От охотничьих сцен – к бытовой анималистике
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится подписная работа Франса Снейдерса (1579 – 1657) – «Собаки на кухне». Данная статья продолжает цикл публикаций, посвященных картинам знаменитого фламандца, а также его учеников и последователей из собрания ASG. Открывала цикл статья «Охотничья серия великого анималиста», атрибутирующая полотно Снейдерса и его ученика Пауля де Воса «Олени, загнанные сворой собак».
|
|
Картина была приобретена во Франции на аукционе Olivier Coutau-Begarie летом 2010 года. В центре Снейдерс написал собаку, опрокинувшую корзину со снедью. Изображение этого животного острохарáктерно и не вызывает симпатии у зрителей: у него проплешины на теле, s-образный изгиб тела, отрубленный хвост и отталкивающий оскал. Подобную трактовку образа собаки можно считать редкой для Снейдерса. Изображая животных, художник чаще восхищается красотой тела и свирепой грацией охотничьих псов, ему интересно написать их в сложных непривычных ракурсах. В случае с собакой, изображенной на полотне собрания ASG, Снейдерс низводит патетику анималистики, присутствующую в его сценах охоты, до бытового жанра – здесь животные «охотятся» на кухнях и кладовых не за дикими лесными зверями, а за уже освежеванными тушами. Снейдерс напишет эту собаку дважды: одно её изображение хранится в Большом собрании изящных искусств ASG, другое – в Национальном музее Прадо (Мадрид).
Снейдерс, Франс
Собака со своей добычей
Фландрия, первая половина
XVII века
Холст, масло. 106×174 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид
Картина из испанского музея не подписана художником и имеет чуть меньшие размеры, чем полотно из собрания ASG. В музее Международного института антиквариата (Казань) оно включено в постоянную экспозицию. В музее Прадо оно в настоящее время не выставляется. До того, как поступить в музейное собрание, в XVIII веке картина находилась близ Мадрида во дворце Буэн-Ретиро. Работы из Большого собрания изящных искусств ASG и музея Прадо отличаются в деталях. В частности, на картине из собрания ASG Снейдерс не пишет уже обглоданные собаками кости и разбитое фаянсовое блюдо. Кроме этого на заднем плане полотна из музея Прадо изображена тарелка с устрицами.
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собака со своей
добычей» с изображением устриц вверху и кости на полу
в нижней части композиции
Национальный музей Прадо, Мадрид
В музее Прадо есть и четыре литографии XIX века, снятые с картины Снейдерса «Собака со своей добычей». Все они были изготовлены Фернандо де ла Костой, работавшим в Мадриде с 1829 по 1832 годы. Мастер исполнил их для второго тома печатного издания «Коллекции литографических картин короля Испании Фернандо VII», опубликованных Королевским литографическим учреждением в Мадриде в 1829 – 1832 годах. В нашей статье мы воспроизведём одну из литографий музея Прадо, на остальные приведём ссылку [1].
Коста, Фернандо де ла
Литография с картины
Снейдерса «Собака со
своей добычей»
1829 – 1832 годы
48,5×63 см
Национальный музей
Прадо, Мадрид
Смит, Джон
Гравюра с картины Снейдерса
«Собаки на кухне»
1689 год
23,5×32,5 см
Национальная портретная
галерея, Лондон
Помимо собаки, примечательным героем произведения Снейдерса является обезьянка на португальском стуле. На картине из Большого собрания изящных искусств ASG она изображена справа. Обезьянка спряталась от собак за спинкой кресла, с интересом наблюдая из своего укрытия за происходящим. В ухе животного – серёжка.
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собаки
на кухне» с изображением обезьянки в правой
части композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916
Животное подалось вперед, забавно выпятив губы. Снейдерс писал близких этому образу - обезьянок с серёжкой - неоднократно. На картине из женевской галереи De Jonckheere аналогичная обезьянка ворует кисть винограда, отпугивая конкурента оскалом. В работе из Лувра другая обезьянка изображена в правой части, тянущей к себе ветку с мандаринами.
|
|
|
|
На картине Снейдерса «Натюрморт с оленем, дичью, виноградом и артишоками» представлена и обезьянка с серёжкой на португальском стуле. В данном случае она подняла голову вверх и смотрит на попугая, с которым соперничает за кисть винограда.
|
|
На полу в нижней части картины из собрания ASG Снейдерс изобразил головки лука, лимоны, яблоко, спаржу и артишоки. Художник включал артишоки во многие свои натюрморты, причём всегда изображал данное растение с листьями. Кроме артишоков художник также часто писал и пучки спаржи. Так, на картинах из Большого собрания изящных искусств ASG и Национального музея Прадо артишок изображён на полу в левой части у задних лап собаки, а спаржа – справа возле опрокинутой корзины. Подобные им изображения данных растений присутствуют на «Натюрморте с цветами и фруктами» из Королевского музея изящных искусств Антверпена, а также в подписанной художником композиции «Стол с дичью, фруктами, овощами и головой кабана», проходившей на аукционе Christie’s в 2017 году.
|
|
|
|
|
|
Помимо собаки в центральной части и обезьянки на стуле, на полотне из Большого собрания изящных искусств ASG есть ещё две собаки. Снейдерс изобразил их не полностью – у одной собаки мы видим лишь голову, у другой – переднюю часть туловища. Живописец часто прибегал в своих произведениях к подобному приёму, создавая тем самым ощущение динамизма в композиции – ещё мгновение и собаки предстанут перед зрителями целиком. Однако подобным образом Снейдерс чаще писал собак в сценах охоты. Среди сцен на кухнях и кладовых, нам удалось найти ту же трактовку изображений животных, что и на полотне из собрания ASG, только на картине «Собаки, схватившиеся из-за головы быка» из Дома Рубенса в Антверпене. Здесь справа изображена собака, уже завладевшая головой быка из корзины. Однако в левой части композиции уже виднеются голова и ноги её противника. Владелица головы явно не настроена отдавать свою добычу без боя.
|
|
![]() Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собаки на кухне» с изображением собак в левой части композиции БСИИ ASG, инв. № 04-0916
|
Алина БУЛГАКОВА
Ссылки:
Perro con presa
Дата доступа: 14.12.2020.
Studio of Frans Snyders
Дата доступа: 23.12.2020.