decor
Следите за нашими новостями

Буйный авантюрист и виртуозный живописец

21.07.2018

Агостино Тасси, со дня рождения которого исполняется 440 лет, отличался такой бурной биографией, что на ее фоне меркнут жизнеописания его знаменитых соотечественников – Караваджо и Себастьяно Риччи. Жестокий, авантюрный, циничный Тасси воспринимается сегодня в первую очередь в связи с историей Артемизии Джентилески. Между тем он был талантливым художником, виртуозом-декоратором дворцов римской знати, доверенным лицом дома Медичи. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение художника, подтверждающее его талант пейзажиста и мариниста.

Тасси259
Тасси, Агостино. Автопортрет


Агостино Тасси (1578-1644) – итальянский художник-пейзажист и маринист эпохи раннего барокко, гораздо более, чем своим творчеством, известен сегодня дурными наклонностями и преступными деяниями.

Настоящее имя художника – Агостино Бонамичи, он родился в Перуджи в семье скорняка и всю жизнь стремился попасть в аристократические круги, выдавая себя за представителя дворянского рода. Так, он утверждал, что родился в Риме и был усыновлен маркизом Тасси.

Есть сведения, что Тасси работал какое-то время во Флоренции. С этим городом связано первое осложнение Тасси с законом, здесь он отбывал наказание в качестве раба на каторжных галерах за некое преступление. Однако Тасси не был прикован к веслу, а свободно перемещался по судну, более того, был обеспечен материалами для творческой деятельности. Так что круглосуточное нахождение на «пленере» привело к появлению большого числа морских пейзажей, сцен рыбной ловли, портовой жизни и т.п.

Главным учителем Тасси следует признать Орацио Джентилески, который одновременно был его коллегой при выполнении заказа Папы Павла V: Тасси писал пейзажные сцены, а Джентилески – фигуры. Тасси имел также репутацию отличного декоратора, его росписи римских дворцов отличает чувство перспективы и виртуозное исполнение иллюзорного архитектурного декора.

Самым известным учеником Тасси является французский живописец Клод Лоррен (1600-1682), нанятый им сперва в качестве прислуги. Тасси переманил Лоррена за его поварское искусство, с которым познакомился в доме, снимаемом несколькими фламандскими художниками. Лоррен жил там в качестве «одной прислуги»: убирал комнаты, готовил пищу, растирал краски и готовил палитры для всех жильцов…

Лоррен, вероятно, охотно согласился перейти в дом Тасси, ведь в отличие от небогатых фламандцев, тот был принят в лучшем обществе, был завален заказами и вел великосветский образ жизни, достаточно сказать, что он был первым посредником семейства Медичи. Тасси получал хорошего помощника по хозяйству, а Лоррен мог в его доме насмотреться и наслушаться такого, что пополнило бы его скудное образование.

Клод Лоррен поступил в дом Тасси, когда ему уже перевалило за 35, возраст, не самый благоприятный для восприятия нового, однако он стал делать поразительные успехи в живописи, которыми Тасси поначалу восхищался, а потом относился к ним с горькой завистью. Для него было непостижимым, как «тупой и недалекий» Клод без труда понял законы геометрических построений, мало вразумительные для самого учителя.

Слухи о талантливом бывшем слуге наполнили Рим, собратья-художники стремились посмотреть творчество «гениального неуча», на что Тасси отвечал отказом под предлогом еще неловкой кисти начинающего. И только когда о явившемся таланте узнал кардинал Бентиволио и почтил посещением мастерскую Тасси, предложив Клоду вельможную дружбу, Тасси должен был признать в бывшем слуге коллегу.

Хотя Тасси более известен как мастер фресковой живописи, он написал несколько полотен, чаще всего это пейзажи, включающие архитектурные объекты, в том числе руинированные, иногда населенные мифологическими персонажами, и морские виды. К их числу принадлежат работа «Отплытие царицы Савской» и картина из Большого собрания изящных искусств ASG «Похищение Елены».


Царица260
Тасси, Агостино
Отплытие царицы Савской (ок. 1615)
Холст, масло


Композиционно произведения похожи, левая часть занята аркадами монументального архитектурного объекта, в пролетах которого разворачивается действо, а правая изображает морскую гладь с судном, ожидающим пассажиров. Фигуры настолько малы, что, если бы не название картины, идентифицировать персонажей было бы невозможно.

Картину из БСИИ отличает мастерская передача воздушной атмосферы и перспективы с высоким итальянским небом удивительного оттенка. Тасси колоннами аркады очень четко разделяет пространство картины на две части, в одной из которых кипят человеческие страсти, приведшие к Троянской войне. Фигура в красном плаще и шлеме с султаном – Парис, он спешно препровождает вынужденную подчиниться Елену к ожидающей лодке, которая отвезет их на корабль. А на ступенях террасы все еще продолжается стычка между греками и троянцами, хотя исход ее уже ясен. По контрасту с левой, правая половина живописует красоту, над которой не властны ни человек, ни время: вечное море под вечным небом.


2215
Тасси, Агостино
Похищение Елены
Италия, XVII в.
Холст, масло, 69х84,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2215


В 1612 году Агостино Тасси был признан виновным в изнасиловании Артемизии Джентилески, талантливой художницы и дочери его учителя Орацио Джентилески. Первоначально Тасси отрицал обвинение, заявив: «Никогда не имел я плотских отношений и не пытался иметь их с упомянутой Артемизией … Я никогда не был в доме Артемизии наедине с нею». Впоследствии он изменил показания и утверждал, что посетил её дом, чтобы защитить её честь.

Во время семимесячного судебного разбирательства выяснилось, что Тасси уже сталкивался с законом и ранее обвинялся в изнасиловании своей свояченицы, что на тот момент воспринималось еще и как кровосмешение, и одной из его прежних жен. Женщина, бывшая на тот период его женой, уже некоторое время числилась пропавшей без вести, и считалось, что Тасси нанял бандитов, чтобы убить её.

В итоге Тасси был заключен в тюрьму на два года. Позднее приговор по какой-то причине был отменен (возможно, по ходатайству высоких покровителей), и в 1613 году он был освобождён. Понятно, что должна была переживать в тот момент его жертва, которой и во время судебного разбирательства было нанесено больше душевных травм, чем обидчику.

Артемизия Джентилески (1593-1653), как и ее знаменитый отец, была художницей-караваджистской, она училась во Флорентийской академии живописи (XVII век!), дружила с Ван Дейком и Галилеем. Причиной трагедии стал отец, разумеется, невольно. Видя талант дочери, Орацио Джентилески обратился к Тасси, с которым в то время сотрудничал, с тем чтобы тот обучил Артемизию искусству перспективы. В процессе преподавания Агостино Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал семнадцатилетнюю ученицу.

Сохранилось исковое заявление отца, из которого следует, что Тасси, обесчестив Артемизию, долгое время водил ее за нос, обещав жениться. В Италии была такая форма вступления в брак, когда из соображений чести соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви. Отец Артемизии был в курсе происшедшего и надеялся, что брак состоится, он даже передал Агостино Тасси несколько картин (видимо, Тасси должен был писать пейзажные фоны), о чем также говорится в судебном иске.

В качестве превентивной меры циничный Тасси приглашал Артемизию на загородные прогулки с приятелями, чтобы позже, во время судебного разбирательства обвинить ее в распутном нраве. Да и Орацио заставил свою дочь пройти, по сути, через пытки, включавшие жестокие допросы в присутствии насильника и даже публичное гинекологическое освидетельствование.

С того времени Артемизия пристрастилаcь к сценам, где женщины убивают мужчин, причем особенно кроваво, например, оставила множество изображений Юдифи, в одном из них под видом Олоферна она изобразила Агостино Тасси, а в образе Юдифи – себя самоё.


Юдифь261
Джентилески, Артемизия
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620)
Холст, масло, 199х162,5 см
Галерея Уффици


Заказчиком холста, скорее всего, был герцог Тосканы Козимо II Медичи. Из-за жестокости изображенной кровавой сцены картина была спрятана в углу одной из комнат Палаццо Питти, а Артемизия получила плату за свою работу только после смерти Козимо II, благодаря ходатайству своего друга Галилео Галилея.

В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ кисти Артемизии Джентилески, но есть работа круга ее отца.


2233
Джентилески, Орацио, круг
Сисара и Иаиль
Италия, ок. 1650 г.
Холст, масло, 52х71 см
БСИИ ASG, инв. №04-2233


Интересно, что мотив возмездия возобладал не только в творчестве дочери, но и отца, Орацио Джантилески, и его учеников и соратников. Картина в стиле караваджизма, самыми интересными последователями которого были оба Джантилески, посвящена драматической библейской истории. Иаиль, женщина из родственного евреям племени кенеев, убила Сисару, военачальника враждебного евреям ханаанского царя Иавина. Разбитый и преследуемый победоносным Вараком, Сисара укрылся в шатре Иаили, которая сперва напоила его молоком, а после того, как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисаре и вогнала кол ему в висок с такой силой, что он пробил череп Сисары и пригвоздил его к земле.

В то же время в манере изображения Сисары можно увидеть сходство с картиной Артемизии, особенно в том, как выписаны расслабленные плечи и ноги персонажа, до самого трагического момента уверенного в своей безопасности. Видимо, сознание, что Агостино Тасси, в сравнении с которым даже жизнь Караваджо воспринимается не такой авантюрной, жил в свое удовольствие еще 30 лет, навсегда отравило жизнь отца и дочери Джантилески.



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Клод Лоррен: Рафаэль пейзажа // Нива.-1873.-№ 28.-С.440-441.

  2. Реймон В. История искусств /Пер. С.А. Кательниковой. – М., 1876. – 202 с.

  3. wikipedia.org

  4. artguide.com
Поделиться: