decor
Следите за нашими новостями

Один из «нищих, но могучих»: атрибуция картины итальянской школы XVII века

06.03.2023

3 декабря 2021 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось живописным полотном испанской школы XVII века. Сюжет картины был атрибутирован как «Эпизоды из жизни святого». По внешнему облику персонажа и представленным атрибутам – череп, распятие, веревка с тремя узлами, монашеская ряса – мы установили, что картина является частью серии, иллюстрирующей историю жизни францисканского святого.

Монахов-францисканцев нередко называют «нищими, но могучими». Нищими – потому что они придерживались (или делали вид, что придерживаются) «идеала бедности». Могучими же францисканцы были потому, что они принадлежали к одной из самых многочисленных средневековых структур, монашескому Ордену францисканцев, нередко выступавшим успешным средством в политической борьбе.

Изображенный на полотне последователь Святого Франциска, несомненно, входил в орден «Миноритов» или «Меньших братьев» (лат. Ordo fratrum minorum, сокращенно O.F.M) – католический нищенствующий монашеский орден, основанный святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.


Итальянская (Ломбардская) школа XVII века
Сцены из жизни францисканского святого
Холст, масло. 108×191,5 см
БСИИ ASG, инв. № 05-5031

Уже после смерти Франциска Ассизского, а по некоторым данным ещё при жизни святого, внутри ордена возникли полярные течения. С одной стороны, некоторые монахи стремились к аскетичной и нищенской жизни, характерной для францисканской общины (еще до того, как она стала религиозным «орденом»); с другой стороны, подавляющее большинство монахов хотело, чтобы орден был посвящен прежде всего духовности, вписан в городской социальный контекст и существовал в монастырях, принадлежащих ордену. Разница во взглядах на уклад сообщества монашествующих привела к реформам и разделению ордена на три религиозные общины: в 1517 году появился Орден Младших братьев (лат. Ordo fratrum minorum, сокращенно O.F.M), затем Орден Братьев Меньших конвентуалов (лат. Ordo fratrum minorum conventualium, сокращенно O.F.M. Conv), а в 1525 году – Орден меньших братьев капуцинов (Ordo fratrum minorum capuccinorum, сокращенно O.F.M. Cap.). В дальнейшем общины именовали Первым орденом.

В первой половине XIV века возникло новое широкое течение, которое обратилось к первоначальным идеалам радикальной бедности – обсерванты. Они имели гораздо менее критическое отношение к церковной иерархии, чем духовники, однако также часто оказывались в конфликте с другими членами францисканского ордена, а именно с приверженцами безбедной городской монастырской жизни.

Обсерванты – название, усвоенное в католической церкви теми монашествующими, которые поставили своею целью особенно строгое и точное выполнение всех правил и обрядов монашеской жизни, установленных для их ордена. Сначала это название применялось лишь к отдельным лицам из числа монашествующих, отличавшихся строгостью жизни; потом обсерванты стали выделяться в монастырях в особый класс. В этом смысле название «обсерванты» в первый раз употреблено на Констанцском соборе [1]. Течение обсервантов появилось в Италии еще в 1334 году. Оно стремилось к строгому следованию идеалу бедности Франциска Ассизского и выступало против богатства монастырей. В 1350 году францисканцы насчитывали в составе своего ордена 12 монастырей обсервантов.

Когда в монастырях стали происходить раздоры между обсервантами и простыми монахами, которые не могли прекратить папы Мартин V и Лев X, обсерванты получили право иметь в монастыре особого начальника, который именовался «minister generalis», тогда как начальника прочих монахов называли «magister generalis» [1]. Среди знаменитых мирян и мучеников ордена можно выделить итальянских францисканских паломников, таких, как Бернардин Сиенский (1380 – 1444), Иоанн Капистранский (1386 – 1456) и Иаков из Марке (1393 – 1476). Под их влиянием, сохраняя отшельнический образ жизни, братья-монахи были допущены к учебе и проповеди.



Эль Греко
Святой Бернардин Сиенский
1603 год
Холст, масло. 144 х 269 см
Музей Эль Греко, Толедо


Франсиско де Сурбаран
Иаков из Марке
Первая половина XVII века
Холст, масло. 165 х 291 см
Музей Прадо, Мадрид

Джованни д'Бартоломео (?)
Иоанн Капистранский
ок. 1480 – 1485 годы
Национальный музей Абруццо в Л'Аквиле

Обсервантам была предоставлена частичная автономия в 1415 году, после чего возникло множество реформатских групп (Амадеиты, Каприоланти, Кларены, Колеттани, Гваделупенси, Виллакрезиани и т. д.). В 1517 году все эти группы, которые по-разному относились к ордену обсервантов, были объединены в Орден Братьев Меньших, отличный от Ордена Братьев Меньших конвентуалов, и со своим собственным генеральным министром (minister generalis).

Обсерванты как часть одной из трёх ветвей ордена францисканцев за свою многолетнюю историю претерпевали множество изменений. Внутри их совета, начиная с XV века, продолжались разногласия, за которыми последовала длинная череда расколов, а в начале XVI веке разделение привело к новым реформам «более строгого соблюдения» (лат. Strictioris observantiae), повлиявшим на формирование новых религиозных групп: упомянутые выше Младшие братья капуцины, основанные в 1525 году Маттео да Башио и со временем образовавшие отдельный орден; Младшие братья строгого послушания или реформатские францисканцы, широко распространенные в Италии и Центральной Европе, благословлённые Климентом VII в 1532 году (лат. Ordo Frates Minorum Strictioris Observantiae Reformatorum); Босые или Младшие братья alcantarinos (1563 – 1897) (лат. Ordo Fratrum Minorum Discalceatorum или Ordo Fratrum Minorum Strictioris Observantiae Discalceatorum), которые продолжают попытки добиться большей автономии, особенно продвигаемой Святым Петром Алькантарским (1499 – 1562) и «Францисканские воспоминания» (лат. Ordo Fratrum Minorum Recollectorum) (1583 – 1897) во Франции под руководством Франсуа Дозиеша.

На картине из Большого собрания изящных искусств ASG святой представлен дважды. В центре он изображён во францисканской рясе пепельного цвета, подпоясанной верёвкой. Он нагнулся к зайцу, освобождая или перевязывая его ноги этой самой верёвкой. Рядом с ним – ещё несколько зайцев. От головы святого исходит золотое сияние. В левой части тот же святой изображён молящимся. Он стоит на коленях с молитвенно сложенными руками перед распятием, черепом и верёвкой. Рядом с ним – скульптура молящегося святого. Справа – целительный источник, из которого пьют воду мужчины и женщины, среди которых выделяется калека с палкой, указывающий на него правой рукой.

На заднем плане по центру изображён монастырь с куполом и колокольней. Данное произведение, возможно, принадлежало этому монастырю. Все три сцены помечены красными буквами: центральное изображение – А, в правой части – В, в левой – С. Буквенные обозначения, вероятно, необходимы для обозначения тех местах, где жил святой: монастырь, источник и скит.

Что касается цвета монашеской рясы, в которую облачен святой, то на протяжении веков семьи первого Ордена – «младших монахов» – носили францисканский хабит пепельного, коричневого и черного цветов. Есть недавно основанные мужские и женские общины, в которых послушники надевают синие рясы. Очевидно, цвет всегда имел символическое значение, связанное с духовной идентичностью религиозной группы. Святой Франциск Ассизский в уставе не предписывал цвета для облачения его последователей, он призывал их только лишь «надеть смиренные одежды». Один из летописцев его жизни вспоминает, как он хвалил жаворонка: «Одеяние жаворонка, а именно, его перья, по цвету схожи с землей: он наставляет монахов облачаться не в роскошные и яркие, но в скромные по цене одежды, по цвету схожие с землей, ибо она – самый смиренный элемент». Около 1240 года английский летописец упомянул о «младших монахах», одетых в «длинные серые туники» [2]. В 1260 году на капитуле в Нарбонне Святой Бонавентура, который был генеральным министром обсервантов, указал послушникам не носить ни черное, ни белое.



Фрагмент фрески Чимабуэ
Мадонна на троне с младенцем,
святым Франциском и четырьмя ангелами
1278 – 1280годы
Базилика Святого
Франциска Ассизского,
Ассизи, Италия


Чимабуэ
Святой Франциск
1280 – 1290годы
Темпера, дерево, золото.
41 х 123 см
Санта-Мария-дельи-
Анджели, Ассизи


Доменико Венециано
Святой Иоанн Креститель и
Святой Франциск
1454 год
Фреска. 115 х 190 см
Музей Опера Санта Кроче,
Флоренция

Большую строгость в выборе цвета стали соблюдать со времен официального разделения Ордена на обсервантов и конвентуалов, произошедшего в 1517 году. Серый цвет, напоминающий пепел покаяния и прах, из которого по мнению духовников сотворены послушники, был официальным цветом одежды во всех францисканских орденах вплоть до середины XVIII века. В определенный момент из-за нехватки такой ткани Конституции обсервантов и капуцинов постановили, что каждая провинция должна самостоятельно производить для себя сукно, соблюдая при этом максимальное единообразие.

Так, на генеральном Капитуле обсервантов 1694 года было принято решение о производстве «ткани, совершенно одинаковой по цвету и качеству, по толщине и переплетению нитей; белая пряжа и черная должны быть смешаны в такой пропорции, чтобы, по суждению опытных, они были одного цвета с пепельной тканью, которую мы видим в хабите и накидках Отца нашего Святого Франциска, св. Бернардина Сиенского и св. Иоанна Капистранского, которые, будучи из разных провинций и мест, носили одинаковый пепельный цвет, более или менее светлый» [3]. Ряса у изображенного персонажа на картине из собрания ASG имеет характерный сине-серый цвет близкий к пепельному, а значит он является обсервантом.

По центру композиции под буквой «А» святой освобождает пойманных зайцев или наоборот ловит их. В христианской символике данное животное имеет множество смыслов. Одно из значений – олицетворение перемен. Подобно тому, как животное меняет цвет своей шерсти в преддверии весны и зимы, в символической аналогии с сыном Божьим зверь «возрождается вновь», так, как Иисус Христос побеждает смерть и вновь оживает.

В произведении итальянского живописца Андреа Мантеньи «Агония в саду», созданном между 1455 – 1456 годами, мы видим множество различных символов, в том числе изображения зайцев. В левой части картины изображения зайцев намекают на стремление души к Богу. В правой – звери предвещают беду, грех или приближающиеся перемены, так как на заднем плане прибывают солдаты во главе с Иудой, который, протягивая руку, указывает им путь, чтобы схватить Христа. Также образ зайца является намеком на то, что жизнь продолжается за счет создания новых поколений. Помимо этого, они олицетворяют двойную ипостась Иисуса Христа: человеческую и божественную, поскольку у этих животных окрас летом коричневатый, а зимой белый.


Андреа Мантенья
Агония в саду
Между 1455 – 1456 годами
Темпера, дерево. 62 х 80 см
Национальная галерея, Лондон
Инв.№ NG1417



Фрагменты картины Андреа Мантенья «Агония в саду» с изображением зайцев
Национальная галерея, Лондон
Инв.№ NG1417


Иудеи считают зайца нечистым животным, олицетворяющим похоть, поэтому в христианстве он стал символом вожделения, хотя его способность быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе [4]. В религиозной живописи у ног Девы Марии иногда изображают белого зайца или кролика как символ обуздания плотских желаний, как, например, на картине Тициана (1490 – 1576) «Мадонна с младенцем и святой Екатериной» и фреске Антонио да Корреджо (1489 – 1534) «Мадонна с младенцем и святые Квирин и Франциск».


Тициан Вечеллио
Мадонна младенцем и святой Екатериной
Между 1525 и 1530 годами
Холст, масло. 71 х 87 см
Музей Лувра, Париж


Антонио да Корреджо
Мадонна с младенцем и святые Квирин и Франциск
Около 1505 года
Фреска. 94 х 111 см
Галерея Эстенсе, Модена

Если сюжет с зайцами на картине из собрания ASG трактовать как спасение животных, тогда он является олицетворением религиозно-этического отношения ко всему живому. Франциск Ассизский, основатель ордена, славился гуманным обращением с «братьями наши меньшими», об этом свидетельствуют «Фиоретти» («Маленькие цветы») (итал. Fioretti di San Francesco) – собрание легенд и фольклора, написанное после его смерти.


Фрагмент картины итальянской школы XVII века «Сцены из жизни францисканского
святого» с изображением святого и зайцев
БСИИ ASG, инв. № 05-5031

Западноевропейскими мастерами написано множество произведений со святым Франциском в окружении животных. Одним из самых ярких примеров воплощения любви ко всему живому в искусстве является фреска Базилики Святого Франциска Ассизского в Италия. Серия росписей, над которой работал Джотто ди Бондоне (1267 – 1337) и его круг, стала олицетворением важнейших событий из жизни святого. «Легенда о Святом Франциске: Проповедь птицам» – это пятнадцатая из двадцати восьми сцен (двадцать пять из которых были написаны Джотто) из жизни основателя ордена. Этот эпизод принадлежит к серии «Legenda maior (XII,3) di san Francesco»: «Неподалёку от Каннары в одно свежее весеннее утро они увидали множество птиц, которые весело щебетали на цветущих ветвях. Таинственная сила приблизила к ним Франциска, и тотчас птицы взлетели кругом него и уселись ему на плечи, на голову, на руки. Изумленному спутнику Франциска показалось, что перед ним не явь, а сон, что Адам неслыханным чудом вдруг вернулся в состояние невинности и беседует со зверями и птицами. А Франциск, как будто всё происходило естественным порядком, велел своим певчим друзьям умолкнуть, после чего начал проповедь, увещевая птиц всегда восхвалять Господа, питающего и одевающего их с неизреченной любовью. Под конец он осенил их крестным знамением и отпустил летать и петь. Некоторое время он понаблюдал, как они взмывают в воздух, машут крыльями и распевают нежные песни, потом снова пустился в путь» [5]. Данный сюжет интерпретировал в своей работе неизвестный художник XIV века.



Джотто ди Бондоне
Легенда о Святом Франциске: Проповедь птицам
1297 – 1300 годы
Фреска, 270 х 200 см
Базилика Святого Франциска Ассизского, Ассизи, Италия


Неизвестный художник
Франциск Ассизский
XIV век
Миниатюра
Национальная библиотека, Рим

Помимо этого, святой является общепризнанным католическим покровителем зверей, так как он обладал всеобъемлющим чувством сострадания. Фигура Франциска Ассизского для последователей устава и идеологии ордена является образцово-показательной, поэтому гуманное отношение к животным было также присуще обсервантам.

Есть несколько историй о том, как святой Франциск обращался к зайцам и кроликам как к «братьям». Ниже приводится запись, сделанная около 1229 года, его первым биографом Томасом Челано (1190 – 1260): «Однажды, когда Франциск жил недалеко от города Греччо, один брат принес ему живого кролика, пойманного в ловушку. Увидев это, проповедник был тронут нежностью. «Братец кролик, подойди ко мне. Почему ты позволил себя поймать?» Как только брат отпустил животное, кролик без всяких подсказок укрылся на груди святого, как в самом безопасном месте. После того, как зверь немного отдохнул, святой отец, лаская с материнской любовью, отпустил кролика, чтобы теперь он вернулся в лес. Как только его клали на землю, зверь бросался обратно на колени Франциска, поэтому он сказал братьям отнести его в ближайший лес». Нечто подобное произошло и с другим диким кроликом, когда он был на острове в озере Перуджа. Другой последователь святого Франциска, святой Бонавентура из Баньореджо (1218 – 1274), рассказал на страницах летописи (около 1260 – 1263 года), что произошло на острове близь озера Перуджа: «... был пойман маленький кролик для принесения в жертву [Франциску] человеку Божьему. Кролик бежал от всех остальных, но зверь доверил себя рукам и сердцу святому, как будто был в естественной безопасности».

В искусстве старых мастеров изображения францисканцев с зайцами считаются редкими. Одно из самых первых находится в Базилике Святого Франциска Ассизского, это фрагмент фресок с крылатыми кроликами, которые являются декоративными элементами. Итальянский мастер эпохи Возрождения Джованни Беллини (1433 – 1516) в работе над полотном «Святой Франциск в экстазе» не следовал ни одной из установленных традиционных иконографических сцен. Однако эту картину, вероятно, можно назвать собирательным символическим изображением святого, так как она полна скрытых смыслов и знаковых атрибутов основателя ордена. Животные на полотне символизируют любовь святого к природе и всему живому, в частности фрагмент с зайцем. Он не занимает центральное место в работе, однако дополняет идейное содержание.



Круг Джотто ди Бондоне
Крылатые кролики с половинным бюстом
1295 год
Фреска
Базилика Святого Франциска Ассизского, Ассизи


Фрагмент картины Джованни Беллини
«Святой Франциск в экстазе» с кроликом
Около 1480 года
Холст, масло
Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Джованни Беллини
Святой Франциск в экстазе
Около 1480 года
Холст, масло 124 × 142 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Есть так же работы, где представлены заяц и обсервант – это две композиции (одна из них является эскизом) итальянского мастера Луки Джордано (1634 – 1705) «Явление Иоанна Капистранского Петру Алькантарскому».




Лука Джордано
Явление Иоанна Капистранского
Петру Алькантарскому
1692 год
Холст, масло. 70 x 50 см
Пинакотека провинции Бари

Лука Джордано
Явление Иоанна Капистранского
Петру Алькантарскому
1692 год
275 x 190 см
Пинакотека провинции Бари


На картинах мы видим Иоанна Капистранского и Петра Алькантарского (1499 – 1562) – испанского францисканского монаха. Его настоящее имя было Хуан де Гаравито и Вилела де Санабрия. После курса грамматики и философии, который он прошел в своей родной деревне, его отправили изучать право в Университет Саламанки. Далее он бросил учебу и был принят в 1515 году в монастыре Сан-Педро-де-лос-Махарретес, недалеко от Валенсии-де-Алькантара, где он взял имя «Fray Pedro de Alcántara». Он вошел в Орден босоногих младших братьев, в котором послушники намеревались усилить строгость и аскетизм монастырской жизни. Религиозная община возникла в Гранаде (Королевство Кастилия и Леон) в 1495 году благодаря труду Хуана Гваделупского, поэтому они были также известны как гваделупцы, следуя по стопам реформы Хуана де ла Пуэбла 1487 года.

После многолетней плодотворной жизни монаха Петр Алькантрийский в 1554 году удалился в Эрмитаж Санта-Кроче в Кориа, а затем он основал скит в Педросо в Испании, где он начал думать о создании ветви реформатских францисканцев сурового послушания. Он стал приверженцем правил крайней строгости: запретил обувь, потребление мяса и использование библиотеки. Несомненно, он вышел за рамки намерений самого Франциска Ассизского, однако смог основать множество монастырей обсервантов, где впоследствии и распространилась его идеология духовности и нищенствующего следования обетам: Висиоса и дель Росарио, Сан-Хосе-де-Авила и Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио.

На картинах Луки Джордано рядом с Петром Алькантарским изображены два зайца, как символ непорочности, гуманизма и любви к зверям, а также отказа от употребления в пищу мяса животных. Проводя аналогии между произведением «Явление Иоанна Капистранского Петру Алькантарскому» Луки Джордано и полотном из собрания ASG, можно увидеть, что оба обсерванта написаны без обуви, что характерно для Босых братьев меньших.

Однако допустима и совершенно иная трактовка данного сюжета. Возможно, что под буквой «А», в центральном фрагменте картины из Большого собрания изящных искусств ASG святой не спасает зайца, а ловит его. Эта версия вполне вероятна, так как у изображенного мы видим характерные движения рук, в которых он держит веревку с тремя узлами. Святой словно намеревается связать зайца, который, как уже было сказано выше, может означать и греховность. В этом случае сюжет олицетворяет обуздание плотских желаний и принятие аскезы целомудрия. Подобный иносказательный образ воплощает францисканское духовное стремление к самодисциплине и самоограничению.


Фрагмент картины итальянской школы XVII века «Сцены из жизни
францисканского святого» с изображением святого и зайцев
БСИИ ASG, инв. № 05-5031

Второй сюжет под буквой «В» на полотне из собрания ASG иллюстрирует испитие паломниками воды из бьющего источника. Вода из него, по-видимому, имеет целебные свойства, раз к нему за исцелением пришёл калека, опирающийся на палку. Близкий сюжет исполнен на фреске Джотто «Легенда о Святом Франциске: Чудо источника» из Базилики Святого Франциска Ассизского в Италии (четырнадцатая сцена). «Летом 1224 года Франциск, уже отягощённый болезнью, в последний раз отправился на гору Верна. Подъём возможен был только верхом, поэтому братья снабдили его осликом, которого на время уступил один благочестивый человек, а также провожатым. Солнце безжалостно палило, камни раскалились, в расщелинах скал виднелись кое-как сохранившиеся пучки пожелтелой травы. Все, казалось, спало, звуки заглохли: даже деревья еле шелестели усыхающей листвой. Внезапно провожатый, обратившись к Святому, взмолился: Отче, смилуйся! Я помру, если не утолю жажду. Франциск, всегда проникавшийся жалостью к страдающим, слез с осла и стал молиться, воздев руки, и молился, доколе не открылось ему, что молитва его услышана. Потом, повернувшись к своему провожатому, сказал: Не мешкай, беги скорее к той скале и там найдешь воду, какую Христос ныне извёл из камня ради утоления твоей жажды» [6]. На картине из собрания ASG, так же, как и на фреске Джотто, изображены два францисканца, которые смиренно наблюдают, как люди утоляют жажду водой из источника.




Фрагмент картины итальянской школы
XVII века «Сцены из жизни
францисканского святого»
с изображением источника
БСИИ ASG, инв. № 05-5031


Джотто ди Бондоне
Легенда о Святом Франциске: Чудо источника
1297 – 1300 годы
Фреска, 270 х 200 см
Базилика Святого Франциска Ассизского,
Ассизи, Италия

В «Трактате о чудесах Святого Франциска» есть следующий текст: «Однажды женщина отправилась на гору, которая была полностью лишена воды, чтобы подрезать кленовые деревья, но забыла она взять с собой воду. Жара была невыносимой, и она начала терять сознание от жажды. Когда больше не выносимо было работать, и почти безжизненно женщина лежала на земле, она начала настойчиво взывать к своему покровителю, святому Франциску. В изнеможении дева погрузилась в сон. И был святой Франциск, который назвал ее по имени. «Встань, – сказал он, – и выпей воды». Сразу же яма наполнилась водой, и маленькая лужица превратилась в источник. Женщина выпила, и когда ей было достаточно, она промыла глаза».

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источник жизни и Деву Марию как утробу творения [7]. Немаловажное значение имеют и святые источники. Чаще их организовывали внутри монастырей. На картине из Большого собрания изящных искусств ASG, мы видим, что источник при монастыре обустроен и к нему имеют доступ страждущие. Изображение его олицетворяет солидарность с ближними, заботу о нуждающихся, сострадание к больным, жаждущим свободной жизни.

Третий сюжет под буквой «С» занимает большую часть холста. Здесь обсервант изображен молящимся в гроте. Мы видим классические атрибуты святых францисканского ордена: череп, символизирующий смертность, деревянный крест и веревку, на которой узлы означают три обета: бедности, целомудрия и послушания. На руках святого нет стигматов, а значит версия о том, что на полотне изображен Франциск Ассизкий исключается.


Фрагмент картины итальянской школы XVII века «Сцены из жизни францисканского святого» с молящимся обсервантом
БСИИ ASG, инв. № 05-5031

Францисканский орден поощрял приверженность образу жизни Франциска, начиная с момента его канонизации. Монастыри заказывали множество живописных работ с изображением святого и его собратьями. В Базилике Святого Франциска Ассизского сохранился большой ранний цикл фресок, части которого приведены выше. В церквях и музеях по всей Западной Европе есть бесчисленное множество живописных полотен и фресок с Франциском Ассизским, в особенности изображенным молящимся в уединении. Примером могут служить картины итальянских мастеров XVI – XVII веков, таких как Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610), Гверчино (1591 – 1666), Гвидо Ренни (1575 – 1642), а также испанских художников Эль Греко (1541 – 1614) и Франсиско де Сурбарана (1598 – 1664).



Караваджо
Молящийся Святой Франциск
1603 – 1606 годы
Холст, масло. 128 x 97 см
Национальная галерея древнего искусства, Рим


Караваджо
Святой Франциск
Около 1606 года
Хост, масло. 130 х 90 см
Городской музей Ала Понцоне, Кремона


Гверчино
Святой Франциск в поклонении распятию
Первая половина XVII века
Фреска. 262 х 160 см
Кафедральный собор Пескары


Гвидо Ренни
Святой Франциск
1622 год
Холст, масло. 198 х 133 см
Церковь и монастырь Джироламини, Неаполь


Эль Греко
Святой Франциск, поклоняющийся распятию
Около 1595 года
Холст, масло. 105 х 147 см
Музей изящных искусств, Сан-Франциско


Франсиско де Сурбаран
Святой Франциск в экстазе
Около 1658 года
Холст, масло. 64 х 53 см
Старая пинакотека, Мюнхен

Местом действия на таких работах часто выступала пещера (грот), поскольку святой и его последователи обсерванты стремились к отшельническому образу жизни. Их не волновали материальные потребности и достаток. Они старались полностью отказаться от земных благ. Даже пребывание в монастыре с удобствами для них считалось порицаемым.

Существуют францисканские монастыри, которые представляют собой архитектурные комплексы, а есть особые францисканские святые места. Эти места популярны тем, что здесь когда-то бывал сам основатель ордена. Особое значение имеет францисканский санктуарий Эремо делле Карчери (итал. L’Eremo delle Carceri) или Эрмитаж Карчери. Слово Эрмитаж (итал. L'èremo; герч. ἔρημος érēmos) в данном случае употребляется в значении труднодоступного места, где один или несколько человек, называемые отшельниками, уединяются в тесном контакте с природой для полного достижения аскезы.

Эрмитаж Карчери располагается на высоте 800 метров над уровнем моря на склоне горы Субазио, примерно в 5 километрах от города Ассизи. Он был основан на месте горного скита, куда удалялись для молитвы Святой Франциск Ассизский со своими учениками. Санктуарий Карчери возник вокруг пещеры Святого Франциска, в которую он стал удаляться на молитву в 1205 – 1206 годах. Впервые он отправился туда вместе с ближайшими послушниками. Они ждали Франциска снаружи, пока он в пещере обращался к Всевышнему. Святой неустанно молился, исповедовался в своих грехах и практиковал самобичевание. Из пещеры Франциск выходил преображенным настолько, что его братья также стали искать уединения в пещерах на горе Субазио. Там они молились в одиночестве, а на совместную молитву собирались в небольшой часовне Санта Мария делле Карчери. В 1378 году брат Паолуччо Тринчи из Фолиньо, основатель движения обсервантов, получил разрешение на то, чтобы поселиться в Карчери со своими последователями. Они старались следовать примеру верных послушников, укрываясь в тесных холодных пещерах скита, в абсолютной бедности и непрерывном созерцании [8].


Эрмитаж Карчери
Ассизи, Италия

Скит значительно расширяется в 1400 году, благодаря Святому Бернардину Сиенскому. Он организовал строительство церкви вокруг импровизированной часовни первых братьев, а также расширил монастырь и небольшие помещения для паломников, где они могли бы предаться созерцанию и молитве [8]. С тех пор монастырь неоднократно расширялся в соответствии с потребностями своего времени, сохраняя при этом дух святой бедности и простоты. Признаки этого постоянства видны и сегодня, например, сохранились грубые валуны, на которые Франциск Ассизский ложился, чтобы «отдохнуть», или преклонял колени, чтобы помолиться.

Каждый уголок Эрмитажа Карчери рассказывает об эпизодах, описанных во францисканских источниках. Это место, помимо своей многовековой истории, примечательно тем, что здесь происходили чудеса.

Одно из предания гласит, что ущелье возле монастыря на самом деле является руслом высохшей реки, воды которой были осушены Святым Франциском, потому что они нарушили его уединение. Второе чудо санктуария Карчери – колодец, который находится в середине монастыря, в том месте, где, согласно легенде, святой Франциск чудом заставил хлынуть воду из-под земли.

Рядом с пещерой святого Франциска находится многовековой дуб, где, как многие ошибочно полагают, произошла «Проповедь птицам», описанная выше. Однако на самом деле, как свидетельствуют религиозные источники, это событие произошло в другом месте за пределами муниципалитета Ассизи, в частности, в Пьяндарке в муниципалитете Каннара.


Грот Святого Франциска
Эрмитаж Карчери
Ассизи, Италия


Колодец Эрмитажа Карчери
Ассизи, Италия

Особую близость можно обнаружить между полотном из Большого собрания изящных искусств ASG и картиной Джованни Беллини «Святой Франциск в экстазе». В композициях представлены одни и те же места, животные и атрибуты: скит в пещере, источник воды, культовые архитектурные постройки на заднем плане, горный пейзаж, зайцы и череп.

В произведении Джованни Беллини запечатлен момент стигматизации святого Франциска на горе Ла Верна. Франциска сопровождают ангелы и серафимы. Присутствует и распятие, испускающее лучи. На полотне из собрания ASG обсервант молится в уединении.

Пейзаж работы Джованни Беллини по мнению искусствоведа Энтони Ф. Янсона олицетворяет «Небесный Иерусалим». Однако святой Франциск нашел вполне конкретное убежище на горе Ла Верна, пустынном месте в Апеннинах, недалеко от Арезо, Тоскана. Пейзаж на полотне «Сцены из жизни францисканского святого» из Большого собрания изящных искусств ASG близок пейзажу Джованни Беллини. Холмистая местность, наличие горных пещер, схожая по внешним характеристикам растительность, присущая центральной и северной Италии – все это объединяет работы итальянских мастеров. Кроме этого храмовая постройка, изображенная в центре произведения из собрания ASG, безусловно, не является вымышленной.



Фрагменты картины Джованни Беллини
«Святой Франциск в экстазе» с черепом
Коллекция Фрика, Нью-Йорк


Фрагмент картины итальянской школы XVII века «Сцены из жизни
францисканского святого» с черепом и крестом
БСИИ ASG, инв. № 05-5031


Фрагменты картины Джованни Беллини
«Святой Франциск в экстазе» с источником
Коллекция Фрика, Нью-Йорк


Фрагмент картины итальянской школы
XVII века «Сцены из жизни
францисканского святого» с источником
БСИИ ASG, инв. № 05-5031


Фрагменты картины Джованни Беллини
«Святой Франциск в экстазе» с архитектурными постойками
Коллекция Фрика, Нью-Йорк


Фрагмент картины итальянской школы
XVII века «Сцены из жизни францисканского святого» с храмом
БСИИ ASG, инв. № 05-5031

Кабинет Эрика Тюркена (фр. Eric Turquin Expertise) атрибутировал картину «Сцены из жизни францисканского святого» испанской школой XVII века. Однако в ходе консультаций с итальянским историком искусств, экспертом и преподавателем Академии изящных искусств в Болонье Массимо Пулини мы пришли к выводу, что работа исполнена в XVII веке художником из северной Италии (Ломбардии). Об этом говорит характерная для этого региона живописная манера художника и колорит работы. На картине изображён монах обсервант, который, вероятно, был причислен к лику святых. На данный момент мы не можем с полной уверенностью говорить о конкретной личности. Возможно на полотне запечатлён Пётр Алькантарский. Все три сцены помечены буквами. Это даёт основание полагать, что перед нами своеобразное живописное руководство для истинного францисканца. Картина является монашеским наставлением, которому должен следовать верный послушник ордена, а именно: жить в бедности, держать обеты, относится гуманно к живому. Следующая наша публикация будет посвящена атрибуции храмовой постройки, изображённой в центре композиции.

Ссылки:

  1. Обсерванты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrono.ru/religia/katolik/observ.php – Дата доступа: 02.03.2023
  2. А. М. Ветлугина : Франциск Ассизский / А. М. Ветлугина. – Москва : Молодая гвардия, 2018., ил. (Жизнь замечательных людей ; Вып.1893)
  3. Францисканский хабит [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.km.ru/referats/8B12C7E62307487CBBEF125D0FDB9C4D – Дата доступа: 02.03.2023
  4. Символика зайца [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1153 – Дата доступа: 02.03.2023
  5. Яковелли Анаклето «Жизнеописание святого Франциска Ассизского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/248322 – Дата доступа: 02.03.2023
  6. Яковелли Анаклето «Жизнеописание святого Франциска Ассизского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/28_ya/ko/yakovell.html– Дата доступа: 02.03.2023
  7. Древние символы. Вода [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grimoire.club/viewtopic.php?t=2829 – Дата доступа: 02.03.2023
  8. Эремо делле Карчери [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8#:~:text=%D0%AD%D1%80%D0%B5%CC%81%D0%BC%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%CC%81%D0%BB%D0%BB%D0%B5%20%D0%9A%D0%B0%CC%81%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8%20(%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB.,%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%20%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8. – Дата доступа: 02.03.2023

Дарья Молотникова

Поделиться: