decor
Следите за нашими новостями

Атрибуция итальянской картины XVII века жанра каприччио из БСИИ АСГ

25.08.2022

В декабре 2021 года Большое собрание изящных искусств АСГ пополнилось произведением «Бегство Лота и его дочерей». Картина была приобретена во Франции на аукционе Artenchères. Согласно заключению экспертного кабинета Эрика Тюркена, работа выполнена художником итальянской школы XVII века.


1

Кодацци, Никколо и мастерская Бегство Лота и его дочерей
Около 1680 года
Холст, масло. 127,5×114 см
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034

Данная композиция относится к жанру каприччио. Каприччио (итал. capriccio, букв. – «каприз») – жанр пейзажной живописи, пользовавшийся наибольшей популярностью в XVII – XVIII веках. Его характерной особенностью является присутствие в картинах архитектурных фантазий. Развитие этого жанра было связано с тем, что в тот период в Риме и его окрестностях великолепные дворцы античных правителей превратились в разрушенные образцы римской архитектуры, что вдохновляло мастеров живописи дорисовывать недостающие элементы сооружений и переставлять некоторые памятники местами для создания гармоничной композиции. Архитектурные сооружения составляли основу композиции в полотнах жанра каприччио, а для оживления сюжета художники часто использовали стаффаж – фигуры людей и животных на фоне пейзажа. Нередко пейзаж на полотнах жанра каприччио изображали одни живописцы, а стаффаж – художники, специализировавшиеся на изображении людей.

В рамках данного жанра существовало два направления. Одно из них представляют художники, изображавшие античную архитектуру не в руинированном виде. Живописцы представляли, каким, по их мнению, был внешний вид построек до разрушения, и воспроизводили эти фантазии в своих произведениях. Ярким представителем данного течения был итальянец французского происхождения Гаспар Дюге (1613/1615 – 1675).

Ко второму направлению относятся художники, которые писали сохранившиеся античные руины в том виде, в котором они дошли до них, не улучшая их и не дополняя уже несуществующими элементами. Приверженцами данного направления были Алессандро Салуччи (1590 – 1655) и Вивиано Кодацци (1604 – 1670). Причем Салуччи проявлял больше творческой свободы в своих произведениях, чем Кодацци, который вносил лишь минимальные изменения в трактовку античных руин.

Вивиано Кодацци работал исключительно в жанре каприччио, выбирая для своих композиций средний формат. Художник обучался в Риме, а затем переехал в Неаполь, где работал в бывшем монастырском комплексе, а ныне музее Чертоза-ди-Сан-Мартино. После переезда в Рим он сотрудничал с голландскими и фламандскими художниками. У Кодацци было несколько учеников, в том числе Асканио Лучано (1621 – 1706) и Андреа ди Микеле в Неаполе, его сын Никколо Кодацци (1642 – 1693), Висенте Гинер (1636 – 1681) и Доменико Роберти.


2

Кодацци, Вивиано (пейзаж) Лаури, Филиппо (фигуры) Месть Гекубы Полиместору
Начало 1660-х годов
Холст, масло. 100×113 см
Проходила на аукционе Dorotheum, 20 октября 2015 года, Вена, лот 96


3

Кодацци, Вивиано Римские руины
Artgate Fondazione Cariplo [1]

Одним из наиболее талантливых учеников Вивиано Кодацци был его сын – Никколо. Он так же, как и отец, работал в жанре каприччио. Художник родился в Генуе и был первенцем Вивиано Кодацци и Кандиды Миранды. Никколо работал в мастерской отца. Его ранние композиции трудно отличить от полотен Вивиано Кодацци. С 1675 года живописец работал в Риме в Палаццо Альтьери.


4

Кодацци, Никколо или Кодацци, Вивиано
Каприччио с фигурами Между 1630 и 1693 годами
Холст, масло. 95×129,5 см
Особняк Нешнел Траст – Вайн, Хэмпшир, Англия

Вскоре Никколо Кодацци переехал во Францию, что, вероятно, было связано с жёсткой конкуренцией среди художников Рима. Он был первым в Экс-ан-Провансе, где сотрудничал с Николя Пинсоном. Позже (1681 – 1682 годы) он перебрался в Париж, где поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры при поддержке Шарля Лебрена. Здесь он получил заказ от Людовика XIV на создание четырёх архитектурных пейзажей для покоев королевы в Версале. Кодацци работал над этим заказом вместе с Рене-Антуаном Уассом (1645 – 1710).

После окончания Академии живописец вернулся в Италию, работая в Риме и Неаполе. В 1684 году он перебрался в Геную, где сотрудничал с такими художниками, как Грегорио де Феррари (1647 – 1726) и братьями Пиола. Вместе с Паоло Джероламо Пиолой (1666 – 1724) Кодацци оформил Палаццо Россо.


5

Кодацци, Никколо (пейзаж)
Гарджуло, Доменико (фигуры)
Извержение Везувия с архитектурной постройкой и фигурами
Между 1660 и 1693 годами
Холст, масло. 73×97,5 см
Аукционный дом Blindarte, Италия

Подражая отцу, Никколо Кодацци писал, преимущественно, каприччио среднего размера. Его работы пользовались большой популярностью среди римских коллекционеров. Никколо также работал в жанре квадратуры (приём декоративной росписи стен, создающий иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве), а также как оформитель праздников.

Часто в пейзажах Кодацци фигуры людей исполняли другие художники, специализировавшиеся на стаффаже. Чаще всего живописец работал с Висенте Гинером. Он также сотрудничал с Теодором Хельмбрекером (1633 –1696), Питером ван Блуменом (1657 – 1720), Якобом де Хойшем (1656 – 1701), Филиппо Лаури (1623 – 1694), Адрианом ван дер Кабелем (1631 – 1705) и Паоло Джероламо Пиолой.

Кодацци Младший не был столь щедро одарён живописным талантом, как его отец. Панорамные композиции Вивиано Кодацции помимо того, что обладают высокими художественными достоинствами, отличаются интеллектуальной глубиной осмысления античной культуры. При этом картины Никколо Кодацци демонстрируют прекрасное владение перспективой и обладают хорошо проработанным колористическим решением. С помощью светотеневой моделировки художник задавал ритмику своим произведениям. Есть свидетельства, что крупный венецианский мастер Пьетро Лонги (1701 – 1785) прозвал Кодацци «маленьким Караваджо» [2].

На полотне из Большого собрания изящных искусств АСГ изображён сюжет о Лоте и его дочерях. Библия повествует о городах Содоме и Гоморре, жители которых вызвали гнев Господа развратом и множеством других тяжких грехов. В это время в Содоме жил Лот, племянник Авраама, с его дочерьми и женой. Бог послал на Землю двух ангелов, и они сказали Лоту: «...велико стало возмущение народа его пред Господом, и послал нас Господь истребить его» (Бытие 19:13). Ангелы взяли Лота и его семью и вывели из города, наказав им бежать в горы и не оглядываться. Тогда Бог «пролил серу и огонь на Содом и Гоморру, и на всю равнину, и на всех жителей городов, и на то, что росло на земле» (Бытие 19:24-25). Лот и его дочери оказались спасены, а жена, шедшая за ними, пренебрегла предостережением ангелов, обернулась и превратилась в соляной столб.

На картине из собрания АСГ мы видим убегающих от сгорающего города Лота и его дочерей. Поодаль от них – жена Лота, уже обернувшаяся в соляной столб. Данные персонажи были скопированы художником с фрески Рафаэля Санти «Бегство Лота из Содома», находящейся в Апостолическом дворце Ватикана. Живописец изменил лишь цвета одежд героев, а также по-другому интерпретировал фигуру жена Лота, написав её на отдалении от мужа и дочерей.


6

Рафаэль Санти
Фреска «Бегство Лота из Содома»
1517 – 1519 годы
Апостолический дворец, Ватикан


7

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением Лота, его дочерей и жены
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034

В данной композиции фигуры библейских персонажей воспринимаются, скорее, как стаффаж. Доминирующее положение занимает архитектурная постройка, изображенная в правой части. Она представляет собой руинированный античный портик, который своим масштабом довлеет над фигурами героев произведения. Художник изобразил лишь часть портика с колоннами и аркой. Однако этого архитектурного фрагмента достаточно для того, чтобы утверждать, что написан он Никколо Кодацци.


8

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением античного портика в правой части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034

Портик с картины из собрания АСГ изображён в правой части практически по диагонали, что свойственно многим постройкам в исполнении Кодацци. Он имеет высокий антаблемент с выступающим карнизом. Художник пишет карниз с множеством характерных сколов, а фриз украшает розетками. Близкие круглые розетки присутствуют у Никколо Кодацци на фризе архитектурной постройки в работе «Портик храма у городских ворот».


9

Кодацци, Никколо
Портик храма у городских ворот
Холст, масло. 65×48,5 см
Работа проходила на аукционе 13 апреля 2011 года [3]


10

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Портик храма у городских ворот» с изображением розеток по фризу антаблемента в правой части
Работа проходила на аукционе 13 апреля 2011 года


11

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением розеток по фризу антаблемента в правой части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034

У правой кромки картины собрания АСГ изображены две каннелированные колонны дорического ордера. Характер изображения каннелюр, игра светотени по ним, а также рисунок трещин идентичны тем, что представлены на полотнах Никколо Кодацци. В качестве примера приведём «Классические руины со сценой гадания по руке» из Национального фонда Великобритании.


12

Кодацци, Никколо
Классические руины со сценой гадания по руке
Между 1670 и 1699 годами
Холст, масло. 71×104 см
Национальный фонд Великобритании


13

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением трещины на колонне в правой части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034


14

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Классические руины со сценой гадания по руке» с изображением трещины на колонне в правой части
Национальный фонд Великобритании

В композиции «Бегство Лота и его дочерей» из Большого собрания изящных искусств АСГ портик увенчан женской скульптурой. Аналогичные ей женские статуи украшают мост, по которому едут два всадника, на картине Кодацци с аукционных торгов. Причём, у одной из скульптур голова не сохранилась.


15

Кодацци, Никколо
Всадники на мосту
Холст, масло. 32,5×47 см
Работа проходила на аукционе 18 марта 2021 года [4]


16

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением женской скульптура на портике в верхней части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034


17

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Всадники на мосту» с изображением статуй в левой части
Работа проходила на аукционе 18 марта 2021 года

Ещё одним архитектурным элементом, свойственным живописи Кодацци, является выступающая колонна с частью антаблемента, которая, как правило, изображалась отдельно стоящей у кромки холста. Иногда художник писал её в виде затенённого силуэта, как в работе из собрания АСГ. Ту же колонну с антаблементом Кодацци написал в работе «Архитектурное каприччио». В обоих случаях колонны расположены в левой части.


18

Кодацци, Никколо
Архитектурное каприччио
Холст, масло. 169×239 см
Работа проходила на аукционе 9 декабря 2021 года [5]


19

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением колонны и части антаблемента в левой части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034


20

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Архитектурное каприччио» с изображением колонны и части антаблемента в левой части
Работа проходила на аукционе 9 декабря 2021 года

На картине «Бегство Лота и его дочерей» Кодацци изображает и руины портика – фрагменты колонн, их основания, части антаблемента, живописно лежащие на земле. Подобные нагромождения руин встречаются во многих каприччио художника. По характеру расположения и составу архитектурных фрагментов работе из собрания АСГ ближе всего руины с полотна «Каприччио», проданного с аукциона 28 января 2011 года.


21

Кодацци, Никколо
Каприччио
Холст, масло, размеры 37,5×65 см
Работа проходила на аукционе 28 января 2011 года [6]


22

Фрагмент картины Никколо Кодацци «Каприччио» с изображением руин в нижней части
Работа проходила на аукционе 28 января 2011 года


23

Фрагмент картины Никколо Кодацци и мастерской «Бегство Лота и его дочерей» с изображением руин в нижней части
БСИИ АСГ, инв. № 01-5034

В результате сравнительного анализа фрагментов работ Никколо Кодацци с картиной Большого собрания изящных искусств АСГ мы пришли к выводу, что пейзаж с архитектурными постройками в ней был выполнен именно этим мастером. Французские эксперты атрибутировали работу «Бегство Лота и его дочерей» 1680-ми годами. В этот период Никколо Кодацци работал в Генуе, сотрудничая с несколькими художниками, писавшими фигуры в его произведениях. Сам же он отвечал исключительно за архитектурную составляющую композиций. Фигуры Лота и его дочерей в картине из собрания АСГ исполнены другой рукой и не принадлежат авторству Кодацци. Живописец творил в тандеме с талантливыми художниками, перечисленными нами выше. Вряд ли кто-то из них стал бы так откровенно копировать работу великого Рафаэля, не дав собственного прочтения ветхозаветного сюжета. Именно поэтому мы полагаем, что фигуры персонажей на картине из собрания АСГ написаны художником, обучавшимся в мастерской Кодацци. В этом случае копийность образов можно оправдать отсутствием творческой самостоятельности, свойственным как раз ученическим работам. Полотно нуждается в реставрационном вмешательстве (удаление загрязнений, укрепление красочного слоя), в результате которого можно будет точнее проанализировать особенности почерков художников, создавших его.

Ссылки:

  1. Artgate Fondazione Cariplo - Codazzi Viviano (ambito di), Rovine romane [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Viviano_Codazzi#/media/File:Artgate_Fondazione_Cariplo_-_Codazzi_Viviano_(ambito_di),_Rovine_romane.jpg– Дата доступа: 18.08.2022..
  2. Niccolò Codazzi [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Niccol%C3%B2_Codazzi– Дата доступа: 18.08.2022..
  3. Niccolò Codazzi (Italian, 1642 – 1693) Ein Tempelportikus an einem Stadttor [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/ein-tempelportikus-an-einem-stadttor-5zP_wUYW2Uu00WM9gZ4hRQ2– Дата доступа: 19.08.2022.
  4. Niccolò Codazzi (Italian, 1642 – 1693) Crossing a bridge in front of ancient architecture [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/crossing-a-bridge-in-front-of-ancient-d4nNXOb_w3ZlHQrzYLfknA2– Дата доступа: 19.08.2022.
  5. Niccolò Codazzi (Italian, 1642 – 1693) ARCHITEKTURCAPRICCIO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/architekturcapriccio-zY_ApPYy4XQOHp_nBXuXKw2– Дата доступа: 19.08.2022.
  6. Niccolò Codazzi (Italian, 1642 – 1693) Capriccio [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artnet.com/artists/niccol%C3%B2-codazzi/capriccio-nkqp0Nu4GtQh79ZvecVr1g2– Дата доступа: 19.08.2022.

Анастасия Голубева
Работа выполнена под научным руководством
к.п.н., доцента Алины Булгаковой

Поделиться:
Яндекс.Метрика