decor
Следите за нашими новостями

От охотничьих сцен – к бытовой анималистике

17.03.2021

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится подписная работа Франса Снейдерса (1579 – 1657) – «Собаки на кухне». Данная статья продолжает цикл публикаций, посвященных картинам знаменитого фламандца, а также его учеников и последователей из собрания ASG. Открывала цикл статья «Охотничья серия великого анималиста», атрибутирующая полотно Снейдерса и его ученика Пауля де Воса «Олени, загнанные сворой собак».

_MG_1007.jpg
Снейдерс, Франс
Собаки на кухне
Фландрия, первая
половина XVII века
Холст, масло. 118×178
см
БСИИ ASG, инв. №
04-0916

гш.jpg
Фрагмент картины «Собаки
на кухне» с подписью
Франса Снейдерса на стуле в
правой части композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916

Картина была приобретена во Франции на аукционе Olivier Coutau-Begarie летом 2010 года. В центре Снейдерс написал собаку, опрокинувшую корзину со снедью. Изображение этого животного острохарáктерно и не вызывает симпатии у зрителей: у него проплешины на теле, s-образный изгиб тела, отрубленный хвост и отталкивающий оскал. Подобную трактовку образа собаки можно считать редкой для Снейдерса. Изображая животных, художник чаще восхищается красотой тела и свирепой грацией охотничьих псов, ему интересно написать их в сложных непривычных ракурсах. В случае с собакой, изображенной на полотне собрания ASG, Снейдерс низводит патетику анималистики, присутствующую в его сценах охоты, до бытового жанра – здесь животные «охотятся» на кухнях и кладовых не за дикими лесными зверями, а за уже освежеванными тушами. Снейдерс напишет эту собаку дважды: одно её изображение хранится в Большом собрании изящных искусств ASG, другое – в Национальном музее Прадо (Мадрид).

Frans_Snyders_-_Dog_with_its_prey.jpg
Снейдерс, Франс
Собака со своей добычей
Фландрия, первая половина
XVII века
Холст, масло. 106×174 см
Национальный музей Прадо,
Мадрид


Картина из испанского музея не подписана художником и имеет чуть меньшие размеры, чем полотно из собрания ASG. В музее Международного института антиквариата (Казань) оно включено в постоянную экспозицию. В музее Прадо оно в настоящее время не выставляется. До того, как поступить в музейное собрание, в XVIII веке картина находилась близ Мадрида во дворце Буэн-Ретиро. Работы из Большого собрания изящных искусств ASG и музея Прадо отличаются в деталях. В частности, на картине из собрания ASG Снейдерс не пишет уже обглоданные собаками кости и разбитое фаянсовое блюдо. Кроме этого на заднем плане полотна из музея Прадо изображена тарелка с устрицами.

rrtrtr.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собака со своей
добычей» с изображением устриц вверху и кости на полу
в нижней части композиции
Национальный музей Прадо, Мадрид


В музее Прадо есть и четыре литографии XIX века, снятые с картины Снейдерса «Собака со своей добычей». Все они были изготовлены Фернандо де ла Костой, работавшим в Мадриде с 1829 по 1832 годы. Мастер исполнил их для второго тома печатного издания «Коллекции литографических картин короля Испании Фернандо VII», опубликованных Королевским литографическим учреждением в Мадриде в 1829 – 1832 годах. В нашей статье мы воспроизведём одну из литографий музея Прадо, на остальные приведём ссылку [1].

hjh.png
Коста, Фернандо де ла
Литография с картины
Снейдерса «Собака со
своей добычей»
1829 – 1832 годы
48,5×63 см
Национальный музей
Прадо, Мадрид

С картины Снейдерса из собрания ASG в 1689 году была снята гравюра англичанином Джоном Смитом (1652 – 1742). С 1944 года она хранится в Национальной портретной галерее Лондона. В 1689 году Смит открывает собственную мастерскую, выкупив её у одного из своих издателей Исаака Беккета. Таким образом, его гравюру с картины Снейдерса из собрания ASG можно рассматривать как одну из ранних самостоятельных работ Смита, т.к. до этого он изготавливал гравюры лишь под руководством печатных изданий.

Без названия (1).png
Смит, Джон
Гравюра с картины Снейдерса
«Собаки на кухне»
1689 год
23,5×32,5 см
Национальная портретная
галерея, Лондон


Помимо собаки, примечательным героем произведения Снейдерса является обезьянка на португальском стуле. На картине из Большого собрания изящных искусств ASG она изображена справа. Обезьянка спряталась от собак за спинкой кресла, с интересом наблюдая из своего укрытия за происходящим. В ухе животного – серёжка.

rtr.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собаки
на кухне» с изображением обезьянки в правой
части композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916


Животное подалось вперед, забавно выпятив губы. Снейдерс писал близких этому образу - обезьянок с серёжкой - неоднократно. На картине из женевской галереи De Jonckheere аналогичная обезьянка ворует кисть винограда, отпугивая конкурента оскалом. В работе из Лувра другая обезьянка изображена в правой части, тянущей к себе ветку с мандаринами.

 1280px-Frans_snyders,_natura_morta_con_scimmie_che_rubano_frutta,_e_vaso_con_garofani_rosa,_01.jpg
Снейдерс, Франс
Натюрморт с обезьянками,
ворующими фрукты, и вазой с
гвоздиками
Галерея De Jonckheere,
Женева

 jio.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Натюрморт с обезьянками, ворующими
фрукты, и вазой с гвоздиками» с
изображением обезьянки в правой части
композиции
Галерея De Jonckheere, Женева


 Без названия.jpg
Снейдерс, Франс
Обезьяны, крадущие фрукты
Около 1640 года
98×147 см
Музей Лувра, Париж

 hjh.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Обезьяны,
крадущие фрукты» с изображением обезьянки в правой
части композиции
Музей Лувра, Париж

На картине Снейдерса «Натюрморт с оленем, дичью, виноградом и артишоками» представлена и обезьянка с серёжкой на португальском стуле. В данном случае она подняла голову вверх и смотрит на попугая, с которым соперничает за кисть винограда.

 Frans_Snyders_-_Still_life_with_a_dead_stag.jpeg
Франс Снейдерс
Натюрморт с оленем, дичью, виноградом
и артишоками
1640-е годы
Холст, масло. 122×138
Музей Виктории и Альберта, Лондон

 tyty.jpeg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт
с оленем, дичью, виноградом и артишоками» с
изображением обезьянки в правом нижнем углу
Музей Виктории и Альберта, Лондон

На полу в нижней части картины из собрания ASG Снейдерс изобразил головки лука, лимоны, яблоко, спаржу и артишоки. Художник включал артишоки во многие свои натюрморты, причём всегда изображал данное растение с листьями. Кроме артишоков художник также часто писал и пучки спаржи. Так, на картинах из Большого собрания изящных искусств ASG и Национального музея Прадо артишок изображён на полу в левой части у задних лап собаки, а спаржа – справа возле опрокинутой корзины. Подобные им изображения данных растений присутствуют на «Натюрморте с цветами и фруктами» из Королевского музея изящных искусств Антверпена, а также в подписанной художником композиции «Стол с дичью, фруктами, овощами и головой кабана», проходившей на аукционе Christie’s в 2017 году.

    tyty.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Собаки на кухне» с изображением
артишока в левой части композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916

 tyuty.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Собаки на кухне» с изображением
пучка спаржи в правой части
композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916


1280px-Bloemen_en_vruchten,_Frans_Snijders,_(1630-1640),_Koninklijk_Museum_voor_Schone_Kunsten_Antwerpen,_893.jpg
Снейдерс, Франс
Натюрморт с цветами и
фруктами
1630 – 1640-е годы
Королевский музей
изящных искусств,
Антверпен

нгннш.jpg Фрагмент картины Франса
Снейдерса «Натюрморт с
цветами и фруктами» с
изображением пучка спаржи и
артишоков в правом нижнем
углу
Королевский музей изящных
искусств, Антверпен


 нгшнгш.jpg
Снейдерс, Франс
Стол с дичью, фруктами, овощами и
головой кабана
Холст, масло. 118×133,5
6 июля 2017 г., Лондон, аукцион
Christie’s, лот 7
£ 209,000 (эстимейт £ 100,000 –
150,000)

 нгнгнгнг.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса
«Стол с дичью, фруктами, овощами и
головой кабана» с изображением пучка
спаржи и артишоков в правой части
композиции
6 июля 2017 г., Лондон, аукцион Christie’s,
лот 7

Помимо собаки в центральной части и обезьянки на стуле, на полотне из Большого собрания изящных искусств ASG есть ещё две собаки. Снейдерс изобразил их не полностью – у одной собаки мы видим лишь голову, у другой – переднюю часть туловища. Живописец часто прибегал в своих произведениях к подобному приёму, создавая тем самым ощущение динамизма в композиции – ещё мгновение и собаки предстанут перед зрителями целиком. Однако подобным образом Снейдерс чаще писал собак в сценах охоты. Среди сцен на кухнях и кладовых, нам удалось найти ту же трактовку изображений животных, что и на полотне из собрания ASG, только на картине «Собаки, схватившиеся из-за головы быка» из Дома Рубенса в Антверпене. Здесь справа изображена собака, уже завладевшая головой быка из корзины. Однако в левой части композиции уже виднеются голова и ноги её противника. Владелица головы явно не настроена отдавать свою добычу без боя.

Frans_Snyders_deux_chiens_dans_un_garde-manger.jpg 
Франс Снейдерс
Собаки, схватившиеся из-за головы быка
Холст, масло
Дом Рубенса, Антверпен

прпра.jpg 
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собаки, схватившиеся
из-за головы быка» с изображением головы и ног собаки в
левой части композиции
Дом Рубенса, Антверпен

олрол.jpg
Фрагмент картины Франса Снейдерса «Собаки на
кухне» с изображением собак в левой части
композиции
БСИИ ASG, инв. № 04-0916


В целом картина Снейдерса «Собаки на кухне» из Большого собрания изящных искусств ASG является довольно характерной для творчества живописца. В ней есть свойственные художнику детали натюрморта (разбросанные по полу плоды, артишоки с листьями, пучки спаржи, туша ягнёнка), а также изображения животных, которые повторяются на картине из Национального музея Прадо – собака в центральной части, обезьянка на португальском стуле и две собаки, которых живописец изобразил лишь частично. В собрании ASG есть ещё две картины, исполненные самим Снейдерсом. Об одной из них – «Битве петухов» – речь пойдёт в следующей публикации.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
Perro con presa
Дата доступа: 14.12.2020.
Studio of Frans Snyders
Дата доступа: 23.12.2020.

Поделиться:
Яндекс.Метрика