decor
Следите за нашими новостями

Возвращение произведений БСИИ ASG с триумфального проекта «Под знаком Рубенса»

07.08.2023

5 августа 2023 года в Международный институт культурного наследия вернулись два произведения живописи – полотно «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса и картина «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса. Они временно покинули Казани для участия в выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись VII века из музеев и частных собраний России» в музее «Новый Иерусалим» г. Истра, Московская область.

Ян де Дюйтс
Рождество. Поклонение пастухов
Фландрия, 1662 г.
Холст, масло, 265х205 см
БСИИ ASG инв. №04-0915


Франс Снейдерс
Натюрморт с устрицами и куропатками
Фландрия, около 1610 года
Дерево, масло. 50×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1781



Проект «Под знаком Рубенса», который был открыт для всеобщего обозрения 9 декабря 2022 года, имел ошеломительный успех. Этот факт подтверждают отечественные СМИ. Мультимедийный информационный холдинг «РИАМО» отметил, что «Новый Иерусалим» вошел в топ самых посещаемых музеев РФ в 2022 году. Их утверждение основано на статистическом отражении реальной ситуации в музейной сфере от издания The Art Newspaper Russia. В «Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50» главный историко-художественный музей Истры расположен на тридцатом месте, а общее количество посетителей в 2022 году составило более чем 484 тысяч человек. За первые недели 2023 года картины из БСИИ ASG увидели более 20 тысяч человек, а за шесть месяцев с открытия выставки число зрителей перевалило за 73,8 тысяч человек. По последним приведенным данным пресс-службы Министерства культуры и туризма Московской области выставку посетили более 100 тысяч человек. Планировалось, что проект завершит свою работу в апреле, однако из-за высокой посещаемости было принято решение продлить его еще на три месяца - до 30 июля. Министерство культуры и туризма Московской включил «Под знаком Рубенса» в топ-5 выставочных проектов первой половины 2023 года.



Единственная в России работа фламандского художника Яна де Дюйтса, которая является частью коллекции живописи БСИИ ASG, была возвращена в хранилище МИКН, так как в будущем она будет выставлена в экспозиции Музея частных коллекций (на ул. Карла Маркса, 17). Картину можно обозначить монументальным полотном, ее внушительный размер 265х205 см требует соответствующих габаритов помещения. Будущее музейно-выставочное пространство на Карла Маркса, 17 рассчитано на экспонирование именно монументальной живописи как в части ее восприятия. Так и обеспечения условий сохранности.






Транспортировка картины «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса из Истры в Казань

«Натюрморт с устрицами и куропатками», ставший «открытием» не только для посетителей прошедшей выставки, но и ведущих специалистов в области искусствоведения, был привезен в Музей частных коллекций в Доме Александрова (Карла Маркса, 16). Для раннего произведения фламандского гения натюрморта было выделено место среди работ его автора. Зал, в котором теперь находится «Устричный пирог», назван в честь графов Шуваловых – собирателей фламандской живописи. Также он вместил все работы Франса Снейдерса, которыми располагает БСИИ, здесь же находятся работы его круга, мастерской и учеников: Яна Фейта и Питера Ван Бокля. Всего в собрании ASG на сегодняшний день хранится девять картин как самого Снейдерса, так и живописцев из его окружения, это одна из самых коллекций Снейдерса в стране.





Транспортировка картины в картины «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Истры в Казань

Зал графов Шуваловых в Музее частных коллекций в Доме Александрова

Курировала прием картин хранитель МИКН Марина Сорокина, транспортировка произведений изобразительного искусства является серьезным логистическим мероприятием и для отправителя, и для получателя. Сегодня для перевозки культурных ценностей крупные российские музеи и частные собрания пользуются услугами специализированных транспортных компаний. В «Единых правилах организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» прописаны только минимальные требования к перевозчику, согласно которым перевозка музейных предметов автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей [1].



Автомобили транспортной компании «ART - Сourier» - перевозчика выставки


Подготовка к транспортировке картины «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса из Казани в Истру

Помимо надзора за соблюдением норм и требований перевозки, хранителю важно оценить целостность возвращенных предметов. Для этого необходимо сравнить зафиксированные письменно и фотографически имевшиеся утраты или особенности живописных работ (в случае их наличия) с их нынешним состоянием.



Фиксация имеющихся утрат или особенностей картины «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса до транспортировки из Казани в Истру


Оценка сохранности картины «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса после транспортировки из Истры в Казань

Марина Сорокина, хранитель МИКН: транспортировка «Рождества» Яна де Дюйтса и «Натюрморта с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса прошла успешно. Хоть произведения по договору были застрахованы, вывоз из хранилищ - большой риск не только для собственника, но и для самого предмета. Этот риск был оправдан, теперь о нас знает более 100 тысяч человек. Опыт МИКН можно назвать положительным, поскольку оба произведения из собрания были доставлены до места назначения в целости и без видимых повреждений.


«Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса на выставке «Под знаком Рубенса»

«Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса на выставке «Под знаком Рубенса»

На выставке было представлено 67 произведений «золотого века» фламандского изобразительного искусства. Первоначально заявленных для участия в проекте картин было больше – по разным причинам не все работы смогли покинуть родные стены государственных или частных музеев, хранилищ. Именитые учреждения или коммерческие компании – организаторы выставки на первоначальном этапе реализации проекта прибегают к отбору произведений искусства. Не каждая организация, в том числе в лице частного коллекционера может себе позволить отправить имеющие не только материальную, но и историко-культурную ценность произведения. Однако одним из ведущих путей популяризации и каталогизации собрания является участие в музейно-выставочных проектах.


Все произведения-участники «Под знаком Рубенса» прошли экспертизу профессора, доктора искусствоведения Вадима Анатольевича Садкова – устроителя и куратора вышеупомянутой выставки в музее «Новый Иерусалим». Вадим Садков широко известен в России и Европе как крупный эксперт в области фламандской и голландской живописи XVI – XVIII веков. В списке его кураторской деятельности числятся такие выставочные проекты как «Рембрандт. Его предшественники и последователи», «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. ГМИИ им. А.С. Пушкина», «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» и т.д.




Вадим Садков на выставке «Под знаком Рубенса»

В результате проведенной Вадимом Анатольевичем экспертизы многие картины, участвовавшие в выставке, изменили некоторые атрибуционные сведения. Произведения из БСИИ ASG не поменяли аннотаций и исторической справки, в основе которых лежат научные исследования Нидерландского института истории искусств (RKD) и МИКН. Композиция Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Вадим Садков для установки точности атрибуции «Натюрморта с устрицами и куропатками» напрямую связывался с Фредом Мейером, бывшим старшим научным сотрудником отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств в Гааге. Фред Мейер, хорошо знакомый с БСИИ ASG, подтвердил подлинность внесенной информации в базу данных, а также достоверность установления авторства картины. Полотно Яна де Дюйтса прошло экспертизу Алины Булгаковой, директора Международного института культурного наследия. «Рождество (Поклонение пастухов)» имеет авторскую подпись и датировку. После исследований с использованием ультрафиолета, было выявлено незначительное количество реставрационных вмешательств.


Авторская подпись и датировка на картине «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса

Алина Булгакова, директор МИКН: участие живописных произведений из БСИИ ASG в проекте «Под знаком Рубенса» - первая широкомасштабная выставочная практика МИКН. До этого мы выставлялись только в казанских музеях и культурных пространствах, так далеко наши картины еще не были. Прямая причастность к такой выставке - для нас это не только опыт межмузейной, межличностной и специализированной коммуникации – это признание нашей коллекции живописи и проделанной нами работы на всероссийском уровне.



В ближайшем будущем МИКН будет принимать участие в других крупных выставочных проектах, открытие которых планируется на 2024 год. Не редкость, когда сотрудничество частных собирателей и коллекционеров с государственными учреждениями, а также ведущими экспертами изобразительного искусства приводит к масштабным выставкам, приобретающих статус проекта федерального значения.




Каталог выставки «Под знаком Рубенса»

Дарья Молотникова

Поделиться: