Картина, вдохновившая Караваджо
Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari, 1568 – 1640) – выдающийся итальянский художник периода маньеризма. Живописец имел два прозвища Джузеппино и Кавалер д’Арпино (Giuseppino, Cavaliere d'Arpino). Его отец родился в городе Арпино (область Лацио), а сам Джузеппе был произведен в рыцари Верховного ордена Христа Папой Климентом VIII. Чезари работал в Неаполе и Риме. Для того, чтобы понять масштаб дарования этого мастера, достаточно назвать имена двух его великих учеников – Гвидо Рени и Караваджо. Последний, в 1593 – 1594 годах, писал цветы и фрукты в мастерской Чезари.
Автопортрет
1640 год
Академия Святого Луки, Рим
Художник начал обучение у отца Чезаре д’Арпино. Вскоре семья перебралась в Неаполитанское королевство, а в 1582 году в Рим. Здесь он работал в мастерских Р. Мотты и Кристофоро Ронкалли (Cristoforo Roncalli, 1552 – 1626). Свой первый заказ, на роспись фасада римского палаццо, Чезари получил в тринадцать лет. В этот же период живописец создавал картины по рисункам Микеланджело.
Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и Анной
1592 – 1593 годы
Холст, масло. 134,5×169 см
Аукцион Sothebys, Нью-Йорк, 5 июня 2014 года, лот 32
Под руководством Чирчиньяни Чезари работал над оформлением Лоджий Ватикана и «Зала Кьяроскури» (зал Папского двора). В 1588 – 1589 годах исполнил роспись правого контрфасада церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо. В дальнейшем получил заказ на фрески сакристии в Чертоза-ди-Сан-Мартино в Неаполе.
В 1585 году художник стал членом римской Академии Святого Луки. В 1586 был принят в Папскую академию изящных искусств и словесности виртуозов в Пантеоне. С 1591 года исполнял росписи свода капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези. Однако Чезари не закончил работу в этой церкви, передав заказ Караваджо, создавшему здесь великие произведения («Призвание апостола Матфея» 1599 – 1600 годы, «Мученичество апостола Матфея» 1599 – 1600 годы, «Святой Матфей и ангел» 1602 год).
Для кардинала Альдобрандини Чезари написал «Юдифь с головой Олоферна». Произведение так понравилось заказчику, что он взял художника с собой в Париж, где король Генрих IV сделал его кавалером Ордена Святого Михаила.
Юдифь с головой Олоферна
Между 1605 – 1610 годами
Холст, масло. 61,5×48 см
Художественный музей Беркли и Тихоокеанский киноархив, Калифорния
Главными заказчиками Чезари были капитолийская аристократия, император Священной Римской империи Рудольф II Габсбург, короли Испании и Франции. После смерти своего покровителя папы Климента VIII живописец пережил опалу. Его заточили в тюрьме за незаконное хранение оружия (художник владел обширной коллекцией аркебуз). Помимо этого, ему принадлежало великолепное собрание произведений искусства. В 1607 году Чезари выпустили из тюрьмы, благодаря тому, что он даровал данное собрание Апостольской палате. Мастер покинул Рим, временно удалившись в Арпино.
Изгнание из Рая
1600 – 1610 годы
Медь, масло. 51,5×35,5 см
Эпсли-хаус, Лондон
Впоследствии Чезари работал в качестве мозаичиста над оформлением купола собора Святого Петра и Капеллы Паолина в церкви Санта-Мария-Маджоре, где он написал фигуры пророков в парусах купола и Святого Луки над алтарем. В 1615 и 1629 годах художник избирался председателем Академии Святого Луки. 13 июля 1630 года Чезари был пожалован Крестом и титулом кавалера ордена Святого Михаила.
Джузеппе Чезари владел обширной мастерской. Среди его учеников были Гвидо Аббатини (Guido Ubaldo Abbatini, 1600 – 1656), Пьер Франческо Мола (Pier Francesco Mola, 1612 – 1666), Микеланджело Черквоцци (Michelangelo Cerquozzi detto Michelangelo delle Battaglie, 1602 – 1660), Франческо Аллегрини да Губбио (Francesco Allegrini da Gubbio, 1587 – 1663), Винченцо Маненти (Vincenzo Manenti, около 1600 – 1674) и Бернардино Парасоле (Bernardino Parasole). Единственными прямыми последователями мастера были его сыновья Муцио (1619 – 1676) и Бернардино (? – 1703).
Картины Кавалера д’Арпино находятся во многих музеях: в парижском Лувре, в Мюнхенской старой пинакотеке, в Дрезденской, Дармштадтской галереях и т.д. В Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится картина «Святая Клара при осаде города Ассизи».
Бегство в Египет
Около 1595 года
Дерево, масло. 47×34 см
Галерея Боргезе, Рим
На сегодняшний день самыми известными произведениями Чезари считаются фрески на сюжеты древнеримской истории из большого зала в Палаццо деи Консерватори на Капитолии в Риме. Однако основу творчества мастера составляет религиозная живопись. Большая часть произведений находится в римских церквях Сан-Сильвестро на Монтекавалло, Санта-Прасседе, Санта-Мария-Маджоре и в церкви Сан-Франческо в Перудже. Многие религиозные композиции художника после конфискации его коллекции оказались на вилле кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе – племянника Павла V. В настоящее время они являются частью Галереи Боргезе в Риме. К числу таких работ относится «Арест Христа в оливковом саду» 1596 – 1597 годов.
Арест Христа в оливковом саду
1596 – 1597 годы
Медь, масло. 77×56 см
Галерея Боргезе, Рим
Арест Христа описывается во всех четырёх Евангелиях. В них речь идёт о взятии под стражу Иисуса Христа отрядом «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Центральным эпизодом сцены ареста выступает поцелуй Иуды. «…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. <…> В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины» [Мф. 26:47-57].
На картине Чезари представлена сцена ареста Христа, последовавшая за поцелуем Иуды. Иисус изображён практически в центре. От его головы исходит сияние. Он облачён в самые яркие одежды – красный хитон и синий плащ. Христа окружила толпа солдат, вооруженных копьями и алебардами. Стражники подняли факелы, один из них разжигает фонарь. Несколько человек держат Христа за плечи и руки. Справа, в отдалении, – фигуры первосвященников. Апостолы пытаются безуспешно противостоять стражникам, однако им приходится бежать. В правом нижнем углу изображён инцидент с отрубанием уха у слуги. Он упоминается во всех четырех Евангелиях, хотя только Иоанн поименно называет его участников: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх» [Ин. 18:10-11]. В живописи этот спонтанный порыв изображался по-разному. В картинах раннего Возрождения оба действующих лица стояли друг против друга, и Петр довольно формально и бесстрастно отсекал ухо своему врагу. В работе Чезари мы видим совсем иную, динамичную трактовку данного эпизода: персонажи изображены в борьбе, происходящей на земле. Пётр повалил Малха, занеся над ним нож. Раб отвернул от апостола лицо, тем самым подставив под удар ухо.
«Арест Христа в оливковом саду»
с изображением Петра, отсекающего ухо Малху
Галерея Боргезе, Рим
Интересна фигура обнажённого юноши в левой части. Он убегает от стражников, пытаясь прикрыться белым покрывалом. Данный персонаж описывается лишь в Евангелии от Марка: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, Нагой убежал от них». (Мк., 14:50-52). Существует множество версий того, кем является этот персонаж: случайный прохожий, сам Евангелист Марк, Иаков Праведный, Иоанн Богослов (Возлюбленный ученик Иисуса), Лазарь из Вифании, прообраз Иосифа и т.д. Возможно и аллегорическое толкование данного персонажа: бегущий юноша – апостолы, покрывало – Иисус. Солдаты срывают покрывало с юноши. Он остаётся обнажённым и одиноким – метафора, изображающая учеников, оставшихся без Иисуса. Апостолы бегут из сада духовно нагими и осиротевшими.
«Арест Христа в оливковом саду»
с изображением обнажённого юноши в левой части
Галерея Боргезе, Рим
Картина Чезари «Арест Христа в оливковом саду» из галереи Боргезе, по-видимому, сохранилась не полностью, поскольку лицо юноши утрачено. Его мы можем видеть в авторской реплике картины из Музея земли Гессен-Кассель. Данная работа была написана в те же годы на доске из ореха. Её размеры превосходят композицию из итальянского музея.
Арест Христа в оливковом саду
Около 1597 года
Дерево (орех), масло. 89×62 см
Музей земли Гессен-Кассель, Кассель
Помимо этого произведения сегодня известно еще несколько авторских реплик Чезари на данный сюжет. 30 апреля 2019 года на венском аукционе «Dorotheum» проходила одна из них. Картина эта также написана на дереве (доска паркетирована) и имеет те же размеры, что и работа из Касселя. В 1814 году она находилась в Риме на вилле Miollis al Quirinale, а затем в европейской частной коллекции.
Арест Христа в оливковом саду
1596 – 1597 годы
Дерево, масло. 89,5×62,5 см
Аукцион Dorotheum, Вена, 30 апреля 2019 года, лот 400
Все три версии «Ареста Христа в оливковом саду» имеют точную датировку. Еще один вариант из римской коллекции Маурицио Фаджоло дель Арко (Maurizio Fagiolo dell'Arco) атрибутирован вторым десятилетием XVII века. Немецкий историк искусств Херварт Рёттген (Herwarth Röttgen) упоминает еще одну картину Чезари на этот сюжет, находившуюся на вилле Альдобрандини (Рим), но о ней нет никакой информации [1]. В Академии святого Луки в Риме также есть композиция «Арест Христа в оливковом саду» с иконографией, разработанной Чезари (инв. № 158). Она отличается от остальных картин размерами – 100×70 см. Херварт Рёттген атрибутирует её как более позднюю работу мастерской живописца. Однако на сайте Фонда Федерико Дзери (Университет Болоньи) эта картина приводится как авторское произведение Чезари [2].
Арест Христа в оливковом саду
1610 – 1620 годы
Дерево, масло. 86,5×63 см
Коллекция Маурицио Фаджоло дель Арко, Рим
Арест Христа в оливковом саду
1608 – 1612 годы
Дерево, масло. 100×70 см
Академия святого Луки, Рим
Тот же Херварт Рёттген полагает, что картины из музея Касселя и с аукциона «Dorotheum» были написаны при участии младшего брата Джузеппе – Бернардино Чезари (Cesari, Bernardino, 1571 – 1622) [1]. Последний работал в мастерской старшего брата. На момент создания композиций живописцы жили во дворце кардинала Джулио Антонио Санторио (1532 – 1602). Колорит картины из Касселя заметно отличается от остальных произведений. Здесь нет яркого светотеневого контраста. В ходе исследования мы выявили лишь чёрно-белые фотографии картин из коллекции Маурицио Фаджоло дель Арко и Академии святого Луки в Риме, по которым невозможно судить о колорите этих произведений. Цветовая палитра работ из галереи Боргезе и венского аукциона определяется теплым светом факелов, контрастирующим с холодным сиянием луны, освещающим и подчеркивающим драматизм события ночной сцены. Композиции особенно впечатляют эффектной динамикой распределения света и тьмы. Движение развивается во всех направлениях, но в целом выдерживается диагональное построение. И, конечно, ключевым центром композиции является фигура Христа.
Выдающийся итальянский художник и теоретик искусств Джованни Пьетро Беллори (Giovanni Pietro Bellori, 1613 – 1696) в своём труде «Bagliones Vite» называет картину Чезари «Арест Христа в оливковом саду» из галереи Боргезе «самой прекрасной работой Кавалера» [1]. Это произведение оказало влияние на Караваджо при создании «Мученичества апостола Матфея». Вдохновлялись ей и другие ученики Чезари. 28 апреля 2006 года на аукционных торгах проходила работа мастерской живописца с одноименным названием [3]. Она повторяет иконографию авторских произведений Чезари.
Арест Христа в оливковом саду
Холст, масло. 91×64,5 см
Работа проходила на аукционе 28 апреля 2006 года
21 июня 2023 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось полотном «Арест Христа в оливковом саду», атрибутированным экспертами аукциона «VanDerKindere» (Брюссель) французской школой XVII века. Работа довольно точно воспроизводит иконографию картин Чезари и по уровню исполнения близка произведению мастерской живописца.
Арест Христа в оливковом саду
Первая половина XVII века
Холст, масло. 76×60 см
БСИИ ASG, инв. № 01-5117
Размеры композиции близки работе Чезари из галереи Боргезе, однако данное произведение сохранилось полностью, без утрат. От другой работы мастерской, опубликованной на сайте www.artnet.com, её отличает менее интенсивная светотеневая моделировка, присущая картинам Чезари из итальянской галереи и аукциона «Dorotheum». Возможно работа мастерской Чезари из собрания ASG исполнена под влиянием картины мастера из музея Касселя, поскольку художественно-выразительные средства здесь куда более академичны. Остальные произведения можно отнести к т.н. течению «протокараваджизма» в его поздней стадии, т.к. уже через пару лет тенебризм Караваджо станет одним из ведущих течений итальянского Барокко.
Благодаря тому, что задний план картины из собрания ASG не погружён во тьму, хорошо просматривается пейзажный фон. Справа изображены макушки деревьев и облачное небо с полной луной, слева – грот, освещенный факелами. Близкие пейзажи с гротами Чезари повторил в работах «Святой Франциск, принимающий стигматы» (Музей Сан Доменико, Форли, 1610 – 1620 годы) и «Святой Иероним в пустыне» (работа проходила на аукционных торгах 31 января 2018 года) [4]. На последней – грот, поросший деревьями и кустарниками, также располагается в левой части.
Святой Франциск, принимающий стигматы
1610 – 1620 годы
Дерево, масло
Музей Сан Доменико, Форли
Святой Иероним в пустыне
Дерево, масло. 52×58 см
Работа проходила на аукционе 31 января 2018 года
Картины Джузеппе Чезари с изображением ареста Христа в оливковом саду стали знаковыми для своего времени и предвосхитили гениальные творения Караваджо. О том насколько первая работа из галереи Боргезе была востребована, свидетельствует большое количество авторских реплик и написанных по ним работ мастерской. Рассмотренные нами картины учеников Чезари исполнены разными живописными средствами. В полотне из Большого собрания изящных искусств ASG силён стилистический фильтр выразительных средств, направленный в сторону академизма. Разная живописная интерпретация одного и того же сюжета свидетельствует о творческих поисках и стимулирующей их свободной атмосфере, царившей в мастерской Кавалера д’Арпино.
Источники:
- Giuseppe Cesari, gen. Cavalier d’Arpino und Bernardino Cesari [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dorotheum.com/de/l/6154488/ – Дата доступа: 08.02.2024.
- Cesari Giuseppe, Cattura di Cristo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://catalogo.fondazionezeri.unibo.it/scheda/opera/31982/Cesari%20Giuseppe%2C%20Cattura%20di%20Cristo – Дата доступа: 10.02.2024.
- Studio of Giuseppe Cesari (Italian, 1568–1640) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artnet.com/artists/giuseppe-cesari/the-arrest-of-christ-in-the-garden-of-gethsemane-GADkkhEZB9Q3ntDGjXZL6g2 – Дата доступа: 12.02.2024.
- Giuseppe Cesari (Italian, 1568–1640) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.artnet.com/artists/giuseppe-cesari/saint-jerome-in-the-desert-NJMHu8g95-s6czvK0_bpcw2 – Дата доступа: 12.02.2024.
Алина Булгакова