decor
Следите за нашими новостями

Новый Леньянино в Казани

05.08.2022


1

Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино (Милан 1661 – 1713)
Мадонна с Младенцем, держащим потир
1708 год
Холст, масло. 120×90 см
БСИИ АСГ, инв. № 04-0903

В Большом собрании изящных искусств АСГ хранится прекрасное и символичное произведение «Мадонна с Младенцем, держащим потир». Глубокий символизм этого полотна заключён в том, что его нельзя трактовать просто как изображение Девы Марии и маленького Иисуса. В его иконографии присутствует тема Непорочного зачатия, а также предчувствие Евхаристии.

Тема Непорочного зачатие подразумевает, что Мадонна должна быть изображена на престоле. Здесь мы его не видим. Но тем не менее Дева Мария изображена сидящей на возвышении. Её взгляд направлен сверху вниз. Ребёнок в руках матери кажется невесомым, т.к. художник не передаёт ощущение тяжести его тела. Иконография Непорочного зачатия подчёркнута и тем, что Иисус находится на уровне между грудью и чревом Мадонны. Голова юной Богоматери окружена большим ореолом из звёзд – ещё один намёк на непорочность зачатия. Самой замечательной деталью композиции является изысканный потир – символ Евхаристии. Иисус протягивает его зрителям, как бы призывая приобщиться к таинству.


2

Фрагмент картины Стефано Мария Леньяни «Мадонна с Младенцем, держащим потир»
БСИИ AСГ, инв. № 04-0903

Потир этот является настоящим произведением ювелирного искусства. Снаружи он украшен чеканкой и посеребрён, а внутри вызолочен. Облатка, парящая над кубком, напоминает месяц, от которого исходит сияние.

Прямой, открытый взгляд Иисуса направлен на зрителей. Глаза Мадонны, напротив, задумчивы и опущены. В них ощущается предчувствие тех страстей, которые способно вызвать содержимое этого потира.

Посредством особого благородства фигуры Мадонны и затрагивания тонкой богословской темы Евхаристии, автор данной работы, очевидно, стремился создать программное произведение. При его написании он отталкивался от иконографии Богоматери, разработанной итальянским мастером Джованни Баттиста Сальви, прозванным Сассоферрато (1609 – 1685). Достаточно сравнить близкую трактовку синего покрова Богоматери на картине из собрания АСГ и полотне Сальви из пинакотеки Чезены. В обоих случаях покровы словно нависают над лбом Девы Марии.


3

Джованни Баттиста Сальви, прозванный Сассоферрато
Молящаяся Дева Мария
Пинакотека Чезены

Картина из Большого собрания изящных искусств АСГ написана художником из следующего поколения, идущего после Сассоферрато. На данный момент она атрибутрована Игнацем Штерном (1679/1680 – 1748) – австрийским художником, обучавшимся в Эмилии-Романье в мастерской Карло Чиньяни (1628 – 1719). Однако мы считаем, что её автором является миланец Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино (1661 – 1713).

Леньянино также был учеником Чиньяни. Он перенял его мягкую живописную манеру и классицистический стиль, основанный на утончённой поэтике чувств. В работе из собрания АСГ Леньянино предстаёт уже зрелым, сформировавшимся мастером.

Образу Мадонны с картины из Большого собрания изящных искусств АСГ близки фигуры той же Богоматери с двух полотен ломбардца. Речь идёт о двух версиях Непорочного зачатия Леньянино, одна из которых находится в Музее Вимеркате (Ломбардия), а другая в Кастеджо (Павия) в коллекции Сфорцини.


4

Стефано Мария Леньяни
Непорочное зачатие
Музей Вимеркате, Ломбардия


5

Стефано Мария Леньяни
Непорочное зачатие
Коллекция Сфорцини, Кастеджо (Павия)

Практически во всех работах Леньяни можно обнаружить одни и те же женские и детские телесные, физические черты, которые со временем станут легко узнаваемой, отличительной особенностью стиля живописца. Персонажи Леньяни это не столько изображённые с натуры лица, сколько идеализированные обобщённые образы. Опущенные глаза героев, белокурые локоны, спадающие на выступающий лоб Христа, стали визитной карточкой искусства Леньяни. Их мы можем видеть на картине «Мистическое обручение святой Екатерины» из Фонда Оттавио Маццониса в Турине.


6

Стефано Мария Леньяни
Мистическое обручение святой Екатерины
Фонд Оттавио Маццониса, Турин

Знаменитый итальянский искусствовед, специализирующийся на ломбардском искусстве XVII – XVIII веков, Марина дель Омо в 1998 году опубликовала монографию о творчестве Леньяни. В ней она воспроизводит авторскую реплику картины Леньяни из Большого собрания изящных искусств АСГ (стр. 62, № 38). Эта композиция хранится в частном собрании. Работой Леньяни её атрибутировали такие выдающиеся итальянские историки искусств как Джованни Годи и Джузеппе Чирилло. В монографии, к сожалению, не указаны размеры этой композиции, и она воспроизведена в черно-белом варианте. Но и в таком качестве видно, что её размеры уступают произведению из собрания АСГ. Ниже и живописный уровень её исполнения, а потому полотно из Большого собрания изящных искусств АСГ следует считать первичным по отношению к работе, опубликованной в книге.


7

Стефано Мария Леньяни, прозванный Леньянино Мадонна с Младенцем, держащим потир
Частное собрание

Что касается стиля Игнаца Штерна, то он характеризуется большей мягкостью, приглушённостью колорита и свето-теневой моделировки. Художник стремится сгладить любой цветовой контраст. Подтверждением этому может служить его «Мадонна с Младенцем», проходившая на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 31 января 2013 года.


8

Игнац Штерн
Мадонна с Младенцем
Работа проходила на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 31 января 2013 года

Массимо Пулини
Перевод Алина Булгакова

Поделиться:
Яндекс.Метрика