«Выше только цари»: графы Строгановы в истории предпринимательства, меценатства и коллекционирования
Строгановы (Строгоновы), в период расцвета династии владевшие вотчиной примерно в 10 млн гектаров земли, производившие такой дорогой и важный продукт, как соль (в древности выступавший в роли денег), теперь известны скорее по наименованию учебного заведения в Москве и бефстроганову («говядине по-строгановски») – популярному во всем мире блюду русской кухни. Музей в их дворце, который они называли просто домом, рассказывавший о роде Строгановых сквозь призму коллекции, просуществовал всего 10 лет – с 1919 по 1929 год. И постепенно знание о меценатах улетучилось, как исчезли из топонимики Петербурга Строгановская улица, Строгановская набережная, Строгановский мост… Одним из способов сохранения памяти о династии коллекционеров произведений искусства является учреждение зала графов Строгановых в Музее частных коллекций ASG
Бароны, впоследствии графы Строгановы вошли в ряды русской аристократии и начали занимать крупные государственные посты при Петре Первом. Источник их богатства – соляные варницы заводов Прикамья. Именно на эти средства за рубежом, главным образом во Франции, скупались знаменитые частные коллекции и ввозились в Россию. Они состояли из произведений гениальных живописцев прошлого и известных мастеров кисти-современников. Например, графа А. Строганова связывала многолетняя дружба с Юбером Робером, которому он заказал шесть картин. Сам девиз Строгановых на гербе: «Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя» говорит о многом. Строгановы оказывали свое покровительство антикварам и выделяли немалые средства на исследования. Строили первые публичные библиотеки, художественные галереи, учреждали школы…
За два с лишним столетия они собрали богатейшие коллекции картин, эстампов, монет, медалей и т.д., сформировали одну из лучших в мире коллекций произведений изобразительного искусства. Выстроенный в середине ХVIII века по проекту Ф.Б. Растрелли в С-Петербурге Строгановский дворец (ныне – филиал Русского музея) до сих пор является одним из лучших образцов русского барокко.
Приспосабливаясь к требованиям своего времени, Строгановы не искали себе выгоды, не участвовали в политических интригах, никогда не были придворными, что позволило им избежать соперничества и зависти. Их острый критический ум требовал выхода в реализации инновационных проектов, будь то покорение Сибири или формирование коллекций. Несмотря на богатство им не грозила пресыщенность и апатия, они всегда оставались деятельными, бесстрашно пускаясь в неизведанное.
Одна из множества легенд о происхождении
Строгановых ведет отсчет рода от застроганного до смерти ханского сына Спиридона, принявшего христианство
Введенский А.А. Происхождение Строгановых.
- Вологда : Гос. изд-во. Вологод. обл. отд-ние, 1923. –С.10
Редчайший в истории случай – у Строгановых не было имущества, которое бы они отняли у других, создав свое неслыханное богатство сами, Строгановы считали себя скорее управляющими собственности, которую они щедро раздаривали, и никак, по выражению Екатерины Второй, не могли промотаться.
Золотой период коллекции живописи связан с именем графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811) – президента Российской академии художеств, одного из первых директоров Публичной библиотеки – самого яркого представителя богатейшей династии. Понятно, что о таком деятельном и талантливом человеке и современники, и потомки писали много, восхищаясь его энергией и редкими природными качествами.
В своем дворце он разместил картины выдающихся западноевропейских живописцев, как доставшиеся ему в наследство от отца, так и приобретенные во время длительных заграничных путешествий... Среди шедевров живописи здесь находились полотна Рембрандта, Боттичелли, Бронзино, Тинторетто, Гвидо Рени, Рёйсдаля, Поттера, Ван Дейка, Рубенса, Пуссена. Коллекция была приумножена графом Сергеем Григорьевичем Строгановым (1794–1882), представителем другой ветви рода, основавшим в 1825 году школу рисования, волею судеб оказавшегося наследником коллекции Строгановского дворца. Граф С.Г. Строганов к полотнам фамильной галереи присоединил картины, приобретенные им во время путешествий по Западной Европе. Позже его сын, Павел Сергеевич Строганов (1823-1911), продолжил не только собирание, но и описание коллекции, начатое А.С. Строгановым, издавшим в 1807 году своеобразный краткий каталог созданной им галереи. В него вошли «очерки картин, сделанных молодыми художниками и объяснительного при нем текста» (Collection d'estampes d'après quelques tableaux de la Galerie de Son Exc. Mr: le Comte A. Stroganoff, gravés au trait par des jeu- nes artistes de l'Academie des beaux arts de S• Pétersbourg. Les explications sont tirées du catalogue raisonné fait par le proprié- taire lui même. 1801. S- Pétersbourg. tmpr. chez Drechsler).
quelques tableaux de la galerie de son
exc. M.r. le Comte A.Stroganoff...
A Saint-Petersbourg. 1807 Титульный лист
Во вступлении к своему второму каталогу граф А.С. Строганов писал: «Я составил этот каталог, чтобы изучить сокровище, которое я собирал сорок лет. Я написал его для истинных любителей искусства..., а не для комедиантов, имеющих о себе высокое мнение». И далее он продолжал: «Избавь нас, Боже, от этих любителей без любви, знатоков без знания, (которые) больше всего способствуют продажности вкуса и препятствуют искусству».
В XX веке во дворец перевезли картины и мебель из дома графа П.С. Строганова. После октября 1917 года дворец был национализирован, а в конце 1920-х – начале 1930-х годов подвергся настоящему разгрому. 21 сентября 1929 года Совнарком РСФСР принял постановление о передаче Строгановского дворца Всесоюзной академии сельхознаук, в мае 1931 года на аукционе в Берлине началась распродажа его сокровищ. Выставленное на торги имущество включало в себя 108 картин западноевропейских мастеров (включая полотна Рембрандта, Рубенса, Кранаха, Джованни Беллини, Андреа дель Сарто, Пуссена, Лоррена, Грёза, Буше, Робера, Рёйсдаля, Ромни и пять портретов Ван Дейка, оказавшихся потом в Ганновере).
Золотой век коллекции живописи графов Строгановых
Итак, подлинный расцвет фамильной строгановской коллекции связан с именем графа Александра Сергеевича Строганова. Установленная Екатериной Великой мода на коллекционирование привела к тому, что ее приближенные стали демонстрировать свои доблести не только на военном и гражданском поприще, но и в сфере искусства. Стремлению русской знати приобретать шедевры искусства благоприятствовала сама история. Бурные кровавые революции, опустошительные военные действия, которыми изобилует XVIII век, вели к разорению многих европейских семейств и вынуждали их расставаться с фамильными сокровищами. Именно в результате таких событий в Петербурге вдруг появились многочисленные частные коллекции произведений искусства - Румянцевых, Потёмкиных, Строгановых, Зубовых, Орловых-Чесменских, Голицыных и других просвещенных вельмож екатерининского века. Бесспорно лучшая из частных галерей России, и одна из лучших в Европе, Строгановская картинная галерея, обязана своей славой графу Александру Сергеевичу Строганову, «действительному тайному советнику, сенатору, обер-камергеру, президенту Императорской академии художеств, директору Императорской библиотеки, главному начальнику Экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней и кавалеру всех российских и иностранных орденов» как значится на гравюре, выполненной С. Клаубером с его портрета кисти И. Лампи.
Александр Сергеевич Строганов был страстным поклонником итальянского искусства, начиная с середины 1750-х годов он привез в Россию произведения Андреа дель Сарто, Бронзино, Корреджо, Карраччи, Прокаччини, Скедоне.
В конце века (до 1793 года) А. Строганов купил картину Андреа дель Сарто «Святое семейство со Св. Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем», местонахождение которой ныне не известно. 12-13 мая 1931 года она была продана на берлинском аукционе Р. Лепке. Сегодня насчитывается, по крайней мере, 10 копий данного произведения, в том числе одна - в Эрмитаже (94х93 см). Известна одна оригинальная картина А. Сарто с данной иконографией (Лувр). Вот как описывает картину дель Сарто «Святое Семейство» очевидец, автор книги «Картинные галереи Европы»: сидящая Богоматерь с младенцем Иисусом на коленях видна в три четверти; направо от нее Святая Елисавета (в профиль) держит Святого Иоанна; позади Святой Иосиф. Проданная в революцию в Париже из дома Морена (Maurepas), драгоценная картина эта, по отзыву всех знатоков, есть одно из лучших произведений славного мастера. В 1613 году она была гравирована Калло.
Коллекцию итальянской живописи графов Строгановых и Большое собрание изящных искусств ASG объединяют имена Аннибалле Карраччи (1560-1609), Гвидо Рени (1575-1642), Франческо Солимены (1657-1747), Луки Джордано (1634-1705), Бернардо Строцци (1581—1644) и других крупных мастеров.
Картина Бернардо Строцци «Аллегория свободных искусств» попала в строгановское собрание из галереи ІІуллена.
Холст, масло. 152 x 140 см. Государственный Эрмитаж
В эпоху Ренессанса наряду с гуманитарными и точными науками возвышаются изобразительные искусства и архитектура. Начинается борьба представителей этих отраслей за признание их Свободными, в отличие от механических, искусствами. В Италии художники достаточно быстро добились высокого социального положения и уважительного отношения к себе. Как известно, Микеланджело ставил себя на одном уровне с папой, Рафаэль, по легенде, ждал кардинальской шапки от задолжавших ему пап, построил себе аристократический палаццо и выезжал в пышной свите, достойной знатных аристократов.
Получив к концу эпохи Возрождения статус свободных искусств, Живопись, Скульптура и Архитектура в аллегорической живописи XVII-XVIII веков стали занимать исключительное место. Наряду с женскими образами, их олицетворявшими, в некоторых случаях рядом изображали старца Гомера - воплощение Поэзии. Так и на картине Строцци три женские фигуры размещены тесной группой вокруг его мраморного бюста. Их обнаженные плечи, грудь, полные руки почти касаются мрамора, зеленоватый оттенок которого подчеркивает живую теплоту тел. Персонажи не отличаются классической красотой, не блещут первой молодостью, прически их беспорядочны, но они, полные энергии, великолепны в своей роскошной, поистине рубенсовской весомости. Живописная манера мастера чрезвычайно эффектна. Крупным пастозным мазком буквально "вылеплены" складки белых тканей и розово-желтого полосатого шарфа Живописи. В передаче тел переходы цвета становятся мягкими, но это нисколько не умаляет его сочности.
Картина «Аллегория искусств» написана в венецианский период, когда живопись мастера получила большие тональное богатство и легкость. Образы, созданные Строцци, свободны и демократичны, хотя порой отличаются некоторой холодностью трактовки и остротой характеристики. Картина представляет собой еще один пример интерпретации художником новаторской манеры Караваджо.
Бернардо Строцци — известный мастер генуэзской школы. Художественная манера и мировоззрение художника формировались под влиянием творчества ломбардских и фламандских живописцев, произведения которых были во множестве представлены в генуэзских собраниях, а также под явным воздействием творчества П. Рубенса, Караваджо и его последователей.
Творческая карьера Строцци развивалась по нетрадиционной траектории, его формальное обучение длилось всего несколько лет, в течение которых он учился у сиенца Пьетро Сорри, жившего в Генуе с 1595 по1597 годы. Обучение Строцци завершилось в 1598 году, когда он дал обет монашества и вступил в орден капуцинов. Десять лет он жил в монастыре капуцинов Св. Варнавы, где он получил прозвище «Иль Капучино». Будучи монахом, Строцци продолжал свою художественную практику, создав нескольких картин со Святым Франциском Ассизским, покровителем ордена. После смерти отца в 1610 году Строцци попросил временного освобождения от монашества в силу необходимости содержать свою овдовевшую мать и незамужнюю сестру-художницу.
В это десятилетие карьера Строцци пошла в гору, он нашел покровительство в лице влиятельной генуэзской семьи Дориа, а также получил свой первый крупный заказ по росписи храма. В 1630 году, после смерти матери и замужества сестры, монахи-капуцины стали добиваться от художника возвращения в монастырь. Строцци не внял этим требованиям, в результате был заключен в тюрьму на полтора года, а затем бежал из Генуи.
В 1633 году Строцци обосновался в Венеции, где работал под прозвищем «il prete Genovese» (Генуэзский священник) до самой смерти.
Стиль Строцци знаменует собой важный сдвиг во вкусах и чувствах генуэзцев, а его новшества не ограничиваясь только высокоиндивидуализированным сочетанием цвет или его манерой письма - импасто. Действительно, Строцци усвоил не только уроки натурализма и прямоты Караваджо (1571-1610), но также и элегантность и композиционную изысканность генуэзских портретов Ван Дейка (1599-1641), с которым явно был близко знаком. Из этих, казалось бы несопоставимых и несовместимых, элементов Строцци создал особый стиль, который нашел широкое распространение, аудиторию поклонников и множество подражателей.
Святой Франциск Ассизский
Италия, XVII в.
Холст, масло, 115×104 см
БСИИ ASG, инв. №04-1755
Интересна работа мастерской Бернардо Строцци из БСИИ, это, безусловно, дань школе Караваджо, писавшему на очень темных грунтах, который просвечивал. Мы видим святого в момент появления на его теле стигматов, изображение Франциска в целом соответствует традиционной иконографии святого. Он облачен в темно-коричневую рясу, подпоясанную веревкой с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания. На руках мастер изобразил раны с фрагментами гвоздей, торчащими из них. В руках же Франциск держит один из своих атрибутов – распятие с фигурой Христа, которому так хотел уподобиться. Стоицизм его подчеркнут тем, что на лице святого нет страданий или мук боли. В молитвенном экстазе он откинулся назад и, перебирая в руках четки, переживает глубокий искупительный смысл страстей Христовых.
Столь полное и живописное описание ран на теле святого сподвигло несколько поколений живописцев посвятить свои полотна именно этой драматичной сцене – принятие стигмат Франциском Ассизским. Особенно популярен данный сюжет был у итальянских барочных мастеров, так любивших изображать святых в момент сильной экзальтации, а также телесных и душевных мук.
Творчество Аннибале Карраччи (1590—1609) в коллекции было представлено «Семейством столяра». Под этим видом художник изобразил Святую Деву с младенцем Иисусом, и подле них работающего топором Святого Иосифа.
Картина появляется в издании каталога от 1800 года, где отнесена к школе братьев Карраччи, позднее, в 1807 году Строганов публикует ее как работу Аннибале Карраччи, обосновывая ее сходство с картиной художника из коллекции Пале Рояль (не сохранилась), известной в просторечии как “Строгальщик”.
В собрании Строганова было и еще одно «Святое Семейство» кисти кузена знаменитого болонца Агостино Карраччи (1558—1601). Композиция из трех фигур, Святой Девы с младенцем и Святого Иосифа по сочинению и рисунку относится к вершине его творчества.
Религиозные композиции Аннибале Карраччи являются скорее отражением сентиментальной и неискренней набожности его времени. К лучшим произведениям Аннибале Карраччи принадлежат его пейзажные работы, в то время маньеризм почти полностью предал забвению данный жанр. Карраччи и его ученики создают на базе традиций венецианского пейзажа XVI века тип так называемого классического, или героического, пейзажа. Именно природа позволила Карраччи совместить свое представление об идеально прекрасном с реальностью. Из трех братьев Аннибале был самым талантливым. Страстно отдававшийся своему делу, он работал быстро и с увлечением, остро полемизировал с противниками, ссорился с братьями, высмеивая аристократические замашки Агостино и педантизм Лодовико. Всем лучшим, что было в нем, болонский академизм обязан Аннибале, который фактически явился ведущей фигурой нового течения. Пейзаж последователя А. Кар-раччи из БСИИ выполнен на весьма популярный в его время сюжет, посвященный Латоне и ликийским крестьянам. Латона, мать близнецов Дианы и Аполлона, сбежала из-за ярости Юноны после того, как забеременела от ее мужа, Юпитера, и прибыла в Ликию, измученная жаждой за время долгого пути. Она остановилась у небольшого озера в долине, но местные крестьяне не позволили ей пить и взболтали воду и ил, чтобы сделать студеную воду, не пригодной для питья. Разгневавшись за себя, а еще более за детей, страдающих от жажды, Латона превратила крестьян в лягушек – именно этот момент изображает художник на картине: люди по-лягушачьи округлили спины, воздевают вверх руки, похожие на лапки, и безобразно разевают рты. А природа на среднем и дальнем плане демонстрирует каноническую зрелость красоты (А. Бенуа). Пейзаж не лишен условности и довольно схематичен, что соответствует канонам того времени, однако это неспособно завуалировать искреннюю любовь художника к природе, на фоне которой такими смешными и тщетными выглядят страсти, которыми обуреваемы люди.
Как всякий большой художник Аннибале Карраччи сочетал следование традициям с революционной новизной, в частности, столь последовательно выступая как основатель нового, «возвышенного» стиля, он нередко писал непринужденные жанровые композиции. Начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили художника возможности заниматься живописью. Несмотря на всеобщее признание, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Братья Карраччи оставили много учеников, среди которых наиболее известны Гвидо Рени и Доменикино.
В своем «Каталоге» А.С. Строганов упоминает, что полотно Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами» «составляло часть коллекции герцогини Кингстон». Но он приобрел эту картину в собрании дворца графов Чернышевых.
Лука Джордано, исполнивший за свою жизнь около двух тысяч картин, заслужил у современников прозвище "Fa presto" ("Делает быстро"). Мастер отличался богатым воображением, превосходным чувством композиции, цвета и фактуры. "Битва лапифов с кентаврами" - великолепный образец декоративного барочного искусства. Основным источником античных легенд для художников XVII в. было сочинение Овидия "Метаморфозы". Рассказывается там и о племени лапифов, пригласивших кентавров на свадьбу своего царя Пейритоя. Во время пира кентавры попытались похитить невесту, красавицу Гипподамию, и ее подруг. Началась схватка, в которой лапифы одержали победу благодаря вмешательству богов. Почти панорамно Джордано разворачивает пейзаж в своем большом полотне, заполняя его фигурами сражающихся. Центр ожесточенной битвы - кентавр Эвритон из могучих рук которого пытается вырваться Гипподамия. Герой Тезей атакует похитителя, обнажив меч. Широкий круп кентавра кажется выступающим за пределы плоскости холста: искусству барокко свойственно стремление к разрушению границ между иллюзорным и реальным мирами.
Борей, похищающий Орифию
Холст, масло, 93,5×124 см
БСИИ ASG, инв. №04-2926
В Большом собрании изящных искусств имеется картина «Борей, похищающий Орифию» круга Луки Джордано. Художник родился 18 октября 1632 года в Неаполе; в течение девяти лет учился у Хосе де Риберы, в родном городе, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.
Джордано часто упрекают, что при своем значительном таланте, развитом чувстве красоты и богатом воображении он нередко злоупотреблял своими задатками и приносил их в жертву технике, главным достоинством которой считал скорость письма. Его обширное наследие включает как прекрасные по замыслу и исполнению работы, так и небрежные, и откровенно слабые. Произведение из БСИИ не принадлежит к числу шедевров Джордано, хотя фигура Борея индивидуализирована и выписана убедительно: загорелый физически мощный и привлекательный мужчина бережно, но крепко обхватил понравившуюся ему женщину, унося ее в свою северную страну. Задрапированная в плащ цвета свинцово-серого неба, Орифия практически не сопротивляется, положив свою левую руку на предплечье Борея, ее лицо не выражает никаких эмоций.
Родившись на полвека позже Рубенса и являясь автором собственной свободной манеры письма, Лука Джордано новаторски интерпретирует сюжет Борея и Орифии. Это еще не рококо, но уже и не зрелое барокко, для Джордано важнее рассказать историю, он переосмысляет веками существовавший сюжет. Борей у Джордано – уже не грубый мощный похититель, равнодушный к чувствам своей жертвы, каким его писали многие художники, включая Рубенса. Крепко, но бережно он обхватил ее тело и не тащит к себе в далекую страну, а увлекает в полет. Образ Орифии также решен в более прогрессивной манере, он не достиг еще чувственности периода рококо, но уже отошел от прямолинейности барокко. Открытые плечи и начало груди, гордая златовласая голова с прекрасным лицом отчасти оправдывают Борея, потерявшего голову от страсти.
Безусловно, произведение из БСИИ не имеет той художественной ценности, что картины Рубенса и Буше на этот сюжет. Но оно заключает в себе зачатки более содержательной манеры повествования и является образцом перехода к принципиально новым образам, которые после переработки составили классику изобразительного искусства.
БСИИ располагает несколькими произведениями Луки Джордано, к лучшим из них следует отнести картину «Пан и Сиринга». Неукротимый в своем вожделении козлоногий Пан, с мускулистой, как у Эвритона, спиной преследует Сирингу, нежное тело которой напоминает и Гипподамию, и Орифию.
Пан и Сиринга
Холст, масло. 52×86 см
БСИИ ASG, инв. №04-2151
В коллекции Строгановых была «Аллегория славы Карла Ѵ» Франческо Солимены (1657 — 1747). Во время принадлежности этой картины г. Буре (Bourel), этот известный любитель, в знак уважения своего к королю Людовику XV, приказал на медальоне, находящемся в верхней части картины, портрет Карла Ѵ заменить портретом Людовика XV; приобретя картину, граф А. С. Строганов, в свою очередь, приказал уничтожить портрет французского короля и заменить его медальоном Екатерины II, который и теперь находится на картине. Картина была гравирована испанским гравером Генрикесом, восстановившим на ней изображение Карла Ѵ.
Большое собрание изящных искусств АСГ располагает удивительной работой Солимены, повествующей о любви земного отца к небесному сыну. Приемный отец Христа, муж Богородицы, Иосиф Обручник был избран для Пресвятой Девы, чтобы защитить ее от общественного мнения при рождении Иисуса как внебрачного ребенка. Другая причина – Богочеловек должен был появиться в небогатой семье и познать житейские трудности, такова была воля Божья.
Холст, масло. 90×72 см. БСИИ ASG, инв. № 04-2340
Иосиф – неоднозначный образ, нередко его изображают за хозяйственными хлопотами, будто в стороне, тогда как телесная связь Пресвятой Девы и малыша всегда акцентирована. Во многих произведениях Иосиф – «не муж и не отец» - словно бы вынужденно в силу христианского долга опекает Марию с ее сыном, а православная церковь и вовсе почти не уделяет ему внимания.
На картине Солимены царит взаимная любовь: младенца и того, кто спасал его от Ирода, учил ходить и говорить… И то, что им суждено было только 11 лет провести вместе, обостряло чувства. В картине Солимена практически уравнивает значение Иосифа и Девы Марии, акцентируя в образе Иосифа родительскую заботу, любовь и нежность – традиция, которую заложили испанские живописцы, в частности, Мурильо.
Несмотря на возраст, Иосиф изображен подчеркнуто мужественным, в руке он держит расцветший посох – знак богоизбранности. Рыцарь по духу Солимена не мог не знать о традиции культа Иосифа, зародившейся одновременно с формированием принципов рыцарской морали. Превозносимый как эталон женской чистоты и красоты, образ Девы Марии становится идеальным выражением устремлений «рыцарской» или «куртуазной» любви, в ряде случаев не предполагающей и даже исключающей физическое единство с дамой сердца. Ее цель - немое обожание и поклонение той, которой рыцарь поклялся служить, защищая ее безопасность и оберегая честь ее имени, как это сделал Иосиф.
Красной нитью через всю жизнь Строганова проходит его страсть к собиранию выдающихся произведений и редкостей в области живописи, ваяния и зодчества. Для этой цели он никогда не жалел ни средств, ни труда. Первые свидетельства о покупке им картин относятся к 1752 г., во время его первого путешествия за границу. Особенно ярко проявился у него интерес к искусству в Италии. Пребывание в Европе позволило ему не только приобрести первоклассные произведения, но и воспитать в себе подлинно художественный вкус, “приобщиться к европейской культуре собирательства”. В свое второе пребывание за границей (1771– 1778) он является уже авторитетным знатоком живописи и по некоторым свидетельствам является консультантом российской самодержицы в деле приобретения ею произведений искусства. Его имя постоянно встречается в каталогах распродаж. Он покупает картины из самых знаменитых парижских коллекций – Шуазеля, принца Конти, де Буассе, Блонделя де Ганьи, Мариетта. Его посредником был крупнейший парижский антиквар Донже. Для него пишут известные французские живописцы – Грез, Гюбер Робер, он посещает мастерскую знаменитого скульптора Гудона, но об этот в следующих публикациях…
Светлана Бородина
Источники:
- Безгубова А. А. Живопись итальянского Возрождения в собраниях Строгановых. Новое о судьбе шедевров коллекций // Доклад, прочитанный 27 октября 2015 г. на VI Международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», 27–31 октября 2015 г., Москва. – [Электрон. ресурс]. – Точка доступа. - chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://actual- art.spbu.ru/images/posters/2015/min-Bezgubova
- Гавлин М. Л. Из истории российского предпринимательства: Династия Строгановых: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН.–М., 2002. – 131с.
- Галерея графа С. Г. Строгонова в С. Петербурге // Картинные галереи Европы: Собрание замечательных произведений живописи различных школ Европы /Ред. А. Андреев. Т. 2. – СПб.: М.О. Вольф,1863. - С. 245-250.
- Кузнецов С.О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. – Москва, 2012. – 557с.
- Меттерних Т.И. Строгановы: история рода. – М.: Алетейя, 2003. – 365 с.
- Качалова Г. В. Роль частных коллекций ХVIII в. в формировании государственного фонда культурных ценностей //Аналитика культурологии. – 2009. – №. 15. – С. 262-270.
- Курков К.Н. Предпринимательство и меценатство: графы Строгоновы времен модернизации России начала ХХ в. // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2011. - № 4. – С. 36-43.
- Неверов О. Коллекции графа А.С. Строганова: Художественные шедевры Картинной галереи и содержание Минерального кабинета Строгановского дворца // Наше наследие. – 2001. - № 59-60. – С. 47-54.