decor
Следите за нашими новостями

Одно из чудес, сотворенных Христом

15.09.2022

В 2013 году Большое собрание изящных искусств АСГ пополнилось полотном на библейский сюжет «Исцеление паралитика». Эксперты аукционного дома Christophe Morel атрибутировали работу французской школой первой половины XVII века. Мастерски исполненная композиция написана на довольно редкий сюжет из Нового Завета.


1

Вольфорт, Артус, круг
Исцеление паралитика
1630-е годы
Холст, масло. 108,5×164 см
БСИИ АСГ, инв. № 04-3844

Исцеление паралитика совершилось в купальне, располагавшейся у Овечьих ворот (через них прогонялись к храму жертвенные животные, или был расположен рынок этих животных). Вода из купальни считалась чудодейственной, когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» [Ин. 5:4]. При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и потерявший всякую надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи» [Ин. 5:8]. Паралитик тотчас выздоровел, взял свою постель и пошёл.

В правой части картины из собрания АСГ изображён Иисус Христос в сопровождении апостолов, перед которым преклонил колени паралитик с постелью в руках. Слева – больные, изумлённые свершившимся чудом. На заднем плане – купальня с больными и ангел в белом одеянии, спускающийся к воде. Фоном служит архитектурная постройка и пейзаж с деревьями справа.

За сюжет «Исцеление паралитика» брались такие европейские мастера как Якопо Пальма Младший (1592, коллекция Франческо Молинари-Праделли), Бартоломе Эстебан Мурильо (1667 – 1670 годы, Национальная галерея, Лондон), Педро Орренте (1615 – 1620 годы, Музей истории искусств, Вена), Паоло Веронезе (1560 год, церковь Сан-Себастьяно, Венеция) и Себастьяно Риччи (1726 – 1730 годы, Национальный фонд Великобритании). Обращались к этому сюжету и фламандские живописцы. В 1640-е годы Питер ван Линт (1609 – 1690) исполнил «Исцеление паралитика», которое ныне хранится в Музее истории искусств Вены. Данное произведение было написано под несомненным влиянием работы другого знаменитого фламандца – Артуса Вольфорта (1581 – 1641). Художник создал несколько вариантов «Исцеления паралитика» ещё до 1640 года, самый известный из которых, ставший образцом для подражания многим живописцам Фландрии, находится в Художественной галерее Онтарио (Торонто).


2

Линт, Питер ван
Исцеление паралитика
1640-е годы
Дерево, масло. 49,5×81 см
Музей истории искусств, Вена


3

Вольфорт, Артус
Исцеление паралитика
До 1641 года
Холст, масло. 170,5×227 см
Художественная галерея, Онтарио (Торонто)

Артус Вольфорт родился в Антверпене. В годовалом возрасте он с родителями переехал в Дордрехт. Здесь он обучался живописи, а в 1603 году вступил в гильдию святого Луки. Около 1615 года Вольфорт вернулся в Антверпен, где работал в мастерской одного из учителей Рубенса – Отто ван Веена (1556 – 1629). Он стал членом антверпенской гильдии живописцев в 1617 году.


4

Вольфорт, Артус
Туалет Эсфири
Около 1620 года
Дерево, масло. 59,5×81 см
Музей Виктории и Альберта, Лондон

В Антверпене у Вольфорта была обширная мастерская, в которой ученики создавали многочисленные копии работ учителя. Среди подмастерьев художника особенно выделялись талантом уже упомянутый нами Питер ван Линт, Питер ван Моль (1599 – 1650), сын живописца Ян Батист Вольфорт (1625 – 1671/1687) и Лукас Смут Старший (1620 – 1674). Некоторое время все они были копиистами произведений Вольфорта.

В 1635 году художник работал вместе с Рубенсом над оформлением торжественного въезда в Антверпен нового штатгальтера Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского. Вольфорт создавал декорации по эскизам Рубенса.


5

Вольфорт, Артус
Троица
Первая половина XVII века
Холст, масло. 94×123,5 см
Музей Грунинге, Брюгге

Живопись Вольфорта была практически не знакома специалистам до конца 1970-х годов. Многие его произведения были атрибутированы как ранние работы Рубенса. Имя этого художника открыли благодаря тому, что он оставил свою полную подпись на картине «Туалет Эсфири» из Музея Виктории и Альберта в Лондоне (с данной работы было снято 10 копий). На остальных работах стоит монограмма мастера.

На раннем этапе творчества Вольфорт специализировался на религиозной живописи. Он исполнил несколько запрестольных образов для церквей Вознесения Богородицы и Успения Богородицы (церковь святого Павла) в Антверпене. Специализация на религиозных сюжетах объясняется тем, что художник работал, в основном, по заказам церкви. В частной коллекции хранится редкое мифологическое произведение Вольфорта «Четыре стихии». Обращался художник и к жанровым сценам. Так в Художественном музее Лёвена (M – Museum Leuven) есть работа «Посудомойка» (1633 год?), приписываемая Вольфорту. Хотя многие искусствоведы ставят данную атрибуцию под сомнение.


6

Вольфорт, Артус
Четыре стихии
Около 1641 года
Холст, масло. 158×200 см
Частная коллекция


7

Приписывается Артусу Вольфорту
Посудомойка
1633 год?
Холст, масло. 118×187 см
Художественный музей, Лёвен (M – Museum Leuven)

В ранних композициях Вольфорта, написанных ещё в стиле протобарокко, ощущается заметное влияние искусства его учителя ван Веена. Особенно это заметно в работе «Пир у Симона фарисея», которую Вольфорт повторил трижды (одна версия продана на аукционе Sotheby's 4 ноября 2009 г., Лондон, лот 56; вторая – находится в церкви святого Мартина в Берге; третья – в Новой галерее Касселя (ныне считается копией). Ранее автором этих композиций считался ван Веен. При этом композиция «Пира у Симона фарисея» «в зеркальном отражении» заимствована у Рубенса с одноименного полотна из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). После 1630 года в творчестве Вольфорта появится динамика и тот особый неукротимый дух рубенсовской живописи.


8

Вольфорт, Артус
Святой Лука
Первая половина XVII века
Дерево, масло. 61×49 см
Национальный музей Прадо, Мадрид

Поскольку на сегодняшний день биография и хронология создания работ Вольфорта мало изучены, возникают затруднения в установлении авторства спорных композиций, а также в определении времени их написания. Большинство картин мастера сейчас атрибутированы первой половиной XVII века без обозначения точных дат.

Артус Вольфорт неоднократно обращался к фабуле «Исцеления паралитика». У художника существует две трактовки данного сюжета. Первый вариант находится в церкви святого Квинтина в Лёвене. Здесь Иисус с учениками изображён слева. Он благословляет паралитика, держащего свою постель. Справа – поражённые свидетели чуда, а на заднем плане – ангел, спускающийся в купальню.


9

Вольфорт, Артус
Исцеление паралитика
Первая половина XVII века
Холст, масло. 155×233 см
Церковь святого Квинтина, Лёвен

В композиционном построении второго варианта использован тот же принцип, однако он является «зеркальным отражением» полотна из церкви Лёвена. Изменены и типажи внешности персонажей. В настоящее время самой известной версией «Исцеления» Вольфорта является картина из Художественной галереи Онтарио, приведённая нами выше. Не уступает ей в мастерстве исполнения и её авторская реплика, проданная с лондонского аукциона Christie's в 2008 году. Живописец меняет здесь внешний облик героев.


10

Вольфорт, Артус
Исцеление паралитика
1630-годы
Холст, масло. 136×198 см
Проходила на аукционе Christie's, Лондон, 25 апреля 2008 года, лот 261

Данное полотно с аукционных торгов до 1938 года находилось в Доме Вермеера в Делфте, а затем сменило двух владельцев в Амстердаме. Эксперты аукциона Christie's датировали его 1630-ми годами – последним десятилетием жизни художника, что логично, т.к. именно в это период Вольфорт подпал под влияние Рубенса, безусловно, присутствующее в этой композиции. Сложно сказать, какая из картин первична по отношению к другой. Артус Вольфорт создал семь авторских реплик «Исцеления паралитика». Все они в разное время фигурировали на аукционах, либо хранятся в частных коллекциях, государственных музеях или соборах. По уровню исполнения лучшими являются полотна Вольфорта из галереи Онтарио и с весенних торгов Christie's в Лондоне. Ниже мы опубликуем список всех семи авторских работ Вольфорта на сюжет «Исцеление паралитика». Дополнительно приведём композиции из частной коллекции Юргена Фишера в Люцерне и с венского аукциона Доротеум 2013 года. Остальные работы воспроизведены на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD). На них мы оставим ссылку [1].

Семь вариантов «Исцеления паралитика» Артуса Вольфорта:

  1. Проходил на аукционе Доротеум в Вене 15 октября 2013 года (лот 593);
  2. Проходил на аукционе Veilinghuis Bernaerts в Антверпене 30 марта 1998 года (лот 84);
  3. Хранится в Художественной галерее Онтарио, Канада;
  4. Проходил на аукционе Christie's в Лондоне в 2008 году;
  5. Хранится в частной коллекции Юргена Фишера в Люцерне (ранее работа была атрибутирована Отто ван Вееном. Приобретена частным владельцем в 1980 году);
  6. Находится в Севильском кафедральном соборе;
  7. Проходил на аукционе Sotheby's в Лондоне 9 июля 2014 года.


11

Вольфорт, Артус
Исцеление паралитика
1630-годы
Холст, масло. 165×211 см
Проходила на аукционе Доротеум, Вена, 15 октября 2013 года, лот 593


12

Вольфорт, Артус
Исцеление паралитика
Первая половина XVII века
Холст, масло. 119×147 см
Частная коллекция Юргена Фишера, Люцерна

Ещё одно «Исцеление паралитика» с формулировкой «приписывается Артусу Вольфорту» находится в Национальном музее в Познани (до 1977 года автором картины считался Отто ван Веен). Подобная атрибуция (attributed to Artus Wolffort) означает, что исследователи испытывают сомнения в авторстве произведения. Кроме этого до нас дошло полотно мастерской Вольфорта, написанное на этот же сюжет (аукцион Christie's, Нью-Йорк, 26 января 2005 года, лот 261). Художник, написавший его, очевидно, был приверженцем традиций караваджизма. Поскольку аукционисты атрибутировали картину мастерской художника (т.е. работа была написана при жизни Вольфорта), то логична в этом случае и её датировка первой половиной XVII века, а точнее 1630-ми годами.


13

Приписывается Артусу Вольфорту
Исцеление паралитика
Первая половина XVII века (1630-е годы?)
Холст, масло. 165×225 см
Национальный музей, Познань


14

Вольфорт, Артус, мастерская
Исцеление паралитика
Первая половина XVII века (1630-е годы?)
Холст, масло. 170×240 см
Проходила на аукционе Christie's, Нью-Йорк, 26 января 2005 года, лот 261

На сайте Нидерландского института истории искусств (RKD) представлено ещё одно «Исцеление паралитика» из роттердамского музея Schielandshuis. Оно атрибутировано последователем Вольфорта. Ранее его автором считался Тобиас ван Неймеген, но затем от этой версии отказались в пользу последователя Вольфорта. Прежде произведение находилось в Музее Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам).


15

Вольфорт, Артус, последователь
Исцеление паралитика
XVII век (1600 – 1699)
Холст, масло. 160×232 см
Музей Schielandshuis, Роттердам


16

Вольфорт, Артус, круг
Исцеление паралитика
1630-е годы
Холст, масло. 108,5×164 см
БСИИ АСГ, инв. № 04-3844

Иконография этого полотна, интерпретация персонажей и манера исполнения аналогичны работе из Большого собрания изящных искусств АСГ. Более того, картины, вероятно, были написаны одним и тем же мастером. Однако атрибуция картины из музея Роттердама последователем художника вызывает сомнение. Она не убедительна из-за явного противоречия авторства и датировки. В этикетаже картины мы специально привели ту датировку, которая указана на сайте института (RKD) – «XVII век (1600 – 1699)». Такая датировка формальна и противоречит атрибуции последователем Вольфорта. Формулировка «последователь» предполагает, что картины была написана уже после смерти художника. В случае с Артусом Вольфортом это будет вторая половина XVII столетия или, даже XVIII век. При этом в датировке указывается и первая половина XVII века, что отменяет авторство последователя. Тогда картину правильно отнести к мастерской или кругу живописца.

Нам известно единственное «Исцеление паралитика» мастерской Вольфорта с аукциона Christie's (26 января 2005 года). Атрибуция мастерской здесь выглядит состоятельно ввиду того, что произведение уступает авторской живописи Вольфорта. Французские эксперты аукционного дома Christophe Morel датировали картину из собрания АСГ первой половиной XVII века, что означает ее исполнение при жизни художника. При этом мы не считаем возможным атрибутировать её мастерской, т.к. она слабее написана, нежели рассмотренная нами работа подмастерья. Таким образом, мы атрибутировали полотно кругом живописца. Это означает, что художник, создавший его, не обучался непосредственно в мастерской Вольфорта, но жил с ним в одно время в Антверпене и был знаком с его живописью.

В период с 1629 по 1634 годы в Антверпене жил современник Вольфорта фламандский художник, впоследствии работавший в Италии, Винсент Мало (1602/1606 – 1644). В Национальной галерее Палаццо Спинола (Генуя) хранится его «Исцеление паралитика». Не известна дата создания этого произведения. Однако оно очень близко работам Вольфорта, а персонажи в левой части (мужчина, изображённый со спины, и коленопреклонённая женщина) повторяют друг друга. Мы не знаем точную хронологию создания данных работ, а потому не можем с уверенностью говорить о том, кому принадлежит авторский замысел «Исцеления паралитика» в подобной трактовке, а также разработка его отдельных деталей.


17

Мало, Винсент
Исцеление паралитика
Национальная галерея Палаццо Спинола, Генуя


18

Фрагмент картины Винсента Мало «Исцеление паралитика»
с изображением двух персонажей в левой части
Национальная галерея Палаццо Спинола, Генуя


19

Фрагмент картины Артуса Вольфорта «Исцеление паралитика»
с изображением двух персонажей в левой части
Художественная галерея, Онтарио (Торонто)


20

Фрагмент картины круга Артуса Вольфорта «Исцеление паралитика»
с изображением двух персонажей в левой части
БСИИ АСГ, инв. № 04-3844

«Исцеление паралитика» Артуса Вольфорта и Винсента Мало вдохновляли не одно поколение старых мастеров на создание собственных композиций. Так, голландский художник Абрахам Даниельсон Хондиус (1625 – 1691) в 1669 году написал «Исцеление паралитика» под впечатлением от работ фламандцев.


21

Хондиус, Абрахам Даниельсон
Исцеление паралитика
1669 год
81×92 см
Музей изобразительных искусств, Брест (Франция)

Работа круга Артуса Вольфорта «Исцеление паралитика» из Большого собрания изящных искусств АСГ нуждается в реставрационных вмешательствах по устранению прорывов и коробления холста, укреплению красочного слоя и удалению загрязнений. Живописец, создавший её, во многом упростил авторскую композицию Вольфорта, при этом создав собственный образный ряд, обогативший иконографию библейского сюжета. Что касается хронологии создания картины из собрания АСГ, то поскольку она атрибутирована кругом и была написана при жизни художника, то по аналогии с работами Вольфорта из Художественной галереи Онтарио, лондонского аукциона Christie's (2008 год), Доротеума (2013 год) и композиции мастерской (аукцион Christie's, 2005 год) мы датируем её 1630-ми годами.

Ссылки:

  1. Artus Wolffort Christ healing the sick at the pool in Bethesda (John 5:1-15) Toronto (Canada), Art Gallery of Ontario [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rkd.nl/en/explore/images/243549– Дата доступа: 24.08.2022.

Алина Булгакова

Поделиться:
Яндекс.Метрика