Возвращение произведений БСИИ ASG с триумфального проекта «Под знаком Рубенса»
5 августа 2023 года в Международный институт культурного наследия вернулись два произведения живописи – полотно «Рождество (Поклонение пастухов)» Яна де Дюйтса и картина «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса. Они временно покинули Казани для участия в выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись VII века из музеев и частных собраний России» в музее «Новый Иерусалим» г. Истра, Московская область.
Проект «Под знаком Рубенса», который был открыт для всеобщего обозрения 9 декабря 2022 года, имел ошеломительный успех. Этот факт подтверждают отечественные СМИ. Мультимедийный информационный холдинг «РИАМО» отметил, что «Новый Иерусалим» вошел в топ самых посещаемых музеев РФ в 2022 году. Их утверждение основано на статистическом отражении реальной ситуации в музейной сфере от издания The Art Newspaper Russia. В «Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50» главный историко-художественный музей Истры расположен на тридцатом месте, а общее количество посетителей в 2022 году составило более чем 484 тысяч человек. За первые недели 2023 года картины из БСИИ ASG увидели более 20 тысяч человек, а за шесть месяцев с открытия выставки число зрителей перевалило за 73,8 тысяч человек. По последним приведенным данным пресс-службы Министерства культуры и туризма Московской области выставку посетили более 100 тысяч человек. Планировалось, что проект завершит свою работу в апреле, однако из-за высокой посещаемости было принято решение продлить его еще на три месяца - до 30 июля. Министерство культуры и туризма Московской включил «Под знаком Рубенса» в топ-5 выставочных проектов первой половины 2023 года.
Единственная в России работа фламандского художника Яна де Дюйтса, которая является частью коллекции живописи БСИИ ASG, была возвращена в хранилище МИКН, так как в будущем она будет выставлена в экспозиции Музея частных коллекций (на ул. Карла Маркса, 17). Картину можно обозначить монументальным полотном, ее внушительный размер 265х205 см требует соответствующих габаритов помещения. Будущее музейно-выставочное пространство на Карла Маркса, 17 рассчитано на экспонирование именно монументальной живописи как в части ее восприятия. Так и обеспечения условий сохранности.
«Натюрморт с устрицами и куропатками», ставший «открытием» не только для посетителей прошедшей выставки, но и ведущих специалистов в области искусствоведения, был привезен в Музей частных коллекций в Доме Александрова (Карла Маркса, 16). Для раннего произведения фламандского гения натюрморта было выделено место среди работ его автора. Зал, в котором теперь находится «Устричный пирог», назван в честь графов Шуваловых – собирателей фламандской живописи. Также он вместил все работы Франса Снейдерса, которыми располагает БСИИ, здесь же находятся работы его круга, мастерской и учеников: Яна Фейта и Питера Ван Бокля. Всего в собрании ASG на сегодняшний день хранится девять картин как самого Снейдерса, так и живописцев из его окружения, это одна из самых коллекций Снейдерса в стране.
Курировала прием картин хранитель МИКН Марина Сорокина, транспортировка произведений изобразительного искусства является серьезным логистическим мероприятием и для отправителя, и для получателя. Сегодня для перевозки культурных ценностей крупные российские музеи и частные собрания пользуются услугами специализированных транспортных компаний. В «Единых правилах организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» прописаны только минимальные требования к перевозчику, согласно которым перевозка музейных предметов автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей [1].
Помимо надзора за соблюдением норм и требований перевозки, хранителю важно оценить целостность возвращенных предметов. Для этого необходимо сравнить зафиксированные письменно и фотографически имевшиеся утраты или особенности живописных работ (в случае их наличия) с их нынешним состоянием.
Марина Сорокина, хранитель МИКН: транспортировка «Рождества» Яна де Дюйтса и «Натюрморта с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса прошла успешно. Хоть произведения по договору были застрахованы, вывоз из хранилищ - большой риск не только для собственника, но и для самого предмета. Этот риск был оправдан, теперь о нас знает более 100 тысяч человек. Опыт МИКН можно назвать положительным, поскольку оба произведения из собрания были доставлены до места назначения в целости и без видимых повреждений.
На выставке было представлено 67 произведений «золотого века» фламандского изобразительного искусства. Первоначально заявленных для участия в проекте картин было больше – по разным причинам не все работы смогли покинуть родные стены государственных или частных музеев, хранилищ. Именитые учреждения или коммерческие компании – организаторы выставки на первоначальном этапе реализации проекта прибегают к отбору произведений искусства. Не каждая организация, в том числе в лице частного коллекционера может себе позволить отправить имеющие не только материальную, но и историко-культурную ценность произведения. Однако одним из ведущих путей популяризации и каталогизации собрания является участие в музейно-выставочных проектах.
Все произведения-участники «Под знаком Рубенса» прошли экспертизу профессора, доктора искусствоведения Вадима Анатольевича Садкова – устроителя и куратора вышеупомянутой выставки в музее «Новый Иерусалим». Вадим Садков широко известен в России и Европе как крупный эксперт в области фламандской и голландской живописи XVI – XVIII веков. В списке его кураторской деятельности числятся такие выставочные проекты как «Рембрандт. Его предшественники и последователи», «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции. ГМИИ им. А.С. Пушкина», «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» и т.д.
|
|
В результате проведенной Вадимом Анатольевичем экспертизы многие картины, участвовавшие в выставке, изменили некоторые атрибуционные сведения. Произведения из БСИИ ASG не поменяли аннотаций и исторической справки, в основе которых лежат научные исследования Нидерландского института истории искусств (RKD) и МИКН. Композиция Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Вадим Садков для установки точности атрибуции «Натюрморта с устрицами и куропатками» напрямую связывался с Фредом Мейером, бывшим старшим научным сотрудником отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств в Гааге. Фред Мейер, хорошо знакомый с БСИИ ASG, подтвердил подлинность внесенной информации в базу данных, а также достоверность установления авторства картины. Полотно Яна де Дюйтса прошло экспертизу Алины Булгаковой, директора Международного института культурного наследия. «Рождество (Поклонение пастухов)» имеет авторскую подпись и датировку. После исследований с использованием ультрафиолета, было выявлено незначительное количество реставрационных вмешательств.
Алина Булгакова, директор МИКН: участие живописных произведений из БСИИ ASG в проекте «Под знаком Рубенса» - первая широкомасштабная выставочная практика МИКН. До этого мы выставлялись только в казанских музеях и культурных пространствах, так далеко наши картины еще не были. Прямая причастность к такой выставке - для нас это не только опыт межмузейной, межличностной и специализированной коммуникации – это признание нашей коллекции живописи и проделанной нами работы на всероссийском уровне.
В ближайшем будущем МИКН будет принимать участие в других крупных выставочных проектах, открытие которых планируется на 2024 год. Не редкость, когда сотрудничество частных собирателей и коллекционеров с государственными учреждениями, а также ведущими экспертами изобразительного искусства приводит к масштабным выставкам, приобретающих статус проекта федерального значения.
Дарья Молотникова