decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Знаменитые «Лавки» Франса Снейдерса

25.08.2021

«Лавки» — единственная серия в творчестве великого анималиста, в ней отражены традиционные темы «четырех стихий» и «пяти чувств». Тема «Рыбных лавок» – одна из ведущих в творчестве Франса Снейдерса. Практически все картины с их изображениями датируются 1620 годами. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна Снейдерса данного периода с одноимённым названием – «Рыбный рынок». На картинах изображены прилавки с морскими деликатесами.

Frans_Snyders_-_Fish_Market_-_WGA21513.jpg
Франс Снейдерс
Рыбный рынок
1620-е годы
Холст, масло. 210×341 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Frans_Snyders_-_Fish_Stall_-_WGA21521.jpg
Франс Снейдерс, Ян
Вильденс (пейзаж)
Рыбный рынок
Между 1618 – 1621 годами
Холст, масло. 209×341 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург

В обоих случаях на лавках нагромождены рыбы разных сортов, крабы и лобстеры. Здесь же на полу, в корзинах и блюдах торговцы разместили черепах, скатов, моллюсков и морских котиков. Связки рыбы и большие красные стейки свисают с крючков на перекладинах в верхних частях. Дары моря заполнили собой все пространство холстов. В одной из композиций (ГЭ-604) мы видим двух торговцев: юноша высыпает из ведра рыбу в корзину, мужчина в летах режет стейки. Данное произведение написано совместно с Яном Вильденсом (1585/1586 – 1653), исполнившим в нём пейзаж портового города на заднем плане (вероятно Антверпена). Снейдерс часто писал свои рыбные лавки в сотрудничестве с выдающимися фламандскими мастерами эпохи. Так с Антонисом ван Дейком (1599 – 1641) они создали «Рыбный рынок» («Чудо со статиром») из Музея истории искусств Вены. Снейдерс изобразил роскошный рыбный развал в левой части, а ван Дейк – библейских персонажей справа. Вместе с Корнелисом де Восом (1585 – 1651) художник исполнил «Рыбный рынок» из того же австрийского музея. Де Вос «отвечал» за фигуры торговцев, сам мастер – за рыбный натюрморт.

Frans_Snyders_and_Anthonis_van_Dyck_-_Fish_market_(Tribute_Money_).jpg
Франс Снейдерс,
Антонис ван Дейк
(фигуры)
Рыбный рынок
Около 1621 года
Холст, масло.
253×375 см
Музей истории
искусств, Вена

Frans_Snyders_and_Cornelis_de_Vos_-_Fish_Market.jpg
Франс Снейдерс,
Корнелис де Вос
(фигуры)
Рыбный рынок
1620 – 1630 годы
Холст, масло.
225×365 см
Музей истории
искусств, Вена


«Рыбные рынки» Снейдерса и его коллег непременно включали в себя:

1. Рыбный развал

2. Фигуры людей

3. Пейзаж

Снейдерс всегда изображал натюрморт. Иногда он писал композицию полностью сам. К таким произведениям относятся «Торговец рыбой» (первая половина XVII века, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и «Рыбная лавка» (около 1625 года, Музей Комтадан-Дюплесси, Франция). Но чаще над рыбными рынками работала артель художников. В композициях их картин всегда имелось три составляющие: натюрморт с морепродуктами, фигуры рыбаков, продавцов или покупателей, а также пейзажи, служащие фоном. В Большом собрании изящных искусств ASG есть работа круга Франса Снейдерса с названием, – ставшим уже классическим, – «Рыбный рынок». В этом произведении присутствуют все три вышеприведенные компонента.

cyt.jpg
Франс Снейдерс, круг
Рыбный рынок
Фландрия, около 1630
года
Холст, масло. 184×237 см
БСИИ ASG, инв. № 04-
1171


В центре изображена покупательница с корзиной, указывающая торговке на рыбу. Она одета в дорогое платье и муфту. На её голове – черный бархатный берет, украшенный страусиными перьями. Подобные головные уборы вошли в моду во Фландрии благодаря жене Рубенса – Елене Фурман. Покупательницу в таком же берете можно видеть на картине Снейдерса «Фруктовая лавка» из собрания Государственного Эрмитажа.

Frans_Snyders_-_Fruit_Stall_-_WGA21518.jpg
Франс Снейдерс
Фруктовая лавка
1618 – 1621 годы
Холст, масло. 206×342 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург


В правой части за прилавком стоит торговка, демонстрирующая покупательнице свой товар – рыбу, морских угрей и скатов. Рыбы с раскрытыми ртами представлены во всевозможных ракурсах. Близких данным изображениям рыб можно встретить в «Рыбных лавках» Снейдерса из Национального музея Варшавы и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

Snyders_Fish_stall.jpg
Франс Снейдерс
Рыбная лавка
1630 год
Холст, масло. 146,5×185 см
Национальный музей, Варшава

Snyders_Fish_stall11.jpg
Фрагмент картины Франса
Снейдерса «Рыбная лавка»
с изображением рыбы в центральной
части
Национальный музей, Варшава

Adriaen_van_Utrecht,_Marten_Pepijn_-_A_lady_at_the_fishmarket_in_Antwerp.jpg
Фрагмент картины круга
Франса Снейдерса
«Рыбный рынок»
с изображением рыбы в правой
части
БСИИ ASG, инв. № 04-1171

Snyders-Fish_shop.jpg
Франс Снейдерс
Рыбная лавка
Около 1616 года
Холст, масло. 134×204
см
Государственный музей
изобразительных
искусств имени
А.С. Пушкина, Москва

Snyders-Fish_shop.jpg
Фрагмент картины Франса
Снейдерса «Рыбная лавка»
с изображением рыбы в правой
части
Государственный музей
изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина, Москва

лоо.png
Фрагмент картины круга
Франса Снейдерса
«Рыбный рынок»
с изображением рыбы в правой
части
БСИИ ASG, инв. № 04-1171


В том же польском Национальном музее есть полотно Снейдерса «Кладовая», написанное совместно с Паулем де Восом (1591/1592 – 1678). В левом нижнем углу здесь изображена красная рыба без головы. Она упала на пол и из-за неё уже сцепились кошка с собакой. Данная рыба похожа на ту, что изображена справа на прилавке в композиции из собрания ASG.

Frans_Snyders_-_Pantry.jpg
Франс Снейдерс, Пауль де Вос
Кладовая
Около 1650 года
Холст, масло. 124×185 см
Национальный музей, Варшава

Frans_Snyders_-_Pantry111.jpg
Фрагмент картины Франса
Снейдерса и Пауля де Воса
«Кладовая»
с изображением рыбы в левом нижнем
углу
Национальный музей, Варшава

рв.png
Фрагмент картины круга Франса
Снейдерса «Рыбный рынок»
с изображением красной рыбы в правой
части
БСИИ ASG, инв. № 04-1171


У правой кромки полотна круга Снейдерса из собрания ASG под красной рыбой без головы изображена другая рыба, большие, словно вопрошающие, глаза которой направлены на зрителя. Её рот открыт. Рыба с тем же выражением глаз представлена в правой части «Рыбной лавки» Снейдерса из Королевского музея изящных искусств Брюсселя. На картине из собрания ASG мы видим лишь голову рыбы, в работе из брюссельского музея она написана полностью.

Frans_snijders,_banco_di_pesciaiolo,_1600-50_ca.jpg
Франс Снейдерс
Рыбная лавка
Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Frans_snijders,_banco_di_pesciaiolo,_1600-50_caре.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Рыбная
лавка» с изображением рыбы у правой кромки
Королевский музей изящных искусств, Брюссель


В левой части композиции «Рыбный рынок» круга Снейдерса изображён мужчина в широкополой шляпе с перьями, двое юношей, держащие корзины с морепродуктами, и собака. На заднем плане – морской причал, где также идёт торговля дарами моря.

iloihj.jpg
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса
«Рыбный рынок»
с изображением мужских персонажей в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1171

iloioio.jpg
Фрагмент картины круга Франса Снейдерса «Рыбный рынок»
с изображением порта на заднем плане
БСИИ ASG, инв. № 04-1171


Все эти же персонажи, что и на картине из собрания ASG, присутствуют и в работе «Рыбный рынок» («Покупательница на рыбном рынке в Антверпене»), находящейся с 1939 года в Доме Рубенса в Антверпене. По поводу атрибуции этой картины однозначной версии нет. Виднейший искусствовед Европы, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) Фред Мейер атрибутирует данное произведение кругом Снейдерса, не называя конкретных имен [1].

hjk.jpg
Франс Снейдерс, круг/
Адриан ван Утрехт, Мартен
Пепейн
Рыбный рынок
(«Покупательница на
рыбном рынке в
Антверпене»)
Около 1630 года
Холст, масло. 175,5×229 см
Дом Рубенса, Антверпен


Согласно альтернативной версии (без авторства) полотно было написано двумя видными фламандскими мастерами XVII века – фигуры людей исполнил Мартен Пепейн (1575 – 1643), натюрморт – Андриан ван Утрехт (1599 – 1652). Данная версия опубликована на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD) в Гааге [1]. Существует ещё одна версия данного «Рыбного ранка», которая сейчас хранится в частной коллекции. С авторством Андриана ван Утрехта и Мартена Пепейна она проходила на аукционных торгах 21 сентября 2006 года [2].

76bf025d-d4d0-094b-c857-9b87102ce7e3.jpg
Франс Снейдерс,
круг/ Адриан ван
Утрехт, Мартен
Пепейн
Рыбный рынок
(«Покупательница на
рыбном рынке в
Антверпене»)
Около 1630 года
Холст, масло.
194,5×184 см
Частное собрание


Все три композиции отличаются размерами, тогда как уровень их исполнения равнозначен. Версия с Адрианом ван Утрехтом и Мартеном Пепейном выглядит не совсем убедительно. Утрехт – один из лучших натюрмортистов Фландрии. Его композиции выполнены с высочайшим мастерством. В этом можно убедиться на примере его работы «Рыбная лавка» из Музея изобразительных искусств Гента. На рассматриваемых картинах изображения морских деликатесов «не дотягивают» до тех, что представлены на натюрморте из гентского музея. Что касается участия Мартена Пепейна в написании картин, то оно возможно, так как некоторые черты сходства в физиологической трактовке персонажей «Рыбных рынков» с героями его произведений присутствуют. Однако следует обратить внимание на жилистые руки торговки рыбой. Их мускулатура гипертрофирована. Женских рук сродни данным в живописи Пепейна нами обнаружено не было.

Adriaen_van_Utrecht_-_Fishmonger's_Stall_-_WGA24196.jpg
Адриан ван Утрехт
Рыбная лавка
1640 год
Холст, масло. 215,5×300,5 см
Музей изобразительных
искусств, Гент


Тогда кого подразумевает Фред Мейер под «кругом Снейдерса», атрибутируя «Рыбные рынки»? Как известно Золотой век фламандского искусства базируется на четырёх столпах – Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс, Якоб Йорданс. Снейдерс часто участвовал в написании картин совместно с Рубенсом, но его никак нельзя рассматривать просто как художника из окружения Рубенса – слишком велик его масштаб. Также, как и нельзя рассматривать обладающего самоценным талантом Адриана ван Утрехта в качестве круга Снейдерса. На том же сайте Нидерландского института истории искусств выдвигается версия о том, что в написании «Рыбного рынка» из Дома Рубенса в Антверпене участвовал Иоганн Бокхорст (1604 – 1668) – ученик Йорданса и ван Дейка [1]. При этом никаких доказательств этому не приводится. Картина «Рыбный рынок» Большого собрания изящных искусств ASG атрибутирована парижскими экспертами кабинета Эрика Тюркена. Как и Фрейд Мейер, они утверждают, что полотно написано кругом Снейдерса, не указывая определённых имен из многочисленного окружения живописца. В соответствии с этим, вопрос об авторской атрибуции всех трёх «Рыбных рынков» пока остаётся открытым. В собрании ASG есть ещё одна картина, изображающая сцену на рынке. О ней речь пойдёт в нашей следующей публикации. Написана она мастерской Франса Снейдерса. Её аналог, исполненный так же мастерской художника, хранится во Дворце изящных искусств Лилля. Авторская композиция Снейдерса, созданная совместно с Иоганном Бокхорстом, и ставшая прообразом картины из собрания ASG, экспонируется в Доме Рубенса.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
Frans Snijders
manner of/circle of Frans Snijders

Поделиться: