«Менялы» – от реставрации к атрибуции
В 2010 году коллекция живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG пополнилась еще одной картиной, которую французские эксперты определили как произведение немецкой школы XVIII века. Картина была реставрирована в реставрационных мастерских Международного института антиквариата, а в 2016 году атрибутирована. Известный искусствовед доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина профессор Вадим Садков установил имя автора картины «Менялы» – Кристиан ван Донк.
Кристиан ван Донк
«Менялы»
Германия, XVIII в.
Холст, масло, 94,5×117,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-0854
Атрибуция художественных произведений – один из важнейших моментов в жизни самих произведений и всех, кто к ним причастен: коллекционеров, музеев, искусствоведов. От названия картины, имени художника, времени ее создания зависит ее ценность и, очевидно, судьба.
Атрибуция в музееведении – описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, техника изготовления, стиль и, конечно, авторство. Произведение «Менялы» поступило в БСИИ в 2010 году, состояние картины на реставрационном совете было признано неудовлетворительным, в виду толстого слоя лака с лессировками, который потемнел; отмечены мелкое шелушение и приподнятость грунтового кракелюра по всей поверхности и деформация холста. Все это явилось основой принятия решения о проведении реставрации живописного произведения.
В реставрацию полотно было передано 19 октября 2011 г. (художник-реставратор А.В. Сульдин). Основной объем реставрационных работ составили передублировка холста и расчистка его от поздних записей (с дневником реставрации можно ознакомиться здесь).
|
|
Картина «Менялы» в процессе реставрации
В случае, когда на картине отсутствует подпись художника, нет владельческих знаков, атрибуция осуществляется на основе стилистического анализа – манеры письма, технологии мазка, композиционного построения и т.д. Серьезным подспорьем являются и аналоги, авторство которых известно. Именно это позволило атрибутировать картину из БСИИ как произведение Кристиана ван Донка.
Кристиан ван Донк
«Менялы»
Дерево, масло. 65,5×92,5 см
5 июня 2008 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s, лот 31
43,750 $ (эстимейт 20,000 – 30,000 $)
Работа «Менялы» Кристиана ван Донка проходила на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке еще в 2008 году и была продана за 43,750 $ при эстимейте в 20,000 – 30,000 $. Картину удалось атрибутировать благодаря исследованиям Фреда Мейжера – сотрудника Нидерландского института истории искусств в Гааге (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis). О самом ван Донке, работавшем в середине XVII столетия, не известно практически ничего. Мейжеру удалось атрибутировать всего несколько произведений этого художника. Тема «менял» была особенно интересна мастеру, и он обращался к ней несколько раз. В частности, еще одна работа под названием «Менялы», подписанная «Christian v. D», была продана в Париже на аукционе «Drouot-Richelieu» 30 июня 1995 года (лот 48). При этом атрибутирована она была голландской школой XVII века кругом Рембрандта.
Очевидно, что произведение, проходившее на аукционе Sotheby’s в 2008 году, и полотно из Большого собрания изящных искусств ASG близки композиционно, «составом» натюрмортов, а также внешним обликом персонажей, особенно менялы, изображенного в обоих случаях в левой части. На картине из собрания ASG мы видим стол, покрытый красной скатертью. За столом сидит ростовщик (слева) с седеющей бородой, в очках. Он читает долговую расписку. Напротив него – должник в золотисто-желтых одеждах с седой бородой. В его правой руке – мешочек с деньгами, а левая – опирается на открытую крышку сундука с мешочками, наполненными монетами. За красный шнурок обивки внутренней стороны крышки сундука заткнута расписка (?) с красной сургучной печатью. На столе лежат весы, молоток, монеты и перья.
Облачение менялы на аукционной картине несколько видоизменено, а в руках он держит не расписку, а весы с монетами, которые разложены не только на столе, но и в мешочках. Причем на мешочках этих можно видеть небольшие нашивки с аналогичными изображениями, что и на работе из собрания ASG. Кроме того, в данном случае вместо должника мы видим помощника менялы, который со скучающим видом наблюдает за процессом взвешивания и записывает данные измерений в книгу.
В целом, традиция изображения ростовщиков и менял берет свое начало от живописи Северного Возрождения XV – XVI веков. Характерным мастером этого жанра был Квентин Массейс (1465 – 1530), а в XVII веке голландец Хендрик Тербрюгген (1588 – 1629). Сюжет долго сохранялся в провинциальных центрах Европы, особенно на севере Германии в городах, входивших в ганзейский союз – Любека, Данцига и др.
Как произведение немецкой школы картина «Менялы» экспонировалась на выставке «Спасенная красота: единство исторической и эстетической целостности реставрационной политики Международного института антиквариата ASG» в Казанской ратуше 11 февраля 2013 года. Выставка вошла в программу научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», подготовленной Инвестиционной группой компаний ASG совместно с Министерством культуры РТ и мэрией Казани.
Участники конференции смогли представить, какие предметы – настоящие шедевры западноевропейского изобразительного и прикладного искусства – составят интерьер 26 исторических зданий, работа над восстановлением фундаментов, кровель и фасадов которых шла тогда полным ходом. Богатство коллекций БСИИ – картины, часы, мебель, фарфор, художественная бронза и т.д. – позволяют не просто наполнить исторический интерьер красивыми ценными вещами, но восстановить его по принципу декоративного комплекса – в полном соответствии со временем постройки дома и его архитектурным стилем.
Президент РТ Рустам Минниханов знакомится с коллекциями Большого собрания
изящных искусств ASG на выставке «Спасенная красота…» (Казанская ратуша, 11 февраля 2013 года)
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА