decor
Следите за нашими новостями

Провенанс картин старых мастеров: интриги, тайны, обретения

27.03.2020

На европейском арт-рынке произведение искусства принято считать подлинным, если у него имеется убедительный провенанс: история происхождения предмета, подробный перечень владельцев, которым оно принадлежало на протяжении столетий, публикации о нем в книгах и журналах. В Европе историю произведений проследить несколько легче, так как есть надежда обнаружить документацию о продажах, наследовании, выставках.
Обычно специалисты авторитетных аукционных домов, сделав заключение о времени создания и авторстве или школе, не стремятся к полному восстановлению провенанса своих лотов. Эту задачу ставят себе новые владельцы произведения, что продиктовано желанием получить доказательство их подлинности и проследить многовековую историю бытования картины: местонахождение, владельцы, участие в выставках, наличие копий и т.д. Подобную работу ведет и Международный институт антиквариата.

Провена́нс (фр. provenance – происхождение, источник) – происхождение и история владения художественным произведением. Провенанс – один из важнейших факторов, влияющих на восприятие предметов искусства. Покупателя на арт-рынке всегда интересует, в чьей коллекции побывало интересующее его произведение, где оно экспонировалось, через каких арт-дилеров прошло. Если это произведение ранее находилось в знаменитой частной коллекции, это, разумеется, в разы повысит его цену, поскольку, побывав в именитом собрании, оно становится отмеченным особым «знаком качества»: за его благополучный провенанс можно не опасаться. Так, например, Рубенс или Ван Дейк из коллекции Галуста Гюльбенкяна (скупавшего картины во время скандальной продажи коллекций Эрмитажа в 1929-1934 годах) будут стоить дороже, чем полотна тех же авторов из собрания не известного коллекционера.

Однако громкое имя бывшего владельца произведения иногда может дать и отрицательный результат. В случае, если в провенансе картины среди прежних владельцев значится имя Германа Геринга, то её будет крайне сложно или же вовсе не возможно продать. Большинство картин из коллекции рейхсмаршала было похищено из музейных и частных собраний оккупированных территорий во время Второй мировой войны. Трофейное искусство, как правило, всегда обладает отрицательным («чёрным») провенансом и плохо продаётся.


Солдат631
Солдат армии США осматривает произведения искусства, собранные нацистами
Берлин, 1945 год


Самая большая коллекция трофейного искусства была собрана Наполеоном, который привозил в Париж произведения искусства из военных походов Италию и Испанию. Ему удалось создать невероятно богатую коллекцию произведений, но ей не суждено было долго просуществовать. После поражения императора при Ватерлоо была инициирована реституция.

Вторая волна разграбления культурных ценностей прокатилась по Европе во время Второй мировой войны, и многие её последствия до сих пор не разрешены. Сегодня потомки тех евреев, у которых произведения искусства были похищены нацистским режимом, требуют вернуть им отнятое. Однако задача эта очень непростая, поскольку большинство первых законных владельцев этих предметов было убито во время холокоста. Если тщательно проведённое расследование устанавливает, что картина действительно попала к нацистам незаконно, то крупные музейные собрания беспрепятственно расстаются с ней в пользу наследователей. В случае, если эта картина находится в частной коллекции и была честно куплена на аукционе, могут возникнуть серьезные проблемы. И даже если картина стоит миллионы долларов, продать её невозможно, так как владельцу уже предъявлен иск о реституции. Таким образом, обе стороны становятся заложниками ситуации. В подобных случаях чаще всего удаётся достигнуть мирного урегулирования – картину продают, а деньги делят поровну.

Были ли нацисты такими высокими ценителями искусства? Для них искусство служило мощным орудием пропаганды и делилось на два типа:

  1. Нордическое искусство (пропагандирует здоровое ощущение принадлежности к арийской расе). Классическое искусство старых мастеров, столь любимое фюрером, было причислено к нордическому.
  2. Вырожденческое искусство (всё авангардное искусство).

Все знают о показательных сжиганиях властями нацистской Германии книг, не соответствующих идеологии национал-социализма. Сжигали и картины художников-нонконформистов. Их изымали из экспозиций государственных музеев. Художникам-авангардистам запрещалось работать и даже приобретать художественные принадлежности. Но немногие знают, что нацисты, осознавая финансовую ценность авангардного искусства на рынке, устраивали торги на территории нейтральной Швейцарии (в галерее Фишера), благодаря которым многие шедевры XX века удалось спасти. На этих торгах «Автопортрет» Ван Гога (1888 год) был продан за 175 тыс. швейцарских франков (40 тыс. долларов), «Семья Солер» Пабло Пикассо (1903 год) – 36 тыс. ₣, «Синий дом» Марка Шагала (1920 год) – 3,3 тыс. ₣, «Ресторан в парке» Августа Макке (1912 год) – 0,9 тыс. ₣, «Большой город» Георга Гросса (1917 год) – 0,7 тыс. ₣.


Солер632
Пикассо, Пабло
Семья Солер
1903 год
Холст, масло. 150×203 см
Музей Модерна и современного искусства, Льеж


Сегодня, если на аукционных торгах появляется картина, объявленная нацистами вырожденческой, то её цена заметно увеличивается, и не только потому, что всё гонимое этим безнравственным режимом априори прекрасно и возвышенно. Цена произведения станет ещё выше, если удастся доказать, что его исключили из государственного музея Германии в тридцатых годах – раз музей приобрёл эту картину, значит она действительно является выдающейся. Картины с музейным провенансом – большая редкость и исключительная ценность для арт-рынка.

При крупных аукционных домах существуют целые отделы, занимающиеся установлением провенанса произведений искусства. Если они обнаруживают в истории владения картиной так называемые «серые зоны» (те временные отрезки, когда владельцы картины неизвестны, особенно это опасно в период с 1932 по 1945 годы), то эксперты предпочитают отказывать агентам в реализации таких произведений. Часто недобросовестные дилеры сознательно замалчивают имена бывших владельцев картин.

Работают эти отделы, как правило, результативно. Подтверждение этому – нашумевшая история с картиной Гюстава Курбе «Спящая обнажённая» (1862 год). На аукцион Christie's обратился арт-дилер с предложением о продаже некоего произведения искусства. Эксперт этого аукционного дома Даниелла Люксембург сразу же узнала в нём шедевр Курбе, который пропал из коллекции венгерского барона Ференца Хатвани. Во время Второй мировой войны в 1945 году коллекция Хатвани, находившаяся в хранилище банка, была разграблена. После этого картина была замечена прикрепленной к тенту советской военной машины в Будайской крепости. Далее солдаты, не понимая высокой ценности полотна, подарили его деревенскому доктору-словаку, который лечил раненых. Доктор долгое время хранил картину в своем доме рядом с Братиславой. Сам Хатвани скончался в 1958 году, а его потомки начали борьбу за наследство. После того, как картина Курбе «всплыла» на аукционе, законные владельцы потребовали её возвращения. После пяти лет переговоров с участием Интерпола, в 2005 году родственники словацкого доктора продали картину в Лондон семье Хатвани за 300 тысяч долларов. 9 ноября 2015 года картина Гюстава Курбе «Спящая обнажённая» установила новый ценовой рекорд и была продана с аукциона за 15,3 миллионов долларов, что в четыре раза превышало предыдущий рекорд стоимости картин прославленного француза.


Курбе633
Курбе, Гюстав
Спящая обнажённая
1862 год
Холст, масло. 75×97 см
Частная коллекция


До начала XXI века картина Курбе числилась среди пропавших. И таких картин с неизвестной судьбой достаточно много. Среди них можно назвать «Леду и лебедя» 1530 года Микеланджело (пропала из королевского музея Фонтенбло), единственный морской пейзаж Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море» (картина была украдена из частной галереи Бостона, её местонахождение до сих пор не известно), «Концерт» Вермеера (работа украдена, местонахождение неизвестно), «Портрет молодого человека» Рафаэля (вывезен из польского музея Чарторыйских в 1939 году, дальнейшая судьба неизвестна) и т.д. Мы знаем, как выглядели эти картины по сохранившимся старинным копиям с них, гравюрам и фотографиям. Но как велико ещё количество знаменитых картин, судьба которых не известна по сей день! Появление на торгах картины, долгое время числившейся среди пропавших, производит эффект откровения, рождая ажиотаж среди покупателей – каждый хочет обладать ею.

Однако в некоторых случаях сохранились не документальные источники с изображениями исчезнувших картин, а лишь словесные их описания или упоминания об их создании художником в архивах. Аукционные эксперты с опаской относятся к предложениям арт-дилеров о продаже вновь обретённых шедевров, о которых ранее знали лишь по описаниям. Когда никто из ныне живущих картину знаменитого мастера не видел, ее легко подделать, опираясь на описание.

По отношению к некоторым пропавшим картинам аукционисты используют термин «спящая картина». В данном случае они подразумевают произведения искусства, которые не то чтобы утрачены, но пребывают в безвестности в силу утраченного авторства. Такая картина может появиться на торгах как скромное творение анонимного второстепенного художника. Затем в ходе исследования оказывается, что это шедевр выдающегося живописца. Картину «будят» и цена её мгновенно возрастает. Так, князь Лихтенштейнский около 1700 года в Антверпене приобрёл картину Рубенса «Избиение младенцев». В XVIII столетии её переатрибутировали, ошибочно приписав авторство ученику Рубенса Яну ван ден Хукке (1611-1651). В 1920 году потомки князя продали эту картину. А в 2002 году эксперты аукционного дома Sotheby’s выставили её на торги с прежним авторством Рубенса, атрибутировав картину 1610 годом. В итоге полотно было продано за 46 млн фунтов.

Коллекция Лихтенштейнов – одно из богатейших художественных собраний княжеских домов Европы. Оно размещается в Вене во дворце на Фюрстенгассе. Основу собрания заложил в XVII веке князь Карл Евсевий Лихтенштейн. Потомки продолжали систематически пополнять его полотнами Мантеньи, Рафаэля, Рубенса, ван Дейка, Халса. В собрании когда-то находился «Портрет Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. В 1967 году он был продан за 5 млн долларов. Ныне хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона.


Бенчи634
Винчи, Леонардо да
Портрет Джиневры де Бенчи
1474-1476 годы
Доска, масло. 39×36,5 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон


Перед Второй мировой войной собрание Лихтенштейнов было открыто для публики. В марте 2004 года оно вновь стало доступным для всех желающих. В 2009 году часть собрания экспонировалась на выставке в Пушкинском музее в Москве. Однако в 2011 году из-за низкой посещаемости музей снова стал закрытым, посетить его можно лишь по предварительной договорённости с самим князем.

В коллекции Лихтенштейнов хранится вариант композиции «Олени, загнанные сворой собак», авторство которой принадлежит одному из четырёх столпов фламандского искусства XVII века Франсу Снейдерсу вместе с его учениками. Мастерская работала над общей композицией произведения, а Снейдерс, будучи уже не просто признанным мастером, а мэтром, только дорабатывал её, внося окончательные штрихи. Ещё один, несколько видоизмененный вариант этого произведения, также написанный Снейдерсом при участии его учеников, находится в Большом собрании изящных искусств ASG, третий был продан 17 июля 1981 года в Лондоне на аукционе Christie’s (№156), а четвёртый экспонируется в музее Прадо в Мадриде.

Мадрид635
Снейдерс, Франс и ученики
Олени, загнанные сворой собак
Холст, масло. 112×58 см
Национальный музей Прадо, Мадрид

0495
Снейдерс, Франс и ученики
Олени, загнанные сворой собак
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 330×200 см
БСИИ ASG, инв. №04-0495

Безусловно, когда картина из частного собрания имеет аналоги в таких авторитетных музеях, как коллекция Лихтенштейнов и Прадо, это значительно повышает её стоимость на арт-рынке. Кроме этого картина Снейдерса и его учеников из собрания ASG обладает знатным провенансом, т.к. происходит из коллекции герцога Филиппа-Франсуа д' Аренберга (1625-1674) – военного и государственного деятеля Испанских Нидерландов, князя Священной Римской империи, герцога ван Арсхота и гранда Испании первого класса. Аренберги или Аремберги (Arenberg, Aremberg) относятся к младшей ветви бельгийского дома Линей, глава которой носит титулы герцога Аршо и князя Аренберга. Из всех имперских князей Аренберги были старшими по времени обретения княжеского титула.

Портреты Филиппа-Франсуа д' Аренберга писали сам Антонис ван Дейк и Адам Франс ван дер Мейлен (1632-1690), изобразивший в 1662 году герцога вместе со своей свитой.

Дейк636
Дейк, Антонис ван
Портрет Филиппа-Франсуа д'Аренберга
1640-е годы
Холкем-холл, Норфолк

Свита637
Мейлен, Адам Франс ван дер
Филипп-Франсуа д'Аренберг вместе со своей свитой
1662 год
Национальная галерея, Лондон

Резиденцией герцогского дома был позднеготический замок Аренберг, ныне расположенный на окраине Лёвена в Бельгии. Сейчас замок находится в собственности Лёвенского католического университета, здесь размещается инженерный факультет. В замке представлена коллекция живописи герцогов д' Аренберг. Вероятно, именно тут хранились и «Олени, загнанные сворой собак» Снейдерса и его учеников из Большого собрания изящных искусств ASG.

Аренберг638
Аренберг – позднеготический замок
герцогского дома Аренбергов, расположенный
в Хеверле близ Лёвена в Бельгии

Интерьер639
Интерьер замка Аренберг

Следует отметить, что формулировка авторства «Снейдерс и ученики» нисколько не понижает ценность произведения, поскольку под учениками Снейдерса могут подразумеваться такие величины, как Пауль де Вос, Ян Фейт, Ян Роос или Питер ван Букле. В свою очередь самого Снейдерса, наряду с Антонисом ван Дейком, Якобом Йордансом, Андрианом Брауэром и Давидом Тенирсом Младшим, можно назвать учеником гениального Питера Пауля Рубенса. То же самое можно сказать о голландцах Рембрандте и Яне Ливенсе, которые имели много учеников и последователей. Ливенс не был учеником Рембрандта, как многие ошибочно полагают, но они работали в одной мастерской у Питера Ластмана в схожей манере. В Большом собрании изящных искусств ASG есть жанровая композиция «Курители трубок», атрибутированная кругом Яна Ливенса. Сам факт, что картина написана художником из окружения Ливенса, делает её более значимой, как и то, что она находилась в коллекции Жозефа Легаре (1795-1855) – художника и политического деятеля Нижней Канады.

2929
Ливенс Ян, круг
Курители трубок
Голландия, XVII век
Холст, масло. 116×93 см
БСИИ ASG, инв. №04-2929

Легаре640
Жируа, Жан-Жозеф
Портрет Жозефа Легаре
1837/1838 годы
Библиотека и Архив Канады, Онтарио

Жозеф Легаре родился в Квебеке. Будучи художником-самоучкой, он начал с создания репродукций известных европейских произведений религиозного жанра. В 1828 году за свою первую картину получил медаль Общественного объединения наук и искусств Канады. В 1833 году Легаре открыл собственную галерею в Квебеке, которая стала первой художественной галереей в Канаде (два года спустя она закрылась). В 1838 году он открыл еще одну галерею в партнерстве с адвокатом Томаcом Амио.

Легаре был членом муниципального совета города и управления здравоохранения, а также служил мировым судьей. В 1842 году он помог основать Общество Святого Иоанна Крестителя в Монреале, которое ставило своей целью защиту французского языка и квебекской культуры.

Коллекционировать предметы искусства Легаре начал в 1819 году, когда взял у отца деньги взаймы и купил около 30 живописных работ, заложивших основу его собрания. В Канаде Легаре стал одним из первых коллекционеров произведений искусства. Большинство поздних приобретений были сделаны им через двух квебекских арт-дилеров – Йохана Кристофера Раффенштайна и Дж. Д. Бальцаретти.


Водопад641
Легаре, Жозеф Водопад Шодье
Около 1840 года
Библиотека и Архив Канады, Онтарио


Провенанс полотна «Курители трубок» из собрания ASG мы можем проследить и дальше. В 1852 году оно было приобретено у Легаре Матильдой-Джорджианой Фарибу – женой канадского портретиста и мастера религиозного жанра Теофиля Амеля (1817-1870). Её отец – Жорж-Бартелеми Фарибу (1789-1866) – библиотекарь, археолог, один из первых историографов Канады.


Амель642
Амель, Теофиль
Портрет Жоржа-Бартелеми Фарибу
1861 год
Библиотека и Архив Канады, Онтарио


Фарибу проводил весь свой досуг, собирая документы и книги, освещающие историю Канады. Ему удалось собрать прекрасную коллекцию редких книг и оригинальных рукописей, которая погибла при пожаре в здании парламента Монреаля (1849 год). Вскоре он принялся за сбор новой коллекции, которую завещал Университету Лаваля – франкоязычному публичному университету Квебека. В переданной коллекции находилась и картина «Курители трубок» круга Яна Ливенса из Большого собрания изящных искусств ASG. Она хранилась в университетском собрании до 1903 года, а затем перешла в собственность некоего господина Лемэ (A. Lemay). После 1908 года «Курители трубок» вновь возвращаются в личную коллекцию потомков Теофиля Амеля, которые в 1918 году продают полотно Франсуа-Жану Пельтье (1863-1945) – коммерсанту и политическому деятелю Квебека. Он представлял федеральный избирательный округ Матана в Палате общин Канады с 1917 по 1925 годы как либерал. В 1899 и 1901 годах был избран в законодательный орган штата Монтана в округе Силвер Боу. Пельтье умер в 1945 году. Далее провенанс «Курителей трубок» не прослеживается. Летом 2012 года картина была выставлена на торги аукционном домом Boisgirard & Associes, где и была приобретена Международным институтом антиквариата.

Произведение круга Яна Ливенса из собрания ASG имеет и примечательную иконографию. Существует гипотеза американского учёного из Национальной галереи искусств в Вашингтоне, что на картине кисти Яна Ливенса «Игроки в карты» (частная коллекция) изображен Рембрандт в возрасте 16 лет. Доктор Артур Уилок, изучающий историю искусств, утверждает, что центральная фигура подростка в синем плаще на картине Яна Ливенса является изображением Рембрандта. Исследователь полагает, что полотно было закончено в 1623-1624 годах. Более поздний портрет Рембрандта Ливенс написал в 1629 году. «Игроки в карты» в 2009 году экспонировались на выставке Яна Ливенса в музее «Дом Рембрандта» в Амстердаме.

Мы предполагаем, что, возможно, на картине круга Яна Ливенса «Курители трубок» из Большого собрания изящных искусств ASG в левой части также изображен Рембрандт. Между внешностью запечатленных молодых людей, написанных в разных ракурсах с курительными трубками в руках, и предметами их одежды (береты с плюмажем) есть очевидные черты сходства. Оба героя носят усы. Похожи и два других персонажа полотен: немолодой мужчина за спиной Рембрандта, наблюдающий за ходом игры в композиции «Игроки в карты», и человек, раскуривающий трубку, возможно с опиумом, в правой части картины из собрания ASG. Их роднит характерный изогнутый рисунок морщин на лбу, ямка на подбородке, носогубные складки, рисунок рта с приподнятыми вверх уголками губ, дуги бровей, специфический прищур глаз. В настоящее время нами прорабатывается данная версия.

Ливенс643
Ливенс, Ян
Игроки в карты
Холст, масло. 97,5×105,5 см
8 мая 2007 г., Амстердам, аукцион Sotheby’s, лот 77
€ 1,768 тыс (эстимейт € 150-200 тыс.)

2929_1
Рембрандт (?) с картины круга
Яна Ливенса «Курители трубок»
БСИИ ASG, инв. №04-2929

Ливенс_1
Рембрандт с картины Яна Ливенса
«Игроки в карты»
Частная коллекция

2929_2
Персонаж с картины «Курители трубок»
круга Яна Ливенса
БСИИ ASG, инв. №04-2929

Ливенс_2
Персонаж с картины Яна Ливенса
«Игроки в карты»
Частная коллекция

0820
Шампень, Жан-Батист де
Перенесение мощей Святого Арнульфа
Франция, 1670-1675 годы
Холст, масло. 214×277 см
БСИИ ASG, инв. №04-0820

Сохранился провенанс и у картины из собрания ASG «Перенесение мощей Святого Арнульфа» фламандского мастера XVII века Жана-Батиста де Шампеня (1631-1681).

Композиция, изображающая перенесение мощей Святого (покровителя пивоваров), была написана Шампенем по заказу гильдии пивоваров Гента в 1670-1675 годах для зала заседаний в бывшем гентском монастыре Чёрных сестёр. Гильдия располагалась тут с 1637 года. Картина находилась здесь и во время описи, проведенной фламандским художником, рисовальщиком и гравёром Филиппом Ламбертом Спруйтом (1727-1801) в сентябре 1777 года. С 16 мая 1770 года Спруйт состоял в должности первого профессора Академии рисунка и живописи в Генте. Помимо работы Шампеня в описи значатся два полотна Николаса Руза (1601-1646), Филиппа Беернарта и одна картина Карела ван Мандера (1548-1606). «Перенесение мощей Святого Арнульфа» оказалось единственным дошедшим до наших дней полотном из этой описи. Во время повторной описи, составленной Спруйтом между 1789 и 1791 годами, картина также находилась в монастыре.

В 1794 году работу Шампеня должны были вывезти из Бельгии французские дилеры, однако именно в это время её крадут из монастыря и с этого момента вплоть до XX века судьба произведения остаётся неизвестной.

Краденные картины довольно сложно сбыть. Знаменитые похищенные композиции и вовсе не станут покупать, так как сразу же после заявления об их пропаже они вносятся в «Реестр утраченных произведений искусства». В данном случае можно предположить лишь кражу по заказу богатого частного коллекционера, но такое маловероятно: все наиболее ценные произведения искусства застрахованы. В случае их похищения страховой компании будет предъявлен иск на их полную стоимость. Само собой разумеется – аукционные дома и арт-дилеры, следующие букве закона, никогда не станут связываться с продажей краденых произведений.

Но в XVIII столетии «Реестра утраченных произведений искусства» ещё не существовало, и картина Шампеня обнаружилась лишь в XX веке в одной из частных коллекций Бельгии. С 1985 года они находилась в Париже в галерее Хайма. 7 декабря 2006 года процессия со Святым Арнульфом была продана с аукциона Sotheby’s в Лондоне (№195) анонимному покупателю, коллекционирующему картины отца Жана-Батиста де Шампеня – Филиппа де Шампеня (1602-1674) – мастера портретного жанра эпохи барокко. В Большое собрание изящных искусств ASG картина поступила в 2010 году с аукциона Tajan.

Кроме того, мы знаем, что с 18 ноября 2007 по 17 февраля 2008 года картина Шампеня экспонировалась на выставке «Школа Филиппа де Шампеня» во французском художественном и археологическом музее Эврё.


Эврё644
Музей в Эврё, Верхняя Нормандия


Сюжет работы Жана-Батиста де Шампеня из собрания ASG атрибутирован Паулем Экхоутом – архитектором, куратором Музея изобразительных искусств Гента, президентом Королевской академии древности Бельгии и членом-корреспондентом Королевской академии искусств Сан-Фернандо-де-Энарес. Экхоут был куратором Музея изобразительных искусств Гента в период с 1948 по 1982 годы. Он почти ежегодно организовывал большие выставки, привлекая фонды музея и частные собрания Гента.

Хронология написания определена знаменитым французским историком искусств Домиником Бремом. Он специализируется на французской живописи XVII-XVIII веков, в особенности на творчестве Никола де Ларжильера и Франсуа де Труа. С 2009 года он руководит музеем в замке Со (регион Иль-де-Франс). В 2007 году под редакцией Брема выходит научная работе о художниках школы Филиппа де Шампеня.

Брем датирует картину «Перенесение мощей Святого Арнульфа» 1670-1675 годами. Он не находит упоминаний о ней ни в каких гентских документах периода 1666-1678 годов. В Брабанте популярность Шампеня начинает набирать обороты только после 1663 года, когда он был принят в Королевскую академию живописи Парижа. Оформление интерьера и росписи плафона зала заседаний гильдии пивоваров, в котором должна была разместиться композиция Шампеня, были закончены к 1673 году. Логично, что одновременно с этим, художник работал над созданием своего произведения. Помимо этого со стилистической точки зрения «Перенесение мощей Святого Арнульфа» уже находилось под влиянием академической живописи Шарля Лебрена. Именно в эти года Жан-Батист де Шампень перестаёт копировать манеру своего отца, хотя и заимствует его художественные образы, а именно – мужскую фигуру, бросающую цветы на мощи Святых Гервасия и Протасия с монументального полотна Филиппа де Шампеня, хранящегося в Лувре. На картине из собрания ASG мы можем видеть те же самые фигуры, осыпающие цветами мощи Арнульфа. Таким образом, Жану-Батисту де Шампеню не удалось преодолеть сыновней зависимости от таланта отца или, как говорил Пикассо, не удалось «убить своего отца в искусстве».


Шампень645
Шампень, Филипп де
Перенесение мощей Святых Гервасия и Протасия
Холст, масло. 363×681 см
Лувр, Париж


Шампень_1
Фрагмент с изображением мужской
фигуры,бросающей цветы с картины
Филиппа де Шампеня Лувр, Париж

0820_1
Фрагмент с изображением мужской
фигуры, бросающей цветы с картины
Жана-Батиста де Шампеня
БСИИ ASG, инв. №04-0820

Можно сравнить картину из собрания ASG с работой «Распятие» (холст, масло, 118×174 см, Национальный музей Пор-Рояль-де-Шан в Маньи-лез-Амо), написанной Жаном-Батистом де Шампенем в 1675 году. Здесь обнаруживается та же монументальность, мягкий приглушённый колорит и активная игра светотени.

К картине «Перенесение мощей Святого Арнульфа» Жана-Батиста де Шампеня существует подготовительный эскиз (холст, масло, 51×42,5 cм). Он был продан на аукционе Sotheby’s в Лондоне анонимному покупателю 7 июля 1999 года (№531). Благодаря этому эскизу сегодня мы можем судить о том, насколько в итоге видоизменилось полотно по сравнению с первоначальным его замыслом. Изменился и колорит композиции, в окончательном варианте Шампень предпочитает писать перчатки святого и саван гризайлевыми оттенками от лилового-серого до ляпис-лазури. Меняется и формат композиции. Если в случае с эскизом это практически квадрат, то полотно из собрания ASG ближе к прямоугольнику. Изменение размера работы, скорее всего, связано с переменой местоположения картины в зале заседаний гильдии.

В левой части полотна с поднятой вверх рукой в горностаевой мантии изображен герцог Ноддо. Процессию с мощами Святого Арнульфа, направляющуюся к усыпальнице, вводят в замешательство быстро надвигающиеся сумерки. Герцог Ноддо предлагает оставить мощи святого на ночь в своём поместье. Участники церемонии принимают приглашение, однако, когда они прибывают в дом герцога, оказывается, что у него нет ни еды, ни питья, чтобы утолить их жажду. Они обнаруживают лишь небольшой кубок ячменного пива. Герцог Ноддо молится и Святой Арнульф совершает чудо, приумножив пиво. Так святой становится покровителем пивоваров.

Еще одно фламандское полотно XVII века из собрания ASG имеет громкий провенанс. Оно написано Питером Снайерсом (1592-1667) и изображает всадников у постоялого двора. В XIX веке композиция принадлежала Хосе де Саламанке (1811-1883) – первому маркизу Саламанки и испанскому Гранду. Испанский дворянин, политик и бизнесмен, он был министром финансов Испании и премьер-министром в 1847 году.

2883
Снайерс, Питер
Всадники у постоялого двора
Фландрия, XVII в.
Холст, масло. 75×127 см
БСИИ ASG, инв. №04-2883

Хосе646
Хосе де Саламанка

Один из богатейших людей Испании своего времени, он много занимался благоустройством Мадрида. Среди его соратников была регентша Испании – Мария Кристина де Бурбон. Саламанка строил железные дороги по всей стране, развивал инфраструктуру провинции, занимался банковскими операциями (основал несколько банков) и инвестициями. Осенью 1844 года маркиз, успешно играя на бирже, заработал 30 миллионов реалов за один день. Однако после 1860 года Саламанка терпит череду финансовых неудач. Он был вынужден продать свой мадридский дворец – одно из самых элегантных построек Испании того времени. Сегодня здание этого дворца принадлежит крупнейшей банковской компании Испании Banco Bilbao Vizcaya Argentaria. Здесь проводятся художественные выставки.

Дворец647
Дворец маркиза Саламанки
Построен в 1855 году
Мадрид, Испания

2883_1
Этикетка на обратной стороне
холста Питера Снайерса
«Всадники у постоялого двора»
БСИИ ASG, инв. №04-2883

Если учесть тот факт, что дворец теперь используется для организации экспозиций предметов искусства, то видимо здесь находилось и произведение Снайерса «Всадники у постоялого двора» из собрания ASG. Маркиз мог приобрести его, пребывая во Франции в период политической ссылки до 1849 года. После его смерти полотно и в дальнейшем числилось собственностью потомков Саламанки, которые также носили титул маркизов. Впоследствии согласно этикетке на оборотной стороне композиции работа находилась в коллекции господина Дефива (monsieur Defives) под инвентарным номером 3124. В 1968 году картина была представлена на выставке «Частные собрания севера Франции (Старые мастера)» в Лилле под номером 64/65. В Большом собрании изящных искусств ASG она находится с 2012 года.

Хосе де Саламанка принадлежал к той категории знати, которая добилась титулов благодаря собственным заслугам, а не по праву рождения, как например, представители дворянского дома Фосини-Люсенж, ведущие свою родословную с XI века. Фамилия Фосини происходит от названия замка, расположенного в долине реки Арв. Первые Фосини контролировали земли долины Арв и Бефортен до тех пор, пока главная ветвь рода не угасла, объединившись в XIII веке с Савойской династией, графами д’ Альбон и дофинами Вьенскими.

Ветвь Люсенж, отделившаяся еще в XII веке, со второй половины XVIII столетия стала именоваться Фосини-Люсенж и получила дворянский титул. Одним из самых ярких представителей рода в этом столетии был политик Луи-Шарль-Амеде де Фосини-Люсенж (1755-1801). Будучи ещё совсем молодым, он получил звание подполковника, служа в полку Нормандия. В период Революции защищал официальную власть королевского дома Бурбонов. В 1791 году присоединился к корпусу принца Конде и эмигрировал в Англию.

Люсенж648
Туссен-Лабади, Шарль
Портрет Луи-Шарля-Амеде
де Фосини-Люсенж
1789 год
Музей Французской революции, Визий

1979
Кейленборх, Абрахам ван
Купание Дианы
Голландия, XVII век
Дерево, масло. 56×85,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1979

8 сентября 1789 года в Версале у Луи-Шарля-Амеде родился сын – Фердинанд-Виктор-Амеде де Фосини-Люсенж. Он будет носить титул первого принца Люсанжа, унаследованный от своей бабушки – Элеоноры Шарлотты фон Зандерслебен – внучки принца Монбельяра Леопольда Эберхарда де Вюртемберга. Фердинанд де Фосини-Люсенж также избрал военную службу и был полковником кавалерии. В его коллекции произведений искусства находилась картина «Купание Дианы» Абрахама ван Кейленборха (1620-1658) из Большого собрания изящных искусств ASG.

Известно, что Фердинанд де Фосини-Люсенж проживал в Париже на улице де Соссе, 3 (VIII округ). Там же находилась и его коллекция. Он умер 10 марта 1866 года. У него осталось пять наследников, старший из которых Шарль-Мария де Фосини-Люсенж (1824-1910) также носил титул принца. Ему перешла и вся коллекция живописи, в которой находилось «Купание Дианы» Кейленборха. Шарль-Мария был политиком, жил на улице Мариньян, 12 (VIII округ). Кто из принцев рода де Фосини-Люсенж в XX веке стал следующим наследником собрания нам не известно, как не известна и дальнейшая судьба работы Кейленборха из собрания ASG, куда она попала 7 марта 2011 года.

Луи-Шарль-Амеде де Фосини-Люсенж был убеждённым роялистом. На другой стороне баррикад находился Франсуа Како (1742-1805) – французский революционный дипломат и бонапартист. Како начал карьеру с обучения в Военной школе Парижа, где он получил специальность по возведению фортификационных сооружений, а позднее стал инспектором учебных заведений. В 1775 году он получил должность секретаря маршала д’ Обетера, который в то время был губернатором Бретани, а в 1785-ом – отправился в Италию, где начал дипломатическую карьеру в качестве секретаря князя Талейрана. Затем Како стал послом при дворе Неаполитанского королевства. В 1793 году его отправляют к Папскому Престолу, а в 1796-ом Директория назначает Како французским министром в Риме. Вместе с генералом Наполеоном они подписывают Толентинский мир между Францией и Папской областью. Согласно условиям этого мира кроме денежной контрибуции французы вывезли из Ватикана ряд произведений искусства: более 100 картин и других произведений искусства отправились в Лувр. Договор также предусматривал вывоз пятисот древних рукописей. Французской комиссии предоставили право входа в любое здание, включая религиозное, и осуществлять свой выбор. Среди произведений, вывезенных по договору во Францию, были: «Преображение» Рафаэля, скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», Афродита Капитолийская Праксителя, Аполлон Бельведерский Леохара и Статуя Тибра с Ромулом и Ремом. Впоследствии большая часть трофейного искусства вернулась в Италию.

После государственного переворота 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 года по григорианскому календарю), в результате которого Наполеон пришел к власти, Како становится депутатом Законодательного корпуса. В 1801-ом он ведёт переговоры по Конкордату Наполеона, с 1802 по 1804-ый служит полномочным министром в Риме и присоединяется к Охранительному сенату Первой империи.

Сабле649
Сабле, Жан-Франсуа
Портрет Франсуа Како
Музей изящных искусств, Нант

4193
Тревизани, Франческо
Святой Франциск Ассизский за молитвой
Италия, XVII век
Холст, масло. 95×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-4193

Франсуа Како унаследовал любовь к искусству и литературе от своего отца – керамиста, дорожного инженера и картографа Нанта. Сам Како хорошо владел немецким и осуществил переводы многих литературных произведений на французский язык. Во время своего пребывания в Италии он приобрёл более тысячи картин, скульптурных композиций и более пяти тысяч гравюр западноевропейских мастеров конца XIII – начала XIX веков. Среди них было и полотно итальянского мастера позднего барокко Франческо Тревизани (1656-1746), изображающее молящегося Франциска Ассизского. Теперь эта картина хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Формированию коллекции Како немало способствовал Толентинский мир. Вместе со своим другом художником и коллекционером Жаном-Батистом Жозефом Викаром (1762-1834) Како посещал арт-рынки дилера Коразетто на площади Пьяцца Навона в Риме, а также церкви и монастыри, откуда вывозились произведения искусства во Францию. За их счёт пополнялась и личная коллекция Како, для нее в Риме была отобрана и картина Тревизани с изображением Франциска Ассизского из собрания ASG. Далее работа экспонировалась в музее Франсуа Како, который был организован в 1796 году его младшим братом Пьером Како в Клисоне. В рамках этого музея действовала школа искусств, основной целью которой было формирование хорошего вкуса у граждан Французской Республики. Следуя главному девизу революционной Франции «Liberté, Égalité, Fraternité» («Свобода, Равенство, Братство»), Како обеспечил свободный доступ к своим коллекциям всем желающим. В 1801 году коллекция Како была выкуплена городом Нантом и вскоре на её основе был создан Музей изящных искусств. Картина Тревизани принадлежит Большому собранию изящных искусств ASG c марта 2014 года.

Еще более рьяным бонапартистом был Луи-Мари-Жак-Альмарик де Нарбонн-Лара (1755-1813) – французский дипломат и наполеоновский генерал. После государственного переворота Нарбонн-Лара стал адъютантом Наполеона и сопровождал его в походе 1812 года в Россию. Перед началом русской кампании он встречался с Александром I в Вильно (Вильнюс) для попытки урегулирования конфликта мирным путём. В ноябре 1813 года Нарбонн-Лара умер в немецком Торгау, куда был назначен комендантом. Имя генерала выбито на Триумфальной арке в Париже.

Эрмини650
Деэрен, Эрмини
Портрет Луи-Мари-Жака-Альмарика де Нарбонн-Лара
Музей армии, Париж

0986
Лабиль-Жиар, Аделаида, круг
Портрет герцогини Нарбонн-Лара
Франция, XVIII в.
Холст, масло. Овал 64×53 см
БСИИ ASG, инв. №01-0986

Обстоятельства смерти Нарбонн-Лара по сей день не ясны. По одной версии он скончался от тифа, по другой – смерть наступила в результате неудачного падения с лошади. До конца не известно и то, кто был его отцом. Будущий генерал воспитывался при дворе Людовика XV вместе с королевскими детьми, вследствие чего его считали побочным сыном Людовика XV. В пользу этой версии свидетельствует и его поразительное внешнее сходство с королём. Матерью Нарбонн-Лара была фаворитка Людовика XV – Франсуаза де Шалю, герцогиня де Нарбонн-Лара, леди де Ла Бов (1734-1821). Портрет герцогини, написанный художником из окружения Аделаиды Лабиль-Жиар (1749-1803), находится в Большом собрании изящных искусств ASG.

В 1749 году Франзуаза де Шалю вышла замуж за герцога Жана-Франсуа де Нарбонн-Лара. Она была придворной дамой при Марии Аделаиде Французской (дочь Людовика XV). В ранг герцогини возведена в 1780 году. Мы полагаем, что именно по случаю этого события, на тот момент герцогине было 46 лет, Аделаида Лабиль-Жиар написала её портрет (холст, масло, 72×58 см). Нане он хранится в коллекции графа Клода-Филибера Бартело де Рамбюто (1781-1869) в замке Рамбюто. Граф Рамбюто был префектом Парижа при Наполеоне. В период Реставрации стал членом палаты депутатов, выступавшим за Карла X. Во время июльской монархии был пэром Франции и префектом, много сделавшим для обустройства Парижа.


Озоль651
Замок Рамбюто, Озоль (департамент Сона и Луара)


«Портрет герцогини Нарбонн-Лара» Аделаиды Лабиль-Жиар выставлялся в Салоне в 1787 году (№112). Он воспроизведён в книге Пасси (A.M. Passez) «Аделаида Лабиль-Жиар. Биография и каталог её работ» (Париж, 1973, №85, репродукция стр. 70).

Полотно из собрания ASG воспроизводит портрет Франзуазы де Шалю. Над его созданием работал живописец круга Аделаиды Лабиль-Жиар по заказу самой герцогини в качестве подарка для своей племянницы, которая была её полной тёзкой. С тех пор данный портрет хранился в семье де Шалю.

В 1911 году он экспонировался на выставке в Париже по случаю выхода в свет книги Эжена Вельвера «Придворная дама» (издательство Calmann-Lévy), посвященной жизни Франзуазы де Шалю. В 2010 году работа была выставлена на торги аукциона Delorme & Collin du Bocage. Сегодня в Большом собрании изящных искусств ASG она является одним из лучших образцов портретного жанра коллекции французской живописи XVIII века.


0986_1
Дарственная надпись на обратной стороне холста Портрета герцогини Нарбонн-Лара
БСИИ ASG, инв. №01-0986


Несомненно, перечисления таких благородных фамилий и аристократических домов Европы украшают провенанс, повышают художественную значимость и финансовую стоимость произведений из собрания ASG. Но еще больше чести картине делает её пребывание в руках известного коллекционера-профессионала, знатока живописи, который разбирается в искусстве и пополняет своё собрание только лучшими произведениями. Таковым был последний директор Академии изящной словесности, «почётный любитель» Академии живописи Марселя (с 1763 года), генерал-лейтенант Гийом де Поль (1738-1793). Он получил звание генерал-лейтенанта в двадцать один год и, как и многие представители «золотой молодёжи» Марселя, коллекционировал произведения искусства. Собрание де Поля, считавшееся одним из лучших в Марселе, располагалось в его особняке (Hôtel Guillaume de Paul) по адресу Гриньян, 53. Особняк был построен де Полем в 1774 году на деньги, который он унаследовал от своего дяди в 1771 году. В 1815 году в нём останавливался Андре Массена (1758-1817) – военачальник французских республиканских войск, а затем империи Наполеона, маршал Империи, герцог Риволи, князь Эсслинг. В настоящее время особняк претерпел серьёзную реконструкцию. Его парадные залы были разделены на небольшие комнаты. Сейчас здесь располагается Галерея современного искусства Давида Пусква.


Особняк652
Особняк Гийома де Поля в Марселе


Гийом де Поль коллекционировал французскую живопись XVIII века. Собрание могло похвастаться прекрасными полотнами Антуана и Ноэля-Николя Куапеля, Жана-Батиста Грёза, Жана-Марка Натье, Жана-Батиста Удри, Клода Жозефа Верне и др. Когда известный художник прибывал в Марсель, Гийом де Поль оказывал ему радушный приём в своём особняке, и не позволил уйти, не купив или не заказав у него несколько работ для своего собрания.

В столовой его особняка находилась серия из семи полотен пейзажиста Жана-Анри Д’Арля (1734-1784). Одна из работ данной серии «Руины в порту», написанная в 1768 году, теперь хранится в Большом собрании изящных искусства ASG.

2050
Арль, Жан-Анри Д’
Руины в порту
Франция, 1768 год
Холст, масло. 212×126 см
БСИИ ASG, инв. №04-2050

Арль653
Арль, Жан-Анри Д’
Прибрежный пейзаж с римскими руинами
1760 год

Два других полотна серии – «Буря» (220×137 см) и «Пожар» (221×157 см) – были проданы в Нью-Йорке в 1999 году. Оба подписаны и датированы 1758 годом. Местонахождение еще одной композиции данной серии под названием «Прибрежный пейзаж с римскими руинами» (1760 год) нам неизвестно.

Портовый город Марсель вдохновлял художников на создание бесконечных вариаций на тему морских и прибрежных пейзажей. Картины Д’ Арля являются характерными их образчиками с преобладанием италиянизирующих мотивов: классицистический пейзаж, где ясное небо – главный герой, античные руины, стаффажные фигуры людей и животных. Художник прибыл в Марсель в качестве ученика к мастеру ландшафтного жанра де Капелье. В 1753 году он получил первый приз Академии живописи. В это время в Марселе работал и Клод Жозеф Верне, живопись которого сильно повлияла на творчество Д’ Арля. Верне создавал многочисленные портовые пейзажи, а Д’ Арль помогал ему. Он перенял у Верне основы построения композиции и световые эффекты. Ему даже дали прозвище «Обезьяна Верне» (фр. Singe de Vernet). Однако после поездки в Италию Д’ Арль отошёл от манеры своего учителя. Благодаря помощи финансиста Жана-Батиста Рея он отправился в Рим на два года. Итальянские впечатления Д’ Арля впоследствии воплотились в его марсельских пейзажах. В частности, фрагмент колоннады в левой части композиции из собрания ASG напоминает полуразрушенный портик храма Весты в Тиволи.

2050_1
Фрагмент с изображением
полуразрушенного портика
работы Жана-Анри Д’Арля
БСИИ ASG, инв. №04-2050

Храм654
Храм Весты в Тиволи

После смерти Гийома де Поля часть его коллекции была завещана в разные музеи. Картина Д’ Арля «Руины в порту» из Большого собрания изящных искусств ASG попала в частную коллекцию господина Доннадьё (фр. Collection Donnadieu). Согласно этикетке на обратной стороне холста картина демонстрировалась на выставке Экс-ан-Прованского фестиваля в особняке Риб в 1952 году (№83).


2050_2
Этикетка на обратной стороне холста «Руины в порту» Жана-Анри Д’Арля
БСИИ ASG, инв. №04-2050


В нашей статье мы осветили истории картин из собрания ASG с наиболее интересными и значимыми провенансами. Пребывание в таких статусных коллекциях, безусловно, придаёт им большую ценность, как историческую, так и финансовую. Есть в собрании ASG произведения, провенанс которых хранит сведения об их продаже на именитых аукционах, таких как Sotheby’s и Christie's, но, к сожалению, покупатели их пожелали остаться анонимами. Ещё немалое число картин имеет не раскрытый пока провенанс, который часто устанавливается благодаря сохранившимся этикеткам и надписям на оборотных сторонах холстов и рамах. А потому впереди нас ожидает еще много интересных открытий.


Алина БУЛГАКОВА

Источники:

  1. Хук Ф. Завтрак у Sotheby's: Мир искусства от А до Я / пер. с англ. В. Ахтырской. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 416 с.: ил.
  2. tass.ru
  3. archive.org
  4. tourisme-marseille.com

Поделиться:
Яндекс.Метрика