено в 1901 году архитектором Генрихом Рушем в стиле модерн с элементами эклектики. Руш был масоном, по этой причине он хотел украсить здание символикой тайного общества – гербом в виде лилии, змеёй на щите. У этого здания мистическая история. Дело в том, что возвести пассаж мешал деревянный дом Вениаминовых, располагавшийся между двумя зданиями купца Черноярова. Глава семьи был не против продать собственность соседу, но молодая жена воспротивилась. Однажды ночью дом сгорел вместе с его обитателями. Доказать причастность купца к поджогу не удалось. Но как только началось строительство пассажа, вспыхнула будка каменщиков. Рабочие сбежали, даже не забрав расчет, а потом рассказывали, что видели призрак дамы в красном.

Через год в пассаже от отравления газом погиб старший сын Черноярова. Убитый горем купец не захотел жить в этом доме и построил рядом флигель.

Во времена СССР в пассаже было еще три пожара – в 1917, 1935 и 1970 годах. Во время второго пожара в пассаже жил поэт Фатих Карим, который в стихах тоже упоминал «красную» даму. А последний раз огонь распространился из кабинета Черноярова. Не долгое время пассаж был центром торговли. После Октябрьской революции на втором и третьем этажах были жилые помещения, а на первом этаже – гастроном и книжный универмаг «Букинист».

1974452.JPG
Чернояровский пассаж

1974452.JPG
Фасад Чернояровского пассажа

1974452.JPG
Изображение птицы на фасаде Чернояровского пассажа

Александровский пассаж (ул. Кремлевская, 17)

Александровский пассаж был построен в 1880-1883 годах. По планам здание строилось как доходное место. Его также возводил петербургский архитектор Генрих Руш по заказу купца Александра Сергеевича Александрова. Александров вложил в это дело 800 000 рублей, почти десятую часть своего состояния.

Пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств. Парижская новинка - стеклянное покрытие крытого двора, воздушное отопление, лифт, бывший тогда в диковину... Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище - "свет без свеч". Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.

Как пишет в своей книге "Казанский калейдоскоп" Борис Ерунов, в конкурсе проектов победили молодые выпускники Петербургской академии художеств во главе с В.Сусловым (ему тогда едва исполнилось 22 года). Им и доверили стройку. Повел ее сокурсник Суслова - Якоб Генрих (Генрих Бернардович) Руш.

Однако здание оказалось совсем не выгодным предприятием. Его содержание обходилось недешево, а потому с мечтой восполнить затраты быстро пришлось расстаться. Архитектурный шедевр превратился для его владельцев в головную боль. По сведениям Б.Ерунова, купец Александров продал Пассаж своей сестре - генеральше Ольге Сергеевне Александровой-Гейнц.

Когда члены специальной комиссии под руководством главы города С.Дьяченко стали искать деньги для открытия городского научно-промышленного музея, они обратились к известной казанской благотворительнице, уговорили ее сделать крупное денежное пожертвование в пользу музея. Она выделила на эти цели 500 тысяч рублей, но с одним условием: здание должно быть выбрано обязательно на Воскресенской улице и с ее согласия. Вскоре она сама предложила для музея здание Пассажа. Однако оно оказалось непригодным "по расположению и величине квартир". Коллекции Андрея Лихачева и другие собранные для научно-промышленного музея экспонаты поселились в Гостином дворе, тоже на Воскресенской улице.

Пассаж так и остался доходным домом. Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже по Воскресенской улице (ныне Кремлевская) работала типография Ивана Николаевича Харитонова (свой дом он купил в 1907 г.), а с 6 декабря 1908 года в этом помещении вятский гражданин Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр "Пассаж". По изяществу обстановки его называли "жемчужиной Казани". "Последнее слово техники - гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера", - так писали местные газеты. В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан "Пале де Кристаль". Пишут, что там было три ресторана. Одно время было кафе "Отдых". В здании были и жилые помещения. Во время войны Пассаж принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.

С 1930 года в Пассаже работал детский кинотеатр "Пионер". В ночь на 28 апреля 1977 года здание обрушилось как раз в этом месте. По счастью, это случилось, когда никого там не было. А через несколько дней ушла под землю часть стены Черноозерского блока.

В настоящее время Александровский пассаж приобретен новым собственником из Санкт-Петербурга, который планирует восстановить здание не ранее 2017-1018 года, открыв в нем гостиницу на 100-200 мест, магазины и рестораны.

У Александровского пассажа есть свои тайны. Например, одна из городских легенд гласит, что часы с колокольчиками, расположенные на фасаде, при жизни купца Александрова работали четко и останавливались только три раза: когда он женился, когда у него родилась дочь и в последний раз - когда он умер. Часы пытались отремонтировать, но безрезультатно.

1974452.JPG
Александровский пассаж

1974452.JPG
Часы Александровского пассажа

1974452.JPG
Фасад Александровского пассажа

Дом Кекина (ул. Галактионова, 7, ул. Горького 8/9)

Дом Кекина был построен в 1903—1905 годах все тем же Генрихом Рушем по заказу купца-миллионщика Леонтия Кекина. Это был доходный дом, в котором размещались правление Казанского округа путей сообщения, гимназия В.И. Ряхиной, гимназия Педагогического общества для распространения образования, подготовительное училище Н.А. Беневской, типография Л.Гросса, писчебумажный и книжный магазин П. Шаталова, вино-бакалейная торговля А. Афанасьева, игольно-галантерейный магазин М. Тухватуллина, квартиры чиновников. Под магазин был отдан нижний этаж.

Сам же хозяин, занимавшийся торговлей мукой, жил по соседству в доме № 15 по ул. Большой Лядской (ныне ул. Горького). Здесь распологался Государственный комитет ТАССР по телевидению и радиовещанию.

После революции доходный дом купца Кекина был национализирован. В разное время это был жилой дом, на первом этаже которого разместились продовольственный магазин, столовая и салон химчистки. Сейчас в доме Кекина располагается Государственный жилищный фонд при Президенте РТ, многочисленные офисы и ресторан.

1974452.JPG
Дом Кекина. Старинное изображение

1974452.JPG
Дом Кекина. Современный вид

«Номера Булгар» (пересечение улиц Московская и Татарстан, напротив театра Г. Камала)

*здание не сохранилось

Гостиница «Булгар» (не путать с гостиницей с одноименным названием на перекрестке улиц Вишневского и Шмидта) была построено в 1866 году по проекту архитектора П.И. Романова для купца первой гильдии И.И. Апакова. На нижнем этаже располагались лавки и издательство, а на втором и третьем – номера.

Доходный дом пользовался популярностью среди татарской интеллигенции. У него было удобное расположение напротив Соборной мечети и рядом с Сенным базаром. Здесь провел последние годы своей жизни Габдулла Тукай.

В 2008 году здание было снесено. В 2011 году заново отстроено. Но новодел не способен передать дух истории, как бы красив он не был.

1974452.JPG
Номера Булгар (Из альбома А.Дубина "Тарихи Казан")

1974452.JPG
Вид на номера Булгар несколько лет назад

Восточный клуб (ул. Татарстан, 8)

Трехэтажный дом по адресу улица Татарстан, 8 когда-то принадлежал купцу К. Апанаеву. В конце 1906 года здесь был открыт Восточный клуб, где собиралась татарская интеллигенция. Среди членов клуба были известные казанские историки, языковеды, писатели, журналисты: Г. Ахмеров, М. Курбангалеев, Г. Камал, Ф. Сайфи, Г. Карим, А. Мустафин, А. Урманчеев, А.-Г. Хасани, Г. Шараф, Ш. Ахмеров и другие.

На первом этаже располагалось правление клуба, на втором – зрительный зал на сто пятьдесят человек с просторной сценой, а также комната для игры в лото и библиотека с читальным залом.

В этом здании появится музей театрального искусства. Экспозицию планируется разместить на трех этажах, а ее особенностью станет большая интерактивная составляющая.

Сейчас в здании располагается музей театра им.Г.Камала.

1974452.JPG
Дом купца К. Апанаева

1974452.JPG
Современное состояние дома купца К. Апанаева

Алина ЕРШОВА
Источники:
kazan.aif.ru
1000kzn.ru
tartaria.ru
liveinternet.ru
marsorokina.livejournal.com

Поделиться: