"Крестьяне по дороге на рынок"
В 1630 – 1640-е годы Франс Снейдерс работал совместно с Иоганном Бокхорстом (1604 – 1668) – фламандским мастером немецкого происхождения, часто сотрудничавшим с Питером Паулем Рубенсом. Вместе они исполнили композицию «Крестьяне по дороге на рынок», которая сейчас хранится в Доме Рубенса в Антверпене.
Бокхорст, Иоганн
Снейдерс, Франс
Крестьяне по дороге на
рынок
1635 – 1640-е годы
Холст, масло.
226×279,5 см
Дом Рубенса,
Антверпен
На картине изображено четверо крестьян, несущих свои товары на продажу. В их трактовке ощущается влияние живописи не только Рубенса, но и учителя Бокхорста – Якоба Иорданса. Особенно ярко это проявилось в облике крестьянского мальчика. Он смотрит на отца снизу-вверх. Его полнокровное румяное и широкое лицо светится радостью в ожидании ярморочного веселья.
Фрагмент картины Иоганна Бокхорста и
Франса Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением мальчика, несущего цаплю и
корзину с абрикосами в правой части
Дом Рубенса, Антверпен
В руках мальчик держит мёртвую цаплю и корзину с абрикосами. Большую корзину с фруктами несёт на голове и крестьянка у него за спиной. На её согнутой в локте руке – ещё одна корзина и артишоки. В левой части полотна мы видим крестьянина, несущего на спине молодого оленя, а также крестьянку с лебедем, смотрящую на зрителей. У левой кромки – две собаки. Их внимание приковано к туше мёртвого животного и птице. Справа вдали –вид на город. К крепостным стенам на холме ведёт дорога, по которой поднимаются другие крестьяне, несущие свою продукцию.
Нет точных данных о том, за исполнение какой части произведения отвечал Снейдерс, а за что Бокхорст. Принято считать, что Снейдерс не любил изображать людей – человеческие фигуры на его картинах писали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера. В соответствии с этим можно сделать предположение, что Бокхорст изобразил фигуры людей, а Снейдерс – животных и снедь. Однако ещё около 1610 года Снейдерс написал полотно под названием «Возвращение с охоты», которое сейчас хранится в Национальной галерее Праги. На переднем плане в центре изображён крестьянин в шляпе. Он повернул голову в сторону зрителей. На его плечах, так же, как и на полотне, написанном с Бокхорстом, представлен олень. Одет мужчина в идентичную красную куртку. Слева со спины изображена крестьянка. Она несёт на голове корзину, придерживая ей левой рукой, правая её рука упирается в бок. На голове крестьянки – белый чепец. На картине из дома Рубенса крестьянка с корзиной на голове идёт первой по дороге. На ней нет чепца, а волосы собраны наверх.
|
|
|
|
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Возвращение с охоты»
с изображением крестьянки, несущей на голове корзину в левой части
Национальной галерее Праги
Таким образом, Снейдерс мог участвовать в написании фигур крестьян в работе из Дома Рубенса. Но, скорее всего, он разработал общую композицию произведения, основываясь на своих прежних работах, а воплотил образы крестьян Бокхорст. Здесь поза крестьянина в красной куртке довольно точно повторяет ту, в которой мужской персонаж запечатлён на картине из музея Праги. Художники копируют склонённую вперед под тяжестью оленя спину и постановку ног крестьянина: правая – выставлена в шаге вперёд и согнута в колене, левая – отведена назад. При этом на картине из пражской галереи мы не видим мужских ног. Дело в том, что картина была срезана в нижней части, в результате чего её авторский замысел исказился. О том, как выглядели ноги героя Снейдерса, сегодня мы можем судить по картине его мастерской, которая воспроизводит работу художника из Чехии. Экспонируется она во Дворце изящных искусств Лилля (Франция).
|
|
На икрах ног крестьянина – белые обмотки (анг. puttee, фр. bande molletière), по-русски называемые онучами. На руку продета корзина с виноградом. В правом верхнем углу – пейзаж с крестьянскими домами, изгородями, деревьями и облачным небом. Ширина картин из Лилля и Праги практически совпадает. Высота работы из Франции – 185 см, авторского произведения Снейдерса – 149 см. В связи с этим можно предположить, что нижняя часть полотна Снейдерса из пражского музея была срезана примерно на 36 см. В Большом собрании изящных искусств ASG находится ещё одна композиция «Крестьяне по дороге на рынок» мастерской Снейдерса. Её высота – 172 см – несколько уступает произведению из Лилля, но эта композиция так же сохранилась в своём первоначальном формате.
Снейдерс, Франс, мастерская
Крестьяне по дороге на рынок
Фландрия, первая половина XVII век
Холст, масло. 172×113 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2316
Работы мастерской Снейдерса из Лилля и Большого собрания изящных искусств ASG разнятся в деталях. Так, например, складки на одежде крестьянки тщательнее выписаны на картине из Франции. В работе из собрания ASG в корзине с овощами и дичью на голове женщины отсутствует пучок спаржи. Нет здесь и собаки в правом нижнем углу. Пейзажи справа вверху повторяют друг друга за исключением высоких деревьев вдали на картине из собрания ASG.
|
|
В апреле 1993 года на аукционных торгах проходило полотно круга Снейдерса с длинным названием – «Мужчина с оленем на плечах и крестьянка, несущая плетёную корзину, полную цыплят» [1]. В мае 1997 года продавалась близкая ему композиция мастерской живописца – «Пара персонажей, несущих оленя и фрукты» [2].
|
|
Картины близки и в плане трактовки персонажей, и в плане сюжетной концепции, к которой Снейдерс, а также его ученики и последователи, обращались не единожды. Но у всех подобных картин разные названия: «Крестьяне по дороге на рынок», «Возвращение с охоты», «Возвращение с рынка» и т.д. В целом их фабулу можно описать следующим образом: крестьяне (мужчина и женщина, иногда есть и другие персонажи) идут по дороге, неся фрукты, овощи, дичь и, непременно, мёртвого оленя. Интерпретировать эту снедь можно по-разному – как товары для продажи, и тогда крестьяне идут на рынок, или как покупки, сделанные на ярмарке. В последнем случае персонажи возвращаются домой. От толкования сюжета зависит и название работы. Картина мастерской Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG была атрибутирована французским экспертом Патрисом Дюбуа. Он истолковал композицию как дорогу на рынок, что роднит её с картиной из Дома Рубенса (название произведений одинаковое).
В следующей нашей статье, завершающей цикл публикаций, посвященных работам Снейдерса, его учеников и последователей из собрания ASG, мы снова вернёмся к теме бытового жанра. Мы проанализируем картину последователя Снейдерса с изображением схватки собаки и кошки из-за куска мяса. Композиция эта наполнена чисто фламандским юмором, а также вниманием к деталям быта и взаимоотношениям между персонажами.
Алина БУЛГАКОВА