decor
Следите за нашими новостями

Завет деспотам

25.12.2023

В Большом собрании изящных искусства ASG хранится два произведения, написанные на библейский сюжет из Книги пророка Даниила (V, 1—30) - «Пир Валтасара». Первая работа была приобретена в июне 2012 года. Знаменитый парижский арт-эксперт Рене Милле отнес произведение к кругу Амброзиуса Франкена II (1590 – 1632). Вторая картина поступила в собрание в июле 2023. Экспертный кабинет Эрика Тюркина (Cabinet Turquin) атрибутировал её фламандской школой, последователем Бартоломео Стробеля (младшего) (1591 – 1650).


Франкен II, Амброзиус, круг
Пир Валтасара
Фландрия, начало XVII века
Дерево, масло. 95,5×123 см
БСИИ ASG инв. № 04-2925


Франкен II, Амброзиус, круг
Пир Валтасара
Фландрия, первая половина XVII века
Дерево, масло. 58,5×122 см
БСИИ ASG инв. № 03-5081

На произведениях из БСИИ ASG изображена сцена из Ветхого Завета. Согласно Библейской книге Даниила Валтасар был сыном и соправителем последнего царя Вавилонии Набонида (VI век до н.э.). В ночь взятия персами Вавилона Валтасар устроил большой пир со своими придворными, женами и наложницами. Они пили во славу языческих богов из золотых и серебряных сосудов, взятых еще отцом царя из храма Соломона в Иерусалиме. Вдруг в самый разгар пира появилась мистическая кисть руки и начертала на стене дворца таинственные слова: «Мене, мене, текел, упарсин» (рус. «Исчислено, Взвешено, Разделено»). «Мене» – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «текел» – ты взвешен на весах и найден очень легким, «упарсин» – разделено царство твое и дано мидянам и персам[1]. Письмена эти никто не мог понять. Царь пришёл в ужас, и «колени его стали биться одно о другое», и послал он за Даниилом, который был его советником в подобных вопросах. Даниил открыл ему, что слова эти предвещают падение Вавилонского царства и гибель царя, который умер в ту же ночь (Дан. 5:1 – 31).

Картины круга Амброзиуса Франкена II созданы на основе гравюры голландского рисовальщика Яна Харменса Мюллера (1571 – 1628) «Праздник Валтасара» из собрания Музея Метрополитен. Еще одна гравюра Мюллера хранится в коллекции Рейксмюсеума в Амстердаме. Издателем гравюр является отец рисовальщика – Хармен Янс Мюллер (около 1539 – 1617), знаменитый амстердамский резчик по дереву, книгопечатник и гравер.

Хармен Янс Мюллер происходил из известной семьи художников – графиков, живописцев и книготорговцев. Его отец Ян Эвуц (1510 – 1564) был печатником, занимался художественной обработкой древесины. Вероятно, именно он научил этому ремеслу своего сына. Янс Мюллер как его брат создавал гравюры для антверпенских типографий. Однако бывал ли мастер когда-либо в этом городе – неизвестно.

После смерти отца в 1564 году семейной типографией заведовала его мать. В 1566 году Янс Мюллер работал в Амстердаме, тогда впервые его имя как книгопечатника появилось на карте с указанием пункта назначения. В тот период он посвятил себя в основном гравюре. В 1570 году Мюллер официально унаследовал от семьи типографию «De Vergulde Passer» или «In den Vergulden Passer» на улице Вармоэсстраат – «Улица Мангольда» (Warmoesstraat) в Амстердаме. До 1577 года он был единственным книгопечатником в городе. Далее Мюллер печатал для разных регионов, иногда анонимно или по ложному адресу. Кроме того, он продолжал активно заниматься резьбой по дереву, а также выпускал гравюры других художников, в том числе работы Корнелиса Антониса (1505 – 1553). С 1593 года Хармен Янс Мюллер начал публиковать работы своего сына Яна Харменса Мюллера, тогда еще начинающего гравера и живописца.


Типографский знак Хармена Янса Мюллера 1576 год

После получения образования Ян Харменс Мюллер прожил часть своей жизни в Праге, где познакомился со многими другими художниками, такими как Ханс фон Аахен (1552 –1615) и Бартоломеус Шпрангер (1546 – 1611).


Ганс фон Ахен
Аллегория Мира, Искусства и Изобилия
1602 год
Холст, масло. 197 × 142 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Ганс фон Ахен
Торжество Истины и Справедливости
1598 год
Медь, масло. 56 × 47 см
Старая Пинакотека, Мюнхен


Бартоломеус Шпрангер
Минерва, победившая невежество
Около 1591 год
Холст, масло. 163 × 117 см
Художественно-исторический музей, Вена


Бартоломеус Шпрангер
Геракл и Омфала
Около 1600 года
Медь, масло. 24 × 19 см
Художественно-исторический музей, Вена

Прага в то время процветала как культурный центр, она находилась под властью Императора Рудольфа II (1552 — 1612) Священной Римской империи германской нации. Мюллер поддерживал тесные контакты со скульптором, который работал при императоре. В 1597 году Ян Мюллер стал гравером при императорском дворе. Существуют данные, что в 1594 и 1602 годы рисовальщик, вероятно, провел в Риме и Неаполе. В последующие годы он вернулся в Амстердам и работал там. После смерти своего отца Ян Мюллер продолжил заниматься издательским делом до своей смерти. Он был одним из самых востребованных граверов-маньеристов, выполнявших композиции ведущих художников конца XVI— начала XVII веков. На сегодняшний день насчитывается около сотни его работ. В 1590-е и начале 1600-х годов мастер создал несколько впечатляющих ночных сцен, в том числе «Тайную вечерю» по работе Гиллиса Куанье (ок. 1542 – 1599), «Мертвого Христа, оплакиваемого ангелом» по Якопо Лигоцци (1547 — 1627) «Воскрешение Лазаря» по мотивам Абрахама Блумарта (1564 — 1651) и две оригинальных композиции: «Поклонение волхвов» 1598 года и «Пир Валтасара». Эти работы отличаются от произведений, созданных им по образцам голландских маньеристов и пражских художников. Они характеризуются четкой плановостью, более длинными, тонкими изящными линиями и чрезвычайно детальной штриховкой, создающей плотное наполнение темных фрагментов. Более широкая и перекрестная штриховки закладывает средние тона.[2]


Ян Харменс Мюллер
Поклонение волхвов
Амстердам, 1598 год
Бумага, 34 × 43 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Инв. № 51.501.6340

Многие эксперты относят гравюру «Пир Валтасара» к списку лучших авторских произведений. Считается, что на создание этой композиции его вдохновила картина Тинторетто (1518 – 1594) «Тайная вечеря», написанная им между 1592 и 1594 годами специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре. Очевидно, что Мюллер был под влиянием еще одного произведения итальянского маньериста - «Пир Валтасара», написанного Тинторетто между 1543—1544 годами.


Тинторетто
Тайная вечеря
Италия, 1592—1594 годы
Холст, масло. 365 × 568 см
Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция


Тинторетто
Пир Валтасара
Италия, 1543—1544 года
Дерево, масло. 29 × 156 см
Венский художественно-исторический музей


Ян Харменс Мюллер
Пир Валтасара
Голландия, около 1598 года
Бумага. 35 × 39 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Инв. № 51.501.6341


Ян Харменс Мюллер
Пир Валтасара
Амстердам, 1596 – 1600 годы
Бумага. 34 × 40 см
Рейксмюсеум, Амстердам
Инв. № RP-P-OB-32.093

В левой части композиций гравюр Яна Харменса Мюллера изображен стол, уставленный разнообразными яствами и золотыми кубками. Во главе стола восседает Вальтасар под балдахином, а по сторонам от него –царственная свита в варварски роскошных одеждах. У левой кромки и справа – воины и слуги, разливающие вино по бокалам из высокого золотого кувшина, а также несущие свечи и снедь. Вверху – люстра с четырьмя горящими свечами и четырьмя статуями обнаженных нимф, музыканты и рука, указывающая на слова «MANE, THECEL, PHARES», освещённые двумя свечами на подставке. На переднем плане справа на свету блестит большой, искусно выполненный кувшин на блюде.

Фраза «MANE, THECEL, PHARES», вероятно взята из Вульгаты - латинского перевода Библии (Latin Vulgata), основанном на трудах Иеронима Стридонского: «Haec est autem scriptura, quae digesta est: mane, thecel, phares». На гравюре из собрания Рейксмюсеума фраза видна неотчетливо, она освещена полосой света, можно рассмотреть лишь очертание букв. На произведении из Музея Метрополитен надпись изображена четко. Еще одним очевидным различием между гравюрами является изображение драпировки стола с цветочными мотивами на работе из коллекции Музея Метрополитен, когда на произведении из Рейксмюсеума скатерть не имеет рисунка. Гравюра из нью-йоркского музея имеет подпись внизу композиции:

«Yoannes Muller fecit:
Cernite Chaldaei viuâ sub imagine Regis,
Horresco referens, diuini numinis iram.
Scilicèt hac decuit plecti ratione, superbâ,
Numine contempto, linguâ qui Idola crepabat.
Qui simili peccare modo praesumitis, isto
Discite ab exemplo, similis nè paena sequatur.
Harman Muller excudebat»
[3]

Гравюра из амстердамской коллекции выполнена более обобщенно нежели из собрания Музея Метрополитен. В остальном произведения практически идентичны, включая размеры.


Фрагмент гравюры Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара» с надписью из Музея Метрополитен


Фрагмент гравюры Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара» с надписью из Рейксмюсеума


Фрагмент гравюры Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара» со столом из Музея Метрополитен


Фрагмент гравюры Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара» со столом из Рейксмюсеума

Гравюра Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара» получила широкую известность благодаря ее публикации в Библии в начале XVII века. Многие художники использовали ее как иконографический источник, о чем свидетельствует дошедшее до нас большое количество разных по художественному уровню картин, в том числе работы таких мастеров как Фредерика (1566 – 1623) и Гиллиса ван Валькенборх (1570 – 1622), Амброзиуса Франкена II (местонахождение неизвестно) и Франса Франкена II (1581-1642).


Амброзиус Франкен II
Пир Валтасара
Между 1596-1632 годы
Дерево, масло. 72 x 103 см


Франс Франкен II
Пир Валтасара
Антверпен, около 1610 года
Дерево, масло. 64 x 91 см


Франкен II, Франс, мастерская
Пир Валтасара
Дерево, масло. 49 x 61 см
Аукционный дом Christie’s,
10 октября 2001 года, лот 88


Франкен II, Франс, круг
Пир Валтасара
Между 1599-1642 годы
Дерево, масло. 31 x 48 см
Государственный художественный музей в Шверине


Франкен II, Франс, круг
Пир Валтасара
Дерево, масло. 75 x 110 см
Аукционный дом Christie’s,
16 ноября 2006 года, лот 32


Валькенборх, Фредерик ван, последователь
Пир Валтасара
Дерево, масло. 74 х 104 см
Аукционный дом Christie’s,
18 ноября 2015 года, лот 43


Фламандская школа
Пир Валтасара
Антверпен, XVII век
Холст, масло. 99 х 152 см
Аукционный дом Bonhams,
3 июля 2013 года, лот 53
Продано за 18 750 фунтов стерлингов

Французский эксперт Рене Милле отнес произведение из БСИИ ASG к кругу Амброзиуса Франкена II, так как картина близка к авторской композиции, проходившей на аукционе Tajan 19 июня 2001 года (№ 19). Картина круга Амброзиуса Франкена II из нашего собрания создана по гравюре «Праздник Валтасара» из собрания Музея Метрополитен, так как на драпировке художник написал цветы, наличествует и фраза «MANE, THECEL, PHARES», но ее видно неотчётливо из-за утраты красочного слоя. Не многие художники, писавшие по гравюре Яна Мюллера, передавали цветочный мотив на скатерти. Чаще всего они привносили в живописное изображение новые детали, такие как богатое убранство, золоченые фигурные сосуды, другие яства на столе, видоизменяли внешний облик персонажей, писали иное фоновое пространственное и избирали своё колористическое решение. Неизменным остается наличие руки, указывающей на слова, балдахин и стол с группой пиршествующих лиц.


Фрагмент картины круга Амброзиуса Франкена II
«Пир Валтасара» с надписью «MANE, THECEL, PHARES» из БСИИ ASG инв. № 04-2925




Фрагмент картины круга Амброзиуса Франкена II
«Пир Валтасара» со столом из БСИИ ASG инв. № 04-2925

Второе произведение «Пир Валтасара» из БСИИ ASG, отнесенное экспертами к последователю Бартоломея Стробель, также близко живописи Амброзиуса Франкена II. Эксперты кабинета Эрика Тюркина, вероятно, атрибутировали работу таким образом из-за другой картины последователя о Стробеля «Пир Валтасара». Однако между данной работой и произведением из БСИИ ASG кроме композиционного построения больше нет общих художественных черт. Помимо этого, эксперты ошибочно определили сюжет работы как «Пир Ирода». Скорее всего они руководствовались авторскими картинами польского живописца: «Пир Ирода» 1630-1633 годов из Музея Прадо и «Пир Ирода» 1630-х годов, хранящаийся в Старой Пинакотеке в Мюнхене. Очевидно, что в основе произведения из БСИИ ASG лежит композиция гравюры Яна Мюллера «Пир Валтасара», так как на ней нет изображения Саломеи, преподносящей голову святого Иоанна Крестителя своим родителям, как на работах Стробеля.


Бартоломей Стробель
«Пир Ирода»
1630-е годы
95 х 72 см
Старая Пинакотека, Мюнхен


Бартоломей Стробель
«Пир Ирода»
1630-1633 годы
Холст, масло. 280 х 952 см
Музей Прадо


Последователь Бартоломея Стробеля
Пир Валтасара

Бартоломео Стробель младший – мастер эпохи барокко, его манера исполнения славилась подробной прописью персонажей, украшений, одежд и убранства, утонченными образами, доскональной детализацией предметно-пространственного мира, материальностью. Картина «Пир Валтасара» из нашего собрания лишена этой скрупулёзной детализации.


Франкен II, Амброзиус, круг
Пир Валтасара
Фландрия, первая половина XVII века
Дерево, масло. 58,5×122 см
БСИИ ASG инв. № 03-5081

На картине из БСИИ ASG есть указывающая на роковую фразу рука, но следов надписи нет, либо она не сохранилась, что характерно для произведений как самого Амброзиуса Франкена II, так и его круга. Металлический кувшин на переднем плане в отличие от других композиций находится не на плоском подносе, а в золочёном блюде, рядом со стеклянным сосудом. Именной такой же по форме сосуд имеется на картине Амброзиуса Франкена II.


Фрагмент картины Амброзиуса Франкена II с вазоном «Пир Валтасара»


Фрагмент картины Амброзиуса Франкена II с кувшином «Пир Валтасара»


Фрагмент картины круга Амброзиуса Франкена II
«Пир Валтасара» с сосудами из БСИИ ASG инв. № № 03-5081

Существует множество других схожих деталей, таких как: изображение балдахина, люстры с нимфами, стол со снедью и т.п. Стоит отметить, что автор работы из БСИИ ASG выбрал иной формат картины – произведение вытянуто по горизонтали (58,5×122 см). Вероятно, данная особенность также повлияла на атрибуцию экспертного кабинета Эрика Тюркина в пользу Стробеля. На работе появляется арочный проем, визуально увеличивающий пространство. Такое решение сближает «Пир Валтасара» из БСИИ ASG с полотном фламандской школы, проходившем на аукционе Bonhams 3 июля 2013 года. К картине из нашего собрания удачно подобрана рама, декорированная резьбой в виде флемского дорожника. Практически все подобные работы, созданные по гравюре Яна Харменса Мюллера «Пир Валтасара», были выполнены в первой половине XVII века. В этот период была написана и картина круга Амброзиуса Франкена II под инвентарным номером Инв, БСИИ ASG, № 03-5081.

Дарья Молотникова


Источники:

  1. Книга пророка Даниила, глава 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bibleonline.ru/bible/rst-jbl/dan-5.26-28/ – 25.12.2023
  2. Belshazzar's Feast. Jan Muller [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/374030 – 25.12.2023
  3. Belshazzar's Feast, c. 1598 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.75701.html – 25.12.2023

Поделиться: