decor
Следите за нашими новостями

"Крестьяне по дороге на рынок"

09.08.2021

В 1630 – 1640-е годы Франс Снейдерс работал совместно с Иоганном Бокхорстом (1604 – 1668) – фламандским мастером немецкого происхождения, часто сотрудничавшим с Питером Паулем Рубенсом. Вместе они исполнили композицию «Крестьяне по дороге на рынок», которая сейчас хранится в Доме Рубенса в Антверпене.

Boeckhorst_peasants.jpg
Бокхорст, Иоганн
Снейдерс, Франс
Крестьяне по дороге на
рынок
1635 – 1640-е годы
Холст, масло.
226×279,5 см
Дом Рубенса,
Антверпен


На картине изображено четверо крестьян, несущих свои товары на продажу. В их трактовке ощущается влияние живописи не только Рубенса, но и учителя Бокхорста – Якоба Иорданса. Особенно ярко это проявилось в облике крестьянского мальчика. Он смотрит на отца снизу-вверх. Его полнокровное румяное и широкое лицо светится радостью в ожидании ярморочного веселья.

Boeckhorst_peasants.jpg
Фрагмент картины Иоганна Бокхорста и
Франса Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением мальчика, несущего цаплю и
корзину с абрикосами в правой части
Дом Рубенса, Антверпен


В руках мальчик держит мёртвую цаплю и корзину с абрикосами. Большую корзину с фруктами несёт на голове и крестьянка у него за спиной. На её согнутой в локте руке – ещё одна корзина и артишоки. В левой части полотна мы видим крестьянина, несущего на спине молодого оленя, а также крестьянку с лебедем, смотрящую на зрителей. У левой кромки – две собаки. Их внимание приковано к туше мёртвого животного и птице. Справа вдали –вид на город. К крепостным стенам на холме ведёт дорога, по которой поднимаются другие крестьяне, несущие свою продукцию.

Нет точных данных о том, за исполнение какой части произведения отвечал Снейдерс, а за что Бокхорст. Принято считать, что Снейдерс не любил изображать людей – человеческие фигуры на его картинах писали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера. В соответствии с этим можно сделать предположение, что Бокхорст изобразил фигуры людей, а Снейдерс – животных и снедь. Однако ещё около 1610 года Снейдерс написал полотно под названием «Возвращение с охоты», которое сейчас хранится в Национальной галерее Праги. На переднем плане в центре изображён крестьянин в шляпе. Он повернул голову в сторону зрителей. На его плечах, так же, как и на полотне, написанном с Бокхорстом, представлен олень. Одет мужчина в идентичную красную куртку. Слева со спины изображена крестьянка. Она несёт на голове корзину, придерживая ей левой рукой, правая её рука упирается в бок. На голове крестьянки – белый чепец. На картине из дома Рубенса крестьянка с корзиной на голове идёт первой по дороге. На ней нет чепца, а волосы собраны наверх.

d37f861e-714e-4390-a25a-27b474ef0d9b.jpg
Снейдерс, Франс
Возвращение с охоты
Около 1610 года
Холст, масло. 149×119 см
Национальной галерее Праги

ddd.jpg
Фрагмент картины Иоганна Бокхорста
и Франса Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением крестьянина, несущего на
спине оленя в левой части
Дом Рубенса, Антверпен


c.png
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Возвращение с охоты»
с изображением крестьянина, несущего на спине оленя
Национальной галерее Праги

ww.jpg
Фрагмент картины Иоганна Бокхорста и Франса
Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением крестьянки, несущей на голове
корзину в правой части
Дом Рубенса, Антверпен

hjk.png
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Возвращение с охоты»
с изображением крестьянки, несущей на голове корзину в левой части
Национальной галерее Праги


Таким образом, Снейдерс мог участвовать в написании фигур крестьян в работе из Дома Рубенса. Но, скорее всего, он разработал общую композицию произведения, основываясь на своих прежних работах, а воплотил образы крестьян Бокхорст. Здесь поза крестьянина в красной куртке довольно точно повторяет ту, в которой мужской персонаж запечатлён на картине из музея Праги. Художники копируют склонённую вперед под тяжестью оленя спину и постановку ног крестьянина: правая – выставлена в шаге вперёд и согнута в колене, левая – отведена назад. При этом на картине из пражской галереи мы не видим мужских ног. Дело в том, что картина была срезана в нижней части, в результате чего её авторский замысел исказился. О том, как выглядели ноги героя Снейдерса, сегодня мы можем судить по картине его мастерской, которая воспроизводит работу художника из Чехии. Экспонируется она во Дворце изящных искусств Лилля (Франция).

k.jpg
Снейдерс, Франс, мастерская
Возвращение с рынка
Первая половина XVII века
Холст, масло. 185×120 см
Дворец изящных искусств, Лилль

ii.jpg
Фрагмент картины Иоганна
Бокхорста и Франса Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением крестьянина в левой
части
Дом Рубенса, Антверпен


На икрах ног крестьянина – белые обмотки (анг. puttee, фр. bande molletière), по-русски называемые онучами. На руку продета корзина с виноградом. В правом верхнем углу – пейзаж с крестьянскими домами, изгородями, деревьями и облачным небом. Ширина картин из Лилля и Праги практически совпадает. Высота работы из Франции – 185 см, авторского произведения Снейдерса – 149 см. В связи с этим можно предположить, что нижняя часть полотна Снейдерса из пражского музея была срезана примерно на 36 см. В Большом собрании изящных искусств ASG находится ещё одна композиция «Крестьяне по дороге на рынок» мастерской Снейдерса. Её высота – 172 см – несколько уступает произведению из Лилля, но эта композиция так же сохранилась в своём первоначальном формате.

gy.jpg
Снейдерс, Франс, мастерская
Крестьяне по дороге на рынок
Фландрия, первая половина XVII век
Холст, масло. 172×113 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2316


Работы мастерской Снейдерса из Лилля и Большого собрания изящных искусств ASG разнятся в деталях. Так, например, складки на одежде крестьянки тщательнее выписаны на картине из Франции. В работе из собрания ASG в корзине с овощами и дичью на голове женщины отсутствует пучок спаржи. Нет здесь и собаки в правом нижнем углу. Пейзажи справа вверху повторяют друг друга за исключением высоких деревьев вдали на картине из собрания ASG.

IMG_2721.jpg
Фрагмент картины
мастерской Франса
Снейдерса
«Крестьяне по дороге на
рынок»
с изображением корзины
на голове у крестьянки в
левом верхнем углу
БСИИ ASG, инв. № 04-
2316

IMG_2729.jpg
Фрагмент картины мастерской
Франса Снейдерса
«Крестьяне по дороге на рынок»
с изображением крестьянина и пейзажа
в правом верхнем углу
БСИИ ASG, инв. № 04-2316


В апреле 1993 года на аукционных торгах проходило полотно круга Снейдерса с длинным названием – «Мужчина с оленем на плечах и крестьянка, несущая плетёную корзину, полную цыплят» [1]. В мае 1997 года продавалась близкая ему композиция мастерской живописца – «Пара персонажей, несущих оленя и фрукты» [2].

df.png
Снейдерс, Франс, круг
Мужчина с оленем на плечах и
крестьянка, несущая плетёную
корзину, полную цыплят
Холст, масло. 129,5×108,5 см

rer.png
Снейдерс, Франс, мастерская
Пара персонажей, несущих оленя и
фрукты
Холст, масло. 137×117 см



Картины близки и в плане трактовки персонажей, и в плане сюжетной концепции, к которой Снейдерс, а также его ученики и последователи, обращались не единожды. Но у всех подобных картин разные названия: «Крестьяне по дороге на рынок», «Возвращение с охоты», «Возвращение с рынка» и т.д. В целом их фабулу можно описать следующим образом: крестьяне (мужчина и женщина, иногда есть и другие персонажи) идут по дороге, неся фрукты, овощи, дичь и, непременно, мёртвого оленя. Интерпретировать эту снедь можно по-разному – как товары для продажи, и тогда крестьяне идут на рынок, или как покупки, сделанные на ярмарке. В последнем случае персонажи возвращаются домой. От толкования сюжета зависит и название работы. Картина мастерской Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG была атрибутирована французским экспертом Патрисом Дюбуа. Он истолковал композицию как дорогу на рынок, что роднит её с картиной из Дома Рубенса (название произведений одинаковое).

В следующей нашей статье, завершающей цикл публикаций, посвященных работам Снейдерса, его учеников и последователей из собрания ASG, мы снова вернёмся к теме бытового жанра. Мы проанализируем картину последователя Снейдерса с изображением схватки собаки и кошки из-за куска мяса. Композиция эта наполнена чисто фламандским юмором, а также вниманием к деталям быта и взаимоотношениям между персонажами.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
Circle of Frans Snijders
Studio of Frans Snijders

Поделиться:
Яндекс.Метрика