decor
Следите за нашими новостями

Обрамление красоты

06.05.2024

Музей частных коллекций ASG посетила Оксана Александровна Лысенко – специалист по русским и западноевропейским картинным рамам, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ РТ. В Казани она провела лекцию, посвящённую западноевропейским картинным рамам: истории их создания, стилям и моде. Лектор рассказала о резьбе, технике сграффито, фанеровке эбеновым деревом и пластинами из черепахового панциря. Оксана Александровна высоко оценила качество исполнения и сохранность картинных рам из Большого собрания изящных искусств ASG, большинство из которых были выполнены во Франции в XVII – XIX веках.

Историк искусства Оксана Лысенко в Музее частных коллекций ASG

Знакомство Оксаны Александровны с картинными рамами Большого собрания изящных искусств ASG началось с зала барона Александра фон Штиглица, где экспонируется картина круга фламандского живописца XVI века Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst, 1502 – 1550) «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». Работа заключена в золочёную французскую раму периода правления Людовика XIII (первая половина XVII века). Рама декорирована гирляндами из листьев и ягод, которые удачно перекликаются с изображениями вишен в правом нижнем углу композиции.


Альст, Питер Кук ван, круг
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Фландрия (Антверпен), XVI век
Дерево (сосна), масло. 87×64 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2769


Фрагмент золочёной французской рамы периода Людовика XIII (первая половина XVII века)

В зале графов Румянцевых представлено французское искусство первой половины XVIII века (период Регентства и Рококо). Здесь находится «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского» мастерской придворного живописца Людовика XIV и Людовика XV Геоцинта Риго (Hyacinthe Rigaud, 1659 – 1743). Парадный портрет вставлен в великолепную французскую резную раму, соответствующую времени его создания – период Регентства. Сложно установить владельческой или авторской она является. Резные рамы ценились очень высоко и стоили больших денег. Данную раму можно смело назвать шедевром собрания ASG. Она декорирована пальметтами, рокайлями, цветами, ормушлями, завитками и композициями с трельяжными сетками. Рама ценна и тем, что не подвергалась реставрационным вмешательствам, благодаря чему сохранилось «родное» золочение, в местах утрат которого проступил левкас.


Риго, Геоцинт,
мастерская
Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского
Франция, XVIII век
Холст, масло. 170×121 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2216



Фрагмент французской резной рамы периода Регентства (1730-е годы)
Резьба в виде трельяжной сетки


Фрагмент французской резной рамы периода Регентства (1730-е годы)
Резьба в виде рокайля, ормушлей и цветов

В зале, названном в честь графов Строгановых, несколько полотен заключены во французские рамы эпохи Неоклассицизма. Основная проблема атрибуции рам этого периода (вторая половина XVIII столетия) состоит в использовании рамщиками стандартизированного декора и типового орнамента. Так, на рамах с картин Гюбера Робера (Hubert Robert, 1733 – 1808) «Разорители гнёзд» и «Сцене перед статуей» Жана-Батиста Клодо (Jean-Baptiste Claudot, 1733 – 1805) мы можем видеть одинаковые орнаментальные пояски в виде бус. В нижней части рам прикреплены шильдики с именами художников. Рама «Разорителей гнёзд» по внешнему краю окантована иониками, а в местах крепления присутствуют листья аканта. Доказательством унификации декора рам Неоклассицизма может служить применение точно таких же ионик и на французских рамах последней трети XVIII века, в которых экспонируется серия картин Жана-Жака Лагрене Младшего из собрания ASG (Jean Jacques Lagrenée le Jeune, 1739 – 1821). Картины написаны на сюжеты «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия («Аврора и Кефал», «Пигмалион и Галатея», «Персей и Андромеда», «Венера и Адонис») в 1774 году, так что рамы являются аутентичными. В аналогичной раме в Лувре выставлено монументальное произведение Жака Луи Давида (Jacques-Louis David, 1748 – 1825) «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Работа над полотном шла с 1805 по 1808 годы.


Робер, Гюбер
Разорители гнезд
Франция, XVIII век
Холст, масло. 162×94 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1769



Фрагмент французской золочёной рамы периода
Неоклассицизма (последняя треть XVIII века)
Декор в виде бус и ионик


Шильдик на французской раме
периода Неоклассицизма

Клодо, Жан-Батист
Сцена перед статуей
Франция, XVIII век
Холст, масло. 46×63 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0995


Фрагмент французской золочёной рамы периода Неоклассицизма (последняя треть XVIII века)
Декор в виде бус, жемчужника и стилизованного растительного орнамента


Лагрене, Жан-Жак Младший
Аврора и Кефал, Пигмалион и Галатея
Франция, 1774 г.
Холст, масло, 191×126 см
Инв. № 04-0976 (1,2)


Фрагмент французской золочёной рамы периода Неоклассицизма (последняя треть XVIII века)
Декор в виде ионик


Давид, Жак Луи
Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
1805 – 1808 годы
Холст, масло. 621×979 см
Лувр, Париж

В не обычной для живописного произведения раме находится «Портрет Фени де ла Прад в образе весталки» круга Луи-Мишеля ван Лоо (Louis-Michel van Loo, 1707 – 1771/1775). В подобных багетах в XVIII веке экспонировалась графика. Данная рама украшена жемчужником по внутреннему краю и стилизованным цветочным бордюром по внешнему.


Лоо, Луи-Мишель ван, круг
Портрет Фени де ла Прад
в образе весталки
Франция, XVIII век
Холст, масло. 80×63 см
БСИИ ASG, инв. № 01-2225


Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века
Декор в виде жемчужника и стилизованного цветочного орнамента

На втором этаже Музея частных коллекций ASG в залах графов Шуваловых и князей Голицыных представлено искусство Фландрии и Италии XVI – XVIII веков, однако фламандских и итальянских рам здесь нет. В замечательной немецкой рокайльной раме XVIII века экспонируется «Мадонна в молитве» мастерской Джованни Батиста Сальви (Giovanni Battista Salvi, 1609 – 1685). Данный багет был изготовлен для другой картины, ориентированной по горизонтали, об этом свидетельствует её декор в виде пальметт, ормушлей и цветов, совпадающих слева в верхнем и нижнем углах. Орнаментальные композиции на рамах чаще всего совпадают по горизонтали, а не вертикали.


Сальви, Джованни Батиста, мастерская
Мадонна в молитве Италия, XVII век
Холст, масло. 66×51 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1913


Фрагмент немецкой золочёной рамы периода Рококо (XVIII век)
Декор в виде пальметты, ормушлей и цветов

Картина «Кавалерист» (вторая половина XVIII века) ещё одного итальянского мастера Франческо Казановы (Francesco Casanova, 1727 – 1802) вставлена во французскую раму периода Людовика XIV. Она украшена цветами, листьями и тонко исполненными трельяжными сетками. К раме прикреплен поздний шильдик с именем и годами жизни художника.


Казанова, Франческо
Кавалерист
Италия, вторая половина XVIII века
Холст, масло. 55×46 см
БСИИ ASG, инв.№ 04-3344


Фрагмент французской золочёной рамы периода Людовика XIV
Декор в виде цветов, листьев и трельяжной сетки

Данная рама была изготовлена в период правления Людовика XIV – 1643 – 1715 годы. Багетами этого периода или их копиями XIX столетия любили обрамлять свои произведения импрессионисты. Не известно, кто первым отметил, что импрессионистические полотна очень удачно смотрятся в рамах эпохи «Короля-солнце», но они получили самое широкое распространение на рубеже XIX – XX веков. Парижские мастера освоили изготовление копий с них, которые пользовались спросом среди живописцев и покупателей произведений искусства. В качестве примера приведём «Портрет Терезы Берар» 1879 года Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir, 1841 – 1919). Художник выбрал для своего произведения раму периода Людовика XIV. В Большом собрании изящных искусств ASG в близкой ей стилизованной раме XIX века находится «Натюрморт с корзиной цветов, птицей и яблоками» итальянца Джузеппе Рекко (Giuseppe Recco, 1634 – 1695). Обе рамы декорированы тщательно проработанным мелким орнаментом, состоящим из ормушлей и растительных завитков.


Ренуар, Пьер Огюст
Портрет Терезы Берар 1879 год
Холст, масло. 56×47 см
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун

Рама периода Людовика XIV


Рекко, Джузеппе
Натюрморт с корзиной цветов, птицей и яблоками
Италия, XVII век
Холст, масло. 50×71 см
БСИИ ASG, инв.№ 04-4091

Рама в стиле Людовика XIV


Фрагмент французской золочёной рамы в стиле Людовика XIV (XIХ век)
Декор в виде листьев, завитков и ормушлей

На багете, обрамляющем картину Рекко, проступил полимент, который применяется как основа под глянцевое золочение. Мастерами использовалось сусальное (листовое) золото. Примечательно, что на некоторых рамах XVIII – XIX веков из собрания ASG видны границы его нанесения. Хорошей иллюстрацией служит золочёная французская рама XIX века, в которой находится полотно «Латона и крестьяне Ликии» фламандского мастера XVII века Адриана ван Сталбемта (Adrian Van Stalbemt, 1580 – 1662).


Сталбемт, Адриан ван
Латона и крестьяне Ликии
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 141×182 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2230


Фрагмент французской золочёной рамы XIХ века
На раме видны границы нанесения сусального золота

В залах князя Александра Меншикова, где представлено голландское искусство XVII – XVIII веков, также нет аутентичных рам. Бытует распространённое заблуждение, что классические голландские рамы изготавливались исключительно из чёрного дерева. Варьировался лишь профиль, а также схема расположения волнистого декора или золочёного пояска, пущенного по внутреннему или внешнему краю рамы. Характерный пример – автопортрет Рембрандта в возрасте 63 лет из Национальной галереи Лондона. Голландцы широко применяли и золочёные рамы. Голландия жила морем и даже в декоре рам использовала морские мотивы. Самые лучшие и дорогие образцы могли позволить себе лишь адмиралы. Так, парные портреты дипломата Яспера Схаде ван Веструма (Jasper Schade van Westrum, 1623 – 1692) и его жены Корнелии Стрик ван Линсхотен (Cornelia Strick van Linschoten, 1628 – 1703) работы Корнелиса Янсенса ван Кёлена (Cornelis Janssens van Ceulen, 1593 – 1661) обрамлены багетом, резьба которого воспроизводит «фрукты моря»: лангустины, улитки, креветки. Рамщик мастерски передаёт их фактуру, и зритель с интересом следит, как один элемент резьбы плавно перетекает в другой.


Кёлен, Корнелис Янсенс ван
Парные портреты дипломата Яспера Схаде ван Веструма и его жены Корнелии Стрик ван Линсхотен
1654 год
Дерево, масло. 113,5×91 см
Государственный музей Твенте, Энсхеде


Мужской портрет
Голландия, XVII век
Рама первой половины XVII века
Медь, масло. 42,5×39,5 см (в раме)
19 января 2016 г., Лондон, аукцион Sotheby’s, лот 296
£ 41,250 (эстимейт £ 4,000-6,000)


Рембрандт, Харменс ван Рейн
Автопортрет
1669 год
Холст, масло. 86×70,5 см
Национальная галерея, Лондон

Во французских золочёных рамах XVIII века в зале голландского искусства Музея частных коллекций ASG экспонируются картины Рутгера Вербурга (Rutger Verburgh, 1678 – около 1746) «Всадники на городской площади» и «Семейный портрет» Гиллиса Тильборха Младшего (Gillis Van Tilborg, около 1625 – около 1678). Обе рамы изготовлены парижскими мастерами. Есть в собрании ASG и рамы провинциальных французских рамщиков. В одной из них находится «Натюрморт с зайцем и бекасами» голландского анималиста и арт-дилера Яна Питера ван Бредаля (Jan Pieter van Bredael, 1654 – 1745). Резной декор этой рамы повторяет орнаментальные композиции с гирляндами из листьев и ягод, получившие распространение при Людовике XIII. Резьба на раме отличается глубиной и выразительностью, а благодаря вощению видна фактура дерева.


Вербург, Рутгер
Всадники на городской площади
Голландия, XVIII век
Дерево, масло. 60×85 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4062


Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века
Декор в виде листьев и завитков


Тильборх, Гиллис, Младший
Семейный портрет
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 44×58 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2321


Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века
Декор в виде бордюра со стилизованными листьями


Бредаль, Ян Питер ван
Натюрморт с зайцем и бекасами
Голландия, XVIII век
Холст, масло. 97×131 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1006


Фрагмент французской (провинциальной) резной рамы XVIII века
Резьба в виде гирлянды из листьев и ягод

В заключении статьи приведём еще три французские рамы, две из которых по времени создания не совпадают с вставленными в них живописными произведениями. Одна из них – французская золочёная рама XVIII века с декором виде цветов, листьев, завитков и трельяжа. Она обрамляет «Портрет девушки в жемчужном ожерелье» XVII века, исполненный братьями Бобрен – придворными портретистами Людовика XIV. Другая – была изготовлена во второй половине XIX столетия во Франции, однако вставлено в неё произведение итальянской школы XVI века – «Святой Иероним» Джиролами Муциано (Girolamo Muziano, 1532 – 1592). Мы включили её в нашу публикацию поскольку в близкой раме (отличается расположение листьев) в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) выставлены «Красные виноградники в Арле» Винсента ван Гога – единственная проданная при жизни художника работа.


Братья Бобрен Девушка в жемчужном ожерелье
Франция, XVII век
Холст, масло. 51,5×45,5 см
БСИИ ASG, инв. № 01-1498


Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века
Декор в виде цветов, листьев, завитков и трельяжа


Муциано, Джироламо Святой Иероним
Италия, 1570-е годы
Дерево, масло. 71,5×73,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0856


Винсент ван Гог Красные виноградники в Арле
1888 год
Холст, масло. 75×93 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Среди рам XIX века в экспозиции музея выделяется багет эпохи Ампир с картины Жака-Антуана Валлена (Jacques-Antoine Vallin, около 1760 – после 1831) «Купание нимф». Рама декорирована пальметтами, чередующимися с цветами. В подобных ампирных рамах с пальметтами в Лувре выставлены «Портрет графа Альсида де ла Ривайера» Антуана-Жана Гро (Antoine-Jean Gros, 1771 – 1835) и «Эпсомское дерби» Жана Луи Андре Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault, 1791 – 1824).


Валлен, Жак-Антуан
Купание нимф
Франция, начало XIX века
Холст, масло. 46×38 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3430


Фрагмент французской золочёной рамы XIХ века (период Ампир)
Декор в виде пальметт и цветов


Гро, Антуан-Жан
Портрет графа Альсида де ла Ривайера
1810-е годы
Холст, масло. 148×115 см
Лувр, Париж


Фрагмент французской золочёной рамы XIХ века (период Ампир)
Декор в виде пальметт и цветов


Жерико, Жан Луи Андре Теодор
Эпсомское дерби
1821 год
Холст, масло. 91×122 см
Лувр, Париж

В статье мы рассмотрели только те картинные рамы, которые включены в музейную экспозицию. Следующим этапом сотрудничества с Оксаной Лысенко станет исследование фондов Большого собрания изящных искусств ASG, где хранятся ценные в художественно-историческом отношении рамы XVII – XIX веков.

Алина Булгакова

Поделиться: