«Ваш труд красив, благороден и честен…»
22 декабря в Международном институте культурного наследия состоялся очередной круглый стол, посвященный изданию «Инвестиции во благо! Спасенная красота». Участниками мероприятия стали председатель регионального отделения Союза реставраторов России, реставратор Андрей Винокуров, начальник управления культуры и развития языков Министерства культуры РТ Ляйсан Низамова, журналист Оксана Романова, член Общественного совета журнала «Мир искусств» профессор Айслу Мансурова и специалисты реставрационных мастерских МИКН
Реставратор всегда относился к элите художественных профессий» - такими словами открыла мероприятие редактор журнала «Мир искусств», автор-составитель книги Светлана Бородина.
Синкретичность реставрации как вида деятельности проявляется в том, что в ней необходимы вкус художника, мастерство ремесленника и пытливость исследователя. Говорят, что, например, в оперетте, другом синкретическом виде искусства, артист должен петь как в опере, играть как в драме и танцевать как в балете. А вот выдающаяся Татьяна Шмыга говорила, что в оперетте надо петь как в оперетте, танцевать как в оперетте и играть как в оперетте. То же и в реставрации: и ремесло, и наука, и вкус направлены на достижение главной цели – сохранение предмета искусства в том виде, каком некогда его задумал автор. Необходимы и отказ от собственного творческого «я», и обеспечение обратимости внесенных реставрационных вмешательств.
Это понимание пришло ко мне не сразу. Вначале как редактора журнала меня удивляло, что рубрика «Спасенная красота», где размещаются реставрационные дневники предметов Большого собрания изящных искусств ASG, является одной из самых популярных. Ведь так интересна атрибуция картин, биографические исследования мастеров кисти, особенно если они в стране присутствуют только в нашем собрании и др. Теперь я понимаю, что созидательный характер реставрационного труда, чудо превращения разрозненных деталей или остова какого-либо предмета в красивый, совершенный образчик искусства привлекает внимание, делает читателя «соучастником» увлекательного процесса… Книга «Спасенная красота» стала событием в культурной жизни Казани, и мы рады, что сегодня можем подарить ее тем, без кого не было ни книги, ни собственно ее первоосновы – коллекции предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отреставрированных в наших мастерских. Я бы хотела передать слово председателю реставрационного совета, директору МИКН Алине Булгаковой.
Это уже четвертая презентация книги. Все в основном говорят про ее первую часть, которая посвящена сохранению объектов культурного наследия, объектов архитектуры, а я хочу отметить вторую и третью части, рассказывающие о восстановлении живописи и мебели. Реставрационный процесс их отражен в самом главном документе – реставрационном паспорте, который одновременно является и лицом мастера. У каждого мастера-реставратора есть свои профессиональные секреты, которыми они не всегда готовы делиться, что подтверждает такой авторитетный ресурс как сайт «ART-CON». Мы же публикуем реставрационные дневники в журнале, на портале и теперь в отдельном издании на прекрасной бумаге с яркими иллюстрациями. И каждый из них может выступить резюме нашего мастера-реставратора. Многих присутствующих здесь я знаю с 2011 года, когда пришла на работу в музей и посещала реставрационные мастерские как простой наблюдатель, и постепенно начала включаться в практику реставрационного процесса. Я начала разбираться в технологии реставрации разных предметов, ее закономерностях, понимать, какими материалами нужно пользоваться. И теперь я понимаю всю важность вашей профессии, ее значение для истории культуры. Ваш труд очень красив, благороден, честен. Когда я прихожу в наши реставрационные мастерские, то всегда забываю о своих проблемах, потому что в них всегда царит позитивная и творческая атмосфера, что роднит ее с арт-терапией. И всегда я ухожу от вас эмоционально наполненная. Когда провожу экскурсию и рассказываю о первоначальных создателях этих предметов, то всегда вспоминаю мастера-реставратора, который его возродил к новой жизни.
Что касается живописи, я назову только одно имя – Андрей Сульдин. Этот человек, которого я уважаю и ценю, он является для меня гарантом качества. Когда картина, находящаяся в состоянии близком к небытию, попадает к нему в мастерскую, за ее будущее можно быть спокойным. Хотя ваших имен и нет среди авторского коллектива, но все вы безусловно являетесь ее соавторами. И я рада поздравить всех нас с событием в жизни нашего института и компании в целом и поблагодарить вас за возможность быть сопричастными к вашему труду.
Председатель регионального отделения Союза реставраторов России, реставратор Андрей Винокуров высоко оценил издание и его значение для презентации реставрационной деятельности МИКН в российском масштабе. Андрей Аркадьевич сам работал в мастерских института и был приятно удивлен тем, что один из реставрированных им предметов включен в книгу. Союз реставраторов России принял «Этический кодекс реставратора» и все, что здесь говорилось об ответственности реставратора, его осознании значения профессии, ее ценностной составляющей получило теперь нормативное выражение.
Я обычный строитель-технолог. С приходом в компанию начал с того, что контролировал процесс реставрации, а потом и сам начал заниматься реставрационной деятельностью. За истекшие десять лет прошел путь от восстановления отдельных предметов до полной реставрации ОКН и ландшафтных комплексов. Их качество подтверждается востребованностью объектов для натурных съемок российскими кинематографистами, так в усадьбе В. Аигина (Талицы) снимались фильмы «Прятки», «Холоп 2». В настоящее время здесь проходят съемки продолжения сериала о выдающемся российском адвокате Фёдоре Плевако, роль которого исполняет Сергей Безруков. Он высоко отозвался о проведенных восстановительных работах в усадебном доме, учитывая в каком состоянии был объект и в какие сроки это выполнено. «Вживаться в роль в обстановке, в которой ощущаешь себя «человеком XIX века», одно удовольствие» – сказал Сергей Безруков.
Благодаря проделанной трудоемкой и ресурсозатратной работы мастеров-реставраторов, реставрационного совета МИКН и происходит изучение наших предметов. Искусствоведы, музеологи, историки искусств и культурологи могут не только насладиться визуальным обликом произведений, но и провести научно-исследовательскую работу. Именно из-за обеспеченной специалистами должной сохранности предмета создаются эмпирические, прикладные изыскания и творческие труды. Этот факт напрямую влияет на просветительскую деятельность нашего института. Учащиеся художественных школ, СУЗов и ВУЗов на базе Большого собрания изящных искусств ASG не просто «знакомятся с искусством», а проходят профессиональную практику, получают первичные навыки исследовательской деятельности, развивают художественные умения и эстетическое восприятие. Студенты и квалифицированные специалисты оформляют свои мысли и результаты поиска в атрибуции, научные статьи, выпускные работы…Руками реставраторов куется экспертное сообщество казанских искусствоведов.
С детства, когда читала книги или смотрела фильмы, в которых упоминались или были главными героями реставраторы, у меня сложилось впечатление о людях этой профессии как о небожителях, людях, обладающих каким-то тайным знанием или даже наукой. И вот, уже несколько лет сотрудничая в журнале «Мир искусств», мне не раз приходилось сталкиваться не только с результатами их труда, но и с ними самими…Я не знаю, как это назвать… Может это в каком - то (хорошем) смысле разочарование: оказалось, что это очень простые, земные люди, с сильными руками, настоящие мастеровые… А с другой стороны – восхищение. Дело живет, этому можно научиться, есть сложившаяся профессиональная КАЗАНСКАЯ ШКОЛА РЕСТАВРАТОРОВ, о которой надо писать, о которой надо заявлять. Их работа – технологии, методики, практика, материалы, оборудование и др. – заслуживает отдельного изучения и продвижения в профессиональном сообществе.
Светлана Бородина
Дарья Молотникова